В целях реализации Закона Республики Татарстан "Об охране труда в Республике Татарстан" Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Республиканскую программу улучшения условий и охраны труда на 2004-2006 годы (далее - Программа).
2. Министерству финансов Республики Татарстан, Министерству экономики и промышленности Республики Татарстан при формировании проектов бюджетов Республики Татарстан на 2004-2006 годы включить указанную Программу в перечень республиканских целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств бюджета Республики Татарстан.
3. Министерствам, ведомствам, учреждениям и организациям Республики Татарстан принять меры по реализации Программы.
4. Рекомендовать администрациям городов и районов Республики Татарстан принять территориальные программы улучшения условий и охраны труда в пределах средств местных бюджетов и внебюджетных источников.
5. Министерству труда и занятости Республики Татарстан ежегодно до 1 марта информировать Кабинет Министров Республики Татарстан о ходе выполнения Программы.
6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Премьер-министра Республики Татарстан З.Р.Валееву.
Премьер-министр
Республики Татарстан Р.Н.Минниханов
Руководитель Аппарата Кабинета
Министров Республики Татарстан И.Б.Фаттахов
Основание для | Трудовой кодекс Российской Федерации, принятый Феде- |
Государственный | Министерство труда и занятости Республики Татарстан |
Основные разра- | Министерство труда и занятости Республики Татарстан; |
Цели Программы | обеспечение государственных гарантий по вопросам ох- |
Задачи Программы | определение приоритетных направлений и научно-техни- |
Сроки реализации | 2004-2006 годы |
Основные разделы | нормативно-правовое обеспечение условий и охраны тру- |
Исполнители ос- | Министерство труда и занятости Республики Татарстан; |
Объемы и источни- | Общий объем финансирования Программы - 397240 |
Ожидаемые конеч- | Достижение значений индикаторов оценки уровней охраны |
Система организа- | Контроль за реализацией Программы осуществляется в |
Ситуация в сфере условий и охраны труда в Республике Татарстан остается сложной, являясь серьезной социально-экономической проблемой. Это связано с продолжением экономического кризиса, недостатком инвестиций на реконструкцию производства, замену изношенного оборудования, дефицитом высококвалифицированных рабочих и специалистов по охране труда.
В законодательстве сделаны важные шаги по ужесточению требований охраны труда. Трудовой кодекс Российской Федерации ввел специальную главу и целый ряд статей, обязывающих заниматься вопросами охраны труда на всех уровнях, начиная с работодателя. В результате принятых государством мер на федеральном и республиканском уровнях и реализации Республиканской программы улучшения условий и охраны труда на 2001-2003 годы ситуация в области охраны труда стала улучшаться.
В ходе реализации Программы 2001-2003 гг. заметно активизировалась работа по обучению охране труда руководителей и специалистов организаций. В результате за 1999-2002 гг. численность руководителей и специалистов, прошедших обучение охране труда, возросла с 4800 до 17000 человек в год. Проведены маркетинговые исследования обеспечения спецодеждой, другими средствами индивидуальной защиты работающих в ряде отраслей экономики. Министерствами и ведомствами разработаны 17 отраслевых программ улучшения условий и охраны труда, а также 50 территориальных программ. Созданы и работают Республиканский научно-методический центр по охране и безопасности труда, консультационные пункты, которые позволили расширить сферу консультационных услуг по проблемам охраны труда. Во многих организациях республики проводятся мероприятия по модернизации, реконструкции, выводу из эксплуатации нефтехимического, химического, энергетического, котлонадзорного оборудования.
В целях пропаганды достижений в области охраны труда проведена республиканская выставка "Охрана труда в Республике Татарстан - 2002", что позволило организациям республики - производителям спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты - продемонстрировать потенциальным потребителям свои достижения в этой области. В 2001 и 2002 годах Министерство труда и занятости Республики Татарстан организовало их участие в международных выставках "Безопасность и охрана труда". По результатам последних выставок организации республики заключили договоры на сумму около 40 млн.рублей, что позволило им значительно расширить рынок сбыта продукции за пределами республики.
Проведен республиканский смотр-конкурс на лучшую организацию работы по охране труда. Определены и награждены 47 победителей в этой области по отдельным номинациям.
Отмечается снижение числа пострадавших от несчастных случаев на производстве с 3914 человек в 2000 году до 3600 человек в 2001 году, что позволило снизить уровень производственного травматизма в среднем по республике на 17 процентов. Численность и удельный вес работников, занятых в условиях, не соответствующих санитарно-гигиеническим нормам, за последние 2 года остаются на одном уровне.
Несмотря на положительные результаты, достигнутые в области охраны труда, ситуация продолжает оставаться достаточно напряженной. Следует отметить, что число смертельных случаев на производстве продолжает оставаться высоким: в 2000 году погибли 178 человек, в 2001 году - 177 человек, а в 2002 году 137 человек (по оперативным данным).
Анализ данных ежегодных обследований, проводимых Госкомстатом Республики Татарстан в промышленности, строительстве, транспорте, связи, позволяет сделать следующие выводы, представленные в таблице 1.
Таблица 1
N | Показатели охраны и условий труда | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 г. |
1. | Число пострадавших с утратой трудоспо- | 3895 | 3914 | 3600 | 3512 |
в расчете на 1000 работающих | 4,5 | 4,0 | 3,7 | 4,0 | |
2. | Число пострадавших со смертельным исхо- | 138 | 178 | 177 | 137 |
в расчете на 1000 работающих | 0,160 | 0,183 | 0,181 | ||
3. | Число дней нетрудоспособности в расчете | 32,3 | 38,0 | 34,8 | |
4. | Удельный вес занятых в условиях труда, | 13,5 | 15,5 | 16,5 | |
5. | Удельный вес работников, занятых тяже- | 1,3 | 1,2 | 1,6 | |
6. | Удельный вес работающих на оборудова- | 0,1 | 0,2 | 0,1 | |
7. | Затраты на мероприятия по охране труда, | 546,2 | 1162,4 | 1217,1 |
Сравнение показателей по охране труда в Республике Татарстан с показателями в России и Приволжском федеральном округе за последние 3 года позволяет сделать вывод о том, что уровень травматизма 3,7 человека в расчете на 1000 работающих имеет тенденцию к снижению и ниже показателей по России и Приволжскому федеральному округу. Показатель травматизма со смертельным исходом находится на уровне 0,181, что выше, чем по России и Приволжскому федеральному округу, о чем свидетельствуют данные, приведенные в таблице 2.
Таблица 2
Наименование террито- | Численность пострадавших | Численность пострадав- | ||||
1999 г. | 2000 г. | 2001 г. | 1999 г. | 2000 г. | 2001 г. | |
Российская Федерация | 5,2 | 5,1 | 5,0 | 0,144 | 0,149 | 0,150 |
Приволжский федераль- | 5,1 | 4,9 | 4,6 | 0,138 | 0,139 | 0,143 |
Республика Татарстан | 4,5 | 4,0 | 3,7 | 0,140 | 0,183 | 0,181 |
В организациях промышленности, строительства, транспорта и связи Республики Татарстан численность работающих, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, составляет свыше 16% списочного состава работников. Наибольшая доля приходится на промышленность - 20%. По данным Центра санитарно-эпидемиологического надзора Республики Татарстан, в 2001 году численность работающих в условиях, не отвечающих санитарным нормам, составила почти 20% от числа лиц, занятых в контакте с вредными факторами производственной среды, около трети из них - женщины. Значительная часть занята в сельском хозяйстве - 17,4 тыс.человек.
Остается значительной доля работников, занятых тяжелым физическим трудом. За последние годы численность этой группы колебалась в пределах 5,8-8,4 тыс.человек.
Серьезной проблемой продолжает оставаться аттестация рабочих мест по условиям труда в организациях республики. И дело не только в недостатке финансирования, дефиците измерительных приборов, но и в качестве проведения аттестации рабочих мест. Подготовительная работа по введению системы сертификации работ по охране труда в организациях в настоящее время ведется на недостаточном уровне.
Высокий процент износа оборудования повышает риск возникновения аварийных ситуаций. Острой, с точки зрения охраны труда, остается, например, ситуация на химических и нефтехимических предприятиях, построенных более 20-30 лет назад, многие организации малого и среднего бизнеса используют списанное или физически изношенное оборудование.
За последние годы в Республике Татарстан затраты на охрану труда систематически возрастали согласно динамике, представленной в таблице 3. Однако сохраняются существенные диспропорции финансирования охраны труда в организациях различных форм собственности. Так, затраты на охрану труда в частном секторе экономики более чем в 3 раза ниже среднего уровня по республике. Это и обуславливает неблагополучное состояние условий и охраны труда в организациях малого и среднего бизнеса, что отражено в таблице 3.
Таблица 3
Показатели затрат | 1999 г. | 2000 г. | 2001 г. |
Израсходовано средств на мероприятия по ох- | 546,2 | 1162,3 | 1217,1 |
Темп роста к предыдущему году, % | 130,0 | 212,8 | 104,7 |
Затраты на мероприятия по охране труда в |
|
|
|
Значительная дифференциация в затратах на охрану труда увеличивает разрыв в условиях труда между отдельными организациями и отраслями, а это снижает социальную защищенность каждого работника и, самое главное, приводит к нарушению законодательства по охране труда.
Одной из серьезных проблем остается высокий уровень производственного травматизма в сельском хозяйстве. На протяжении многих лет эта отрасль является самой травмоопасной. В различных отраслях сельского хозяйства ежегодно получают травмы около 50% всех пострадавших в республике при численности работающих в этой сфере около 14% от всех занятых в экономике. По данным Госкомстата Республики Татарстан, в 2001 году в этой отрасли пострадало от несчастных случаев 1775 человек (в 2000 г. пострадавших было 2103 человека). Финансовые затраты на охрану труда в отрасли сельского хозяйства самые низкие среди всех отраслей экономики республики, они составили в 2001 г. 258,1 рублей в расчете на одного работающего, что в 8 раз ниже, чем аналогичные затраты в области промышленности, в 4 раза ниже, чем в области строительства, в 3 раза ниже, чем в сфере здравоохранения.
Наиболее высокий уровень производственного травматизма со смертельным исходом отмечен в 2001 году в отраслях лесного хозяйства (0,516 пострадавших на 1000 работающих), строительства (0,336), сельского хозяйства (0,275). В области промышленности уровень производственного травматизма со смертельным исходом вырос по сравнению с 2000 годом в 1,2 раза.
Ежегодно увеличивается на производстве число лиц с трудовыми увечьями, профзаболеваниями или иным ущербом здоровью, получающих за это выплаты по возмещению вреда. В 2001 году ежемесячные страховые выплаты пострадавшим на производстве в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев и профзаболеваний" получали 8263 человека, в 2000 г. их было 7875, из них было 6705 пострадавших от несчастных случаев и 1558 - от профессиональных заболеваний. На возмещение вреда пострадавшим выплачено в 2001 г. 147 млн.рублей.
Реализация Республиканской программы улучшения условия и охраны труда на 2004-2006 годы позволит улучшить ситуацию в различных областях производства, что соответственно повлияет на значения индикативной оценки уровня жизни населения республики, которые приведены в таблице 4.
Таблица 4
Наименование | Значение индикатора на уровне | |||||
Факти- | Устано- | Прогнозное значение | ||||
2001 г. | 2002 г. | 2003 г. | 2004 г. | 2005 г. | 2006 г. | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1. Число человеко-дней | 34,8 | 34,0 | 33,9 | 33,8* | 33,7* | 33,4* |
2. Число пострадавших | 3,7 | 4,3 | 4,3 | 4,2* | 4,2* | 4,1** |
3. Удельный вес работ- | 16,5 | 13,8 | 13,8 | 13,7* | 13,6* | 13,5* |
4. Удельный вес работ- | 1,6 | 1,0 | 1,0 | 0,99* | 0,98* | 0,93* |
5. Удельный вес работа- | 0,1 | 0,09 | 0,09 | 0,08* | 0,08* | 0,07* |