Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан
от 26 мая 2003 г. N 286
"Об утверждении Республиканской программы улучшения условий
и охраны труда на 2004-2006 годы"
(с изменениями на 22 сентября 2004 г., 2 августа 2006 года)

В целях реализации Закона Республики Татарстан "Об охране труда в Республике Татарстан" Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Республиканскую программу улучшения условий и охраны труда на 2004-2006 годы (далее - Программа).

2. Министерству финансов Республики Татарстан, Министерству экономики и промышленности Республики Татарстан при формировании проектов бюджетов Республики Татарстан на 2004-2006 годы включить указанную Программу в перечень республиканских целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств бюджета Республики Татарстан.

3. Министерствам, ведомствам, учреждениям и организациям Республики Татарстан принять меры по реализации Программы.

4. Рекомендовать администрациям городов и районов Республики Татарстан принять территориальные программы улучшения условий и охраны труда в пределах средств местных бюджетов и внебюджетных источников.

5. Министерству труда и занятости Республики Татарстан ежегодно до 1 марта информировать Кабинет Министров Республики Татарстан о ходе выполнения Программы.

6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Премьер-министра Республики Татарстан З.Р.Валееву.

Премьер-министр
Республики Татарстан    Р.Н.Минниханов

Руководитель Аппарата Кабинета
Министров Республики Татарстан          И.Б.Фаттахов

Республиканская программа
улучшения условий и охраны труда на 2004-2006 годы
(утв. постановлением КМ РТ от 26 мая 2003 г. N 286)

Паспорт
Республиканской программы улучшения условий и охраны труда
на 2004-2006 годы

Основание для
разработки Респу-
бликанской прог-
раммы улучшения
условий и охраны
труда на 2004-
2006 годы (далее
- Программа)

Трудовой кодекс Российской Федерации, принятый Феде-
ральным законом от 30.12.01 г. N 197-ФЗ;
Федеральный закон от 17.07.99 г. N 181-ФЗ "Об основах
охраны труда в Российской Федерации";
Закон Республики Татарстан от 10.12.97 г. N 1417 "Об
охране труда в Республике Татарстан";
Генеральное соглашение между Кабинетом Министров Рес-
публики Татарстан, Федерацией профсоюзов Республики
Татарстан, Ассоциацией промышленных предприятий Рес-
публики Татарстан и Торгово-промышленной палатой Рес-
публики Татарстан на 2004-2006 годы

Государственный
заказчик

Министерство труда и занятости Республики Татарстан

Основные разра-
ботчики Программы

Министерство труда и занятости Республики Татарстан;
министерства, ведомства, Госкомстат Республики Татар-
стан;
администрации городов и районов;
органы надзора и контроля;
высшие учебные заведения;
Федерация профсоюзов Республики Татарстан;
Ассоциация промышленных предприятий Республики Татар-
стан;
организации Республики Татарстан

Цели Программы

обеспечение государственных гарантий по вопросам ох-
раны труда, установленных в Трудовом кодексе Россий-
ской Федерации, принятом Федеральным законом от
30.12.01 г. N 197-ФЗ, федеральными законами от
17.07.99 г. N 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Рос-
сийской Федерации", от 24.07.98 г. N 125-ФЗ "Об обя-
зательном социальном страховании от несчастных случа-
ев на производстве и профзаболеваний", постановлением
Министерства труда и социального развития Российской
Федерации от 24.04.02 г. N 28 "О создании системы
сертификации работ по охране труда в организациях"

Задачи Программы

определение приоритетных направлений и научно-техни-
ческих разработок и исследований в области охраны
труда;
активизация аттестации рабочих мест и сертификации
работ по охране труда в организациях и повышение ка-
чества их проведения;
повышение привлекательности рабочих мест;
совершенствование системы подготовки и повышения ква-
лификации руководителей, специалистов и работников по
охране труда;
снижение производственного травматизма в расчете на
1000 работающих до уровня 4,1;
сокращение численности работников, занятых в тяжелых
условиях труда, до показателя 0,93;
пропаганда вопросов охраны труда

Сроки реализации
Программы

2004-2006 годы

Основные разделы
Программы

нормативно-правовое обеспечение условий и охраны тру-
да;
организационное и техническое обеспечение условий и
охраны труда;
информационное обеспечение охраны труда, совершенс-
твование системы образования по охране труда;
научное обеспечение охраны труда;
улучшение условий труда женщин и постепенное высво-
бождение их с работ с тяжелыми и вредными условиями
труда

Исполнители ос-
новных мероприя-
тий

Министерство труда и занятости Республики Татарстан;
министерства, ведомства, Госкомстат Республики Татар-
стан;
органы надзора и контроля в области охраны труда;
организации Республики Татарстан;
Республиканский научно-методический центр охраны и
безопасности труда;
высшие учебные заведения;
исполнители на конкурсной основе

Объемы и источни-
ки финансирования

Общий объем финансирования Программы - 397240
тыс.рублей, в том числе по источникам финансирования;
средства организаций и ведомств Республики Татарстан
- 382175 тыс.рублей;
средства республиканского бюджета - 15065 тыс.рублей

Ожидаемые конеч-
ные результаты
реализации Про-
граммы

Достижение значений индикаторов оценки уровней охраны
и условий труда, установленных на 2006 год:
число человеко-дней нетрудоспособности до 33,4 в рас-
чете на одного пострадавшего в связи с производствен-
ными увечьями и травмами;
снижение числа пострадавших на производстве до 4,1 из
расчета на 1000 работающих;
снижение удельного веса работников, занятых в услови-
ях труда, не соответствующих санитарно-гигиеническим
нормам, до 13,5 процентов;
удельный вес работников, занятых тяжелым физическим
трудом, до 0,93 процента;
удельный вес работающих на оборудовании, не отвечаю-
щем требованиям безопасности, до 0,07 процента;

Система организа-
ции контроля за
исполнением Про-
граммы




Контроль за реализацией Программы осуществляется в
установленном порядке Министерством труда и занятости
Республики Татарстан совместно с другими республи-
канскими органами исполнительной власти, республи-
канскими органами надзора и контроля в области охраны
труда;
Министерство труда и занятости Республики Татарстан
ежегодно до 1 марта информирует Кабинет Министров
Республики Татарстан о ходе выполнения Программы


Современное состояние условий охраны труда в Республике Татарстан

Ситуация в сфере условий и охраны труда в Республике Татарстан остается сложной, являясь серьезной социально-экономической проблемой. Это связано с продолжением экономического кризиса, недостатком инвестиций на реконструкцию производства, замену изношенного оборудования, дефицитом высококвалифицированных рабочих и специалистов по охране труда.

В законодательстве сделаны важные шаги по ужесточению требований охраны труда. Трудовой кодекс Российской Федерации ввел специальную главу и целый ряд статей, обязывающих заниматься вопросами охраны труда на всех уровнях, начиная с работодателя. В результате принятых государством мер на федеральном и республиканском уровнях и реализации Республиканской программы улучшения условий и охраны труда на 2001-2003 годы ситуация в области охраны труда стала улучшаться.

В ходе реализации Программы 2001-2003 гг. заметно активизировалась работа по обучению охране труда руководителей и специалистов организаций. В результате за 1999-2002 гг. численность руководителей и специалистов, прошедших обучение охране труда, возросла с 4800 до 17000 человек в год. Проведены маркетинговые исследования обеспечения спецодеждой, другими средствами индивидуальной защиты работающих в ряде отраслей экономики. Министерствами и ведомствами разработаны 17 отраслевых программ улучшения условий и охраны труда, а также 50 территориальных программ. Созданы и работают Республиканский научно-методический центр по охране и безопасности труда, консультационные пункты, которые позволили расширить сферу консультационных услуг по проблемам охраны труда. Во многих организациях республики проводятся мероприятия по модернизации, реконструкции, выводу из эксплуатации нефтехимического, химического, энергетического, котлонадзорного оборудования.

В целях пропаганды достижений в области охраны труда проведена республиканская выставка "Охрана труда в Республике Татарстан - 2002", что позволило организациям республики - производителям спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты - продемонстрировать потенциальным потребителям свои достижения в этой области. В 2001 и 2002 годах Министерство труда и занятости Республики Татарстан организовало их участие в международных выставках "Безопасность и охрана труда". По результатам последних выставок организации республики заключили договоры на сумму около 40 млн.рублей, что позволило им значительно расширить рынок сбыта продукции за пределами республики.

Проведен республиканский смотр-конкурс на лучшую организацию работы по охране труда. Определены и награждены 47 победителей в этой области по отдельным номинациям.

Отмечается снижение числа пострадавших от несчастных случаев на производстве с 3914 человек в 2000 году до 3600 человек в 2001 году, что позволило снизить уровень производственного травматизма в среднем по республике на 17 процентов. Численность и удельный вес работников, занятых в условиях, не соответствующих санитарно-гигиеническим нормам, за последние 2 года остаются на одном уровне.

Несмотря на положительные результаты, достигнутые в области охраны труда, ситуация продолжает оставаться достаточно напряженной. Следует отметить, что число смертельных случаев на производстве продолжает оставаться высоким: в 2000 году погибли 178 человек, в 2001 году - 177 человек, а в 2002 году 137 человек (по оперативным данным).

Анализ данных ежегодных обследований, проводимых Госкомстатом Республики Татарстан в промышленности, строительстве, транспорте, связи, позволяет сделать следующие выводы, представленные в таблице 1.

Таблица 1

Динамика показателей условий и охраны труда в Республике Татарстан
в 1999-2001 гг.

N
п/п

Показатели охраны и условий труда

1999
г.

2000
г.

2001
г.

2002 г.
(опера-
тивные
данные)

1.

Число пострадавших с утратой трудоспо-
собности на один рабочий день и более -
всего

3895

3914

3600

3512

в расчете на 1000 работающих

4,5

4,0

3,7

4,0

2.

Число пострадавших со смертельным исхо-
дом - всего

138

178

177

137

в расчете на 1000 работающих

0,160

0,183

0,181

3.

Число дней нетрудоспособности в расчете
на одного пострадавшего

32,3

38,0

34,8

4.

Удельный вес занятых в условиях труда,
не соответствующих санитарно-гигиениче-
ским нормам, %

13,5

15,5

16,5

5.

Удельный вес работников, занятых тяже-
лым физическим трудом, %

1,3

1,2

1,6

6.

Удельный вес работающих на оборудова-
нии, не отвечающем требованиям безопас-
ности труда, %

0,1

0,2

0,1

7.

Затраты на мероприятия по охране труда,
млн.рублей

546,2

1162,4

1217,1



Сравнение показателей по охране труда в Республике Татарстан с показателями в России и Приволжском федеральном округе за последние 3 года позволяет сделать вывод о том, что уровень травматизма 3,7 человека в расчете на 1000 работающих имеет тенденцию к снижению и ниже показателей по России и Приволжскому федеральному округу. Показатель травматизма со смертельным исходом находится на уровне 0,181, что выше, чем по России и Приволжскому федеральному округу, о чем свидетельствуют данные, приведенные в таблице 2.

Таблица 2

Информация
о состоянии производственного травматизма в Российской Федерации,
Приволжском федеральном округе и Республике Татарстан
(по данным Госкомстата России)

Наименование террито-
рии Российской Феде-
рации

Численность пострадавших
с утратой трудоспособнос-
ти на один рабочий день и
более в расчете на 1000
работающих

Численность пострадав-
ших со смертельным ис-
ходом в расчете на 1000
работающих

1999 г.

2000 г.

2001 г.

1999 г.

2000 г.

2001 г.

Российская Федерация

5,2

5,1

5,0

0,144

0,149

0,150

Приволжский федераль-
ный округ

5,1

4,9

4,6

0,138

0,139

0,143

Республика Татарстан

4,5

4,0

3,7

0,140

0,183

0,181


В организациях промышленности, строительства, транспорта и связи Республики Татарстан численность работающих, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, составляет свыше 16% списочного состава работников. Наибольшая доля приходится на промышленность - 20%. По данным Центра санитарно-эпидемиологического надзора Республики Татарстан, в 2001 году численность работающих в условиях, не отвечающих санитарным нормам, составила почти 20% от числа лиц, занятых в контакте с вредными факторами производственной среды, около трети из них - женщины. Значительная часть занята в сельском хозяйстве - 17,4 тыс.человек.

Остается значительной доля работников, занятых тяжелым физическим трудом. За последние годы численность этой группы колебалась в пределах 5,8-8,4 тыс.человек.

Серьезной проблемой продолжает оставаться аттестация рабочих мест по условиям труда в организациях республики. И дело не только в недостатке финансирования, дефиците измерительных приборов, но и в качестве проведения аттестации рабочих мест. Подготовительная работа по введению системы сертификации работ по охране труда в организациях в настоящее время ведется на недостаточном уровне.

Высокий процент износа оборудования повышает риск возникновения аварийных ситуаций. Острой, с точки зрения охраны труда, остается, например, ситуация на химических и нефтехимических предприятиях, построенных более 20-30 лет назад, многие организации малого и среднего бизнеса используют списанное или физически изношенное оборудование.

За последние годы в Республике Татарстан затраты на охрану труда систематически возрастали согласно динамике, представленной в таблице 3. Однако сохраняются существенные диспропорции финансирования охраны труда в организациях различных форм собственности. Так, затраты на охрану труда в частном секторе экономики более чем в 3 раза ниже среднего уровня по республике. Это и обуславливает неблагополучное состояние условий и охраны труда в организациях малого и среднего бизнеса, что отражено в таблице 3.

Таблица 3

Динамика затрат на охрану труда в Республике Татарстан
в 1999-2001 гг.

Показатели затрат

1999 г.

2000 г.

2001 г.

Израсходовано средств на мероприятия по ох-
ране труда, млн.рублей

546,2

1162,3

1217,1

Темп роста к предыдущему году, %

130,0

212,8

104,7

Затраты на мероприятия по охране труда в
расчете на одного работающего на предприяти-
ях, рублей
все формы собственности
государственная
частная




634,0
561,4
192,1




1193,4
1194,3
339,4




1245,5
1032,0
452,3


Значительная дифференциация в затратах на охрану труда увеличивает разрыв в условиях труда между отдельными организациями и отраслями, а это снижает социальную защищенность каждого работника и, самое главное, приводит к нарушению законодательства по охране труда.

Одной из серьезных проблем остается высокий уровень производственного травматизма в сельском хозяйстве. На протяжении многих лет эта отрасль является самой травмоопасной. В различных отраслях сельского хозяйства ежегодно получают травмы около 50% всех пострадавших в республике при численности работающих в этой сфере около 14% от всех занятых в экономике. По данным Госкомстата Республики Татарстан, в 2001 году в этой отрасли пострадало от несчастных случаев 1775 человек (в 2000 г. пострадавших было 2103 человека). Финансовые затраты на охрану труда в отрасли сельского хозяйства самые низкие среди всех отраслей экономики республики, они составили в 2001 г. 258,1 рублей в расчете на одного работающего, что в 8 раз ниже, чем аналогичные затраты в области промышленности, в 4 раза ниже, чем в области строительства, в 3 раза ниже, чем в сфере здравоохранения.

Наиболее высокий уровень производственного травматизма со смертельным исходом отмечен в 2001 году в отраслях лесного хозяйства (0,516 пострадавших на 1000 работающих), строительства (0,336), сельского хозяйства (0,275). В области промышленности уровень производственного травматизма со смертельным исходом вырос по сравнению с 2000 годом в 1,2 раза.

Ежегодно увеличивается на производстве число лиц с трудовыми увечьями, профзаболеваниями или иным ущербом здоровью, получающих за это выплаты по возмещению вреда. В 2001 году ежемесячные страховые выплаты пострадавшим на производстве в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев и профзаболеваний" получали 8263 человека, в 2000 г. их было 7875, из них было 6705 пострадавших от несчастных случаев и 1558 - от профессиональных заболеваний. На возмещение вреда пострадавшим выплачено в 2001 г. 147 млн.рублей.

Реализация Республиканской программы улучшения условия и охраны труда на 2004-2006 годы позволит улучшить ситуацию в различных областях производства, что соответственно повлияет на значения индикативной оценки уровня жизни населения республики, которые приведены в таблице 4.

Таблица 4

Индикаторы оценки уровня жизни населения,
социально-экономического положения Республики Татарстан
по функции управления охраной труда на 2004-2006 гг.

Наименование
индикатора

Значение индикатора на уровне
Республики Татарстан

Факти-
ческое

Устано-
вленное

Прогнозное значение

2001 г.

2002 г.

2003 г.

2004 г.

2005 г.

2006 г.

1

2

3

4

5

6

7

1. Число человеко-дней
нетрудоспособности в
расчете на одного пост-
радавшего в связи с
производственными
увечьями и травмами

34,8

34,0

33,9

33,8*

33,7*

33,4*

2. Число пострадавших
на производстве из рас-
чета на 1000 работающих

3,7

4,3

4,3

4,2*

4,2*

4,1**

3. Удельный вес работ-
ников, занятых в усло-
виях труда, не соот-
ветствующих санитарно-
гигиеническим нормам, %

16,5

13,8

13,8

13,7*

13,6*

13,5*

4. Удельный вес работ-
ников, занятых тяжелым
физическим трудом, %

1,6

1,0

1,0

0,99*

0,98*

0,93*

5. Удельный вес работа-
ющих на оборудовании,
не отвечающем требова-
ниям безопасности, %

0,1


0,09


0,09


0,08*


0,08*


0,07*


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»