Недействующий

Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан
от 12 мая 2003 г. N 252
"О Республиканской программе содействия занятости и социальной защиты
незанятого населения Республики Татарстан на 2004-2006 годы"

В целях обеспечения реализации государственной политики занятости населения Республики Татарстан Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:

Одобрить прилагаемый проект Республиканской программы содействия занятости и социальной защиты незанятого населения Республики Татарстан на 2004-2006 годы и направить его для утверждения в Государственный Совет Республики Татарстан.

Премьер-министр
Республики Татарстан    Р.Н.Минниханов

Руководитель Аппарата Кабинета
Министров Республики Татарстан          И.Б.Фаттахов


Приложение
к постановлению КМ РТ
от 12 мая 2003 г. N 252

Проект

Республиканская программа
содействия занятости и социальной защиты незанятого населения
Республики Татарстан на 2004-2006 годы

Паспорт
Республиканской программы содействия занятости и социальной защиты
незанятого населения Республики Татарстан на 2004-2006 годы

+-----------------------------------------------------------------------+
¦Наименование программы¦Республиканская программа содействия занятости и¦
¦                      ¦социальной защиты незанятого населения Республи-¦
¦                      ¦ки Татарстан на 2004-2006 годы                  ¦
+----------------------+------------------------------------------------¦
¦Основание для   разра-¦Закон Республики Татарстан "О занятости  населе-¦
¦ботки программы       ¦ния"                                            ¦
+----------------------+------------------------------------------------¦
¦Разработчик программы ¦Министерство труда и  занятости  Республики  Та-¦
¦                      ¦тарстан                                         ¦
+----------------------+------------------------------------------------¦
¦Исполнители программы ¦Министерство труда и занятости Республики Татар-¦
¦                      ¦стан, министерства и ведомства Республики Татар-¦
¦                      ¦стан, администрации городов и районов Республики¦
¦                      ¦Татарстан, предприятия, организации, учреждения,¦
¦                      ¦находящиеся на территории Республики  Татарстан,¦
¦                      ¦Федерация профсоюзов Республики Татарстан       ¦
+----------------------+------------------------------------------------¦
¦Цели и задачи програм-¦развитие активных программ содействия занятости;¦
¦мы                    ¦повышение мобильности трудовых ресурсов;        ¦
¦                      ¦оказание адресной  поддержки  гражданам,   особо¦
¦                      ¦нуждающимся в социальной защите;                ¦
¦                      ¦совершенствование  системы  регулирования  рынка¦
¦                      ¦труда и рынка образовательных услуг;            ¦
¦                      ¦повышение качества и конкурентоспособности рабо-¦
¦                      ¦чей силы за счет развития системы профессиональ-¦
¦                      ¦ного обучения и профессиональной ориентации без-¦
¦                      ¦работных и незанятых граждан;                   ¦
¦                      ¦осуществление превентивных мер по предупреждению¦
¦                      ¦увольнения  работников в связи с ликвидацией ор-¦
¦                      ¦ганизации  либо  сокращением  штатов,  смягчению¦
¦                      ¦последствий массовых увольнений;                ¦
¦                      ¦развитие механизмов социального партнерства;    ¦
¦                      ¦повышение роли коллективных договоров в вопросах¦
¦                      ¦регулирования оплаты и условий труда;           ¦
¦                      ¦улучшение информирования граждан о спросе на ра-¦
¦                      ¦бочую  силу,  расширение доступа населения к ин-¦
¦                      ¦формации о вакансиях;                           ¦
¦                      ¦социальная поддержка безработных граждан в пери-¦
¦                      ¦од активного поиска работы                      ¦
+----------------------+------------------------------------------------¦
¦Сроки реализации  про-¦2004-2006 годы                                  ¦
¦граммы                ¦                                                ¦
+----------------------+------------------------------------------------¦
¦Источники финансирова-¦федеральный бюджет, бюджет Республики Татарстан,¦
¦ния программы         ¦местные бюджеты,  собственные средства предприя-¦
¦                      ¦тий                                             ¦
+----------------------+------------------------------------------------¦
¦Ожидаемые   результаты¦уровень официальной безработицы в республике  не¦
¦реализации программы  ¦превысит  1,5  процента численности экономически¦
¦                      ¦активного населения при  сохранении  сложившихся¦
¦                      ¦тенденций на рынке труда;                       ¦
¦                      ¦ежегодное оказание услуг по  вопросам  трудоуст-¦
¦                      ¦ройства не менее 590 тыс. гражданам;            ¦
¦                      ¦ежегодное трудоустройство не менее 131 тыс.  че-¦
¦                      ¦ловек, из них в рамках специальных программ - не¦
¦                      ¦менее 108,6 тыс. человек;                       ¦
¦                      ¦предоставление возможности получения  профессио-¦
¦                      ¦нальных навыков для последующего трудоустройства¦
¦                      ¦не менее 6,8 тыс. человек в год;                ¦
¦                      ¦ежемесячная поддержка доходов не  менее  чем  25¦
¦                      ¦тыс. безработных граждан                        ¦
+----------------------+------------------------------------------------¦
¦Контроль за реализаци-¦Министерство труда и  занятости  Республики  Та-¦
¦ей программы          ¦тарстан                                         ¦
+-----------------------------------------------------------------------+

Введение

Республиканская программа содействия занятости и социальной защиты незанятого населения Республики Татарстан на 2004-2006 годы (далее - Программа) разработана в соответствии со статьей 15 Закона Республики Татарстан "О занятости населения" и во исполнение распоряжения Кабинета Министров Республики Татарстан от 05.07.2002 г. N 661-р.

Главной целью стратегии развития Республики Татарстан является обеспечение достойного уровня жизни населения.

Уровень жизни во многом определяется возможностью предоставить гражданам работу, соответствующую заработную плату и приемлемые условия труда.

Немаловажное значение имеет и функционирование гибкой системы содействия в трудоустройстве населению, испытывающему трудности в поиске работы.

Настоящая Программа содержит основные мероприятия, которые направлены на содействие занятости незанятой части экономически активного населения и его социальную защиту от безработицы.

1. Занятость и рынок труда в Республике Татарстан

1.1. Анализ ситуации в области занятости

На начало 2002 года, по данным Государственного комитета Республики Татарстан по статистике, в экономике Республике Татарстан были заняты 1698,4 тыс. человек, что лишь на 0,2 процента больше, чем на начало 2001 года. В числе занятых женщины составляют 52 процента, или более 880 тыс. человек, молодежь в возрасте до 30 лет - 24 процента, или порядка 411 тыс. человек. Средний возраст работающего достигает 38 лет. Основная доля занятого населения (45 процентов) имеет среднее и начальное профессиональное образование.

Почти 79 процентов работников были заняты на крупных и средних предприятиях. В большинстве отраслей экономики: в промышленности, строительстве и ряде других - произошло увеличение численности работников, снижение - в сельском и жилищно-коммунальном хозяйстве.

Численность незанятых граждан, активно ищущих работу, классифицируемых по методологии Международной организации труда как общая численность безработных, составила в 2001 году в среднем 114,0 тыс. человек, или 6,3 процента численности экономически активного населения. На долю женщин в общем числе безработных приходится 47 процентов.

Состояние рынка труда в 2002 году определялось следующими факторами:

замедление роста объемов промышленного производства. В 2002 году производство промышленной продукции составило к уровню 2001 года 100,8 процента;

увеличение по отношению к 2001 году масштабов неполной занятости за счет роста численности работников, которым были предоставлены административные отпуска. В течение 2002 года в режиме неполного рабочего времени работали 31,0 тыс. человек, в административных отпусках находились 182,9 тыс. человек (в 2001 году - соответственно 29,6 тыс. человек и 56,0 тыс. человек);

рост объемов увольнения граждан с предприятий и организаций республики. В 2002 г. с крупных и средних предприятий Республики Татарстан уволены в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников 12,0 тыс. человек, в 2001 г. - 7,6 тыс. человек;

превышение численности уволенных с предприятий над числом принятых на работу. В 2002 г. с крупных и средних предприятий республики уволены по различным причинам 315,8 тыс. человек, а приняты на работу - 291,1 тыс. человек. Уровень восполнения потерь в рабочей силе составил 92 процента, в то время как в предыдущие годы на работу принимали больше, чем увольняли;

снижение среднесписочной численности работающих на крупных и средних предприятиях республики. В январе-декабре 2002 года среднесписочная численность составила 1274,6 тыс. человек, что на 1,8 процента меньше показателя 2001 года;

привлечение в экономику республики иностранной рабочей силы. В 2002 году в Республике Татарстан работали более 3240 иностранных работников, из них на начало 2003 года продолжают работать 1340 человек, или 0,08 процента численности занятых в экономике. В основном это граждане Турции (68,5 процента).

В результате в 2002 году по Республике Татарстан произошло снижение занятости населения в целом и рост регистрируемой безработицы.

За 2002 год численность зарегистрированных безработных увеличилась на 5 тыс. человек. Увеличение численности безработных произошло во всех городах и районах республики.

Существует территориальная дифференциация по уровню безработицы: от 0,21 процента в Рыбно-Слободском районе до 2,7 процента - в Лениногорском районе и г.Лениногорске.

Коэффициент напряженности на рынке труда (отношение численности зарегистрированных безработных к числу заявленной предприятиями и организациями потребности в работниках) составляет 1,7 человека на одну вакансию.

В истекшем году наряду с количественным дисбалансом сохранилось и структурное несоответствие между спросом и предложением рабочей силы по полу, профессионально-квалификационному разрезу, условиям оплаты труда.

В структуре вакансий 71 процент составляют места для рабочих, 23 процента - для женщин, а в 15 процентах вакансий предлагаемая заработная плата ниже прожиточного минимума.

59 процентов безработных составляют лица, имеющие рабочие профессии либо не имеющие профессии вообще, 76 процентов - женщины.

В результате на одну вакантную должность специалиста могут претендовать 2 безработных, на одну "женскую" вакансию - 6 безработных женщин.

Средний период трудоустройства безработных составляет в целом по республике 4,6 месяца. Более продолжителен период трудоустройства у инвалидов и женщин - 4,7 и 4,8 месяца соответственно.

Активизация процессов увольнения работников в связи с сокращением штатов вызвала изменения в структуре безработных. Наметилась тенденция к росту доли высвобожденных работников (с 16 процентов на начало 2002 года до 26 процентов на конец года), доли мужчин в составе безработных (с 19 до 24 процентов), снижению доли молодежи (с 33 до 29 процентов).


1.2. Перспективы развития сферы занятости

По прогнозам Министерства экономики и промышленности Республики Татарстан, в 2004-2006 годах продолжится рост объемов промышленного, сельскохозяйственного производства, увеличится объем инвестиций в основной капитал.

Предполагается, что заложенные до 2006 года положительные тенденции в экономике позволят сохранить незначительный рост занятости населения.

В то же время мотивирование предприятий на выпуск конкурентоспособной продукции и саморазвитие, реструктуризация предприятий отдельных отраслей, демографические факторы (вступление в трудоспособный возраст многочисленного контингента населения 80-х годов рождения) вызовут более значительное увеличение предложения рабочей силы, превышающего спрос на нее.

Основным контингентом, составляющим предложение рабочей силы, будут в первую очередь уволившиеся по собственному желанию, уволенные в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности работников, а также лица с низкой конкурентоспособностью на рынке труда (молодежь без опыта работы, женщины, имеющие малолетних детей, инвалиды).

По данным центров занятости населения, отраслевых министерств республики, ожидается ежегодное увольнение работников в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности в количестве не менее 8,6 тыс. человек. Увольнению будут подлежать работники промышленности (химии, нефтехимии, электроэнергетики, машиностроения), образования, связи.

Прогнозируемое совокупное фиксируемое предложение незанятой рабочей силы с учетом "переходящего" количества зарегистрированных безработных будет составлять ежегодно 75-80 тыс. человек.

По различным направлениям содействия занятости будут перераспределяться порядка 70 процентов фиксируемого предложения рабочей силы, что позволит стабилизировать численность и уровень безработицы на уровне 1,5 процента численности экономически активного населения.

2. Основные цели и задачи Программы

Основной целью Программы является содействие занятости незанятого населения и обеспечение его социальной защиты в период поиска работы.

Исходя из этого, определяются следующие задачи, на решение которых ориентирована Программа:

развитие активных программ содействия занятости;

повышение мобильности трудовых ресурсов;

оказание адресной поддержки гражданам, особо нуждающимся в социальной защите;

совершенствование системы регулирования рынка труда и рынка образовательных услуг;

повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы за счет развития системы профессионального обучения и профессиональной ориентации безработных и незанятых граждан;

осуществление превентивных мер по предупреждению увольнения работников в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности, смягчению последствий массовых увольнений работников;

развитие механизмов социального партнерства;

повышение роли коллективных договоров в вопросах регулирования оплаты и условий труда;

улучшение информирования граждан о спросе на рабочую силу, расширение доступа населения к информации о вакансиях;

социальная поддержка безработных граждан в период активного поиска работы.

3. Развитие активных программ содействия занятости

3.1. Содействие в трудоустройстве

Задача, стоящая перед центрами занятости, - совершенствование форм взаимодействия с работодателями, пополнение банка данных вакансий, его эффективное использование в целях сокращения времени поиска гражданами подходящей работы, периода безработицы.

Основными направлениями деятельности центров занятости населения будут:

расширение банка вакансий, улучшение информирования граждан о спросе на рабочую силу и ее предложении;

подбор подходящего рабочего места для граждан, ищущих работу, и работников по запросу работодателя;

организация и проведение ярмарок вакансий рабочих и учебных мест;

психологическая поддержка безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, обучение навыкам активного поиска работы в рамках специальных программ содействия занятости - "Клуб ищущих работу", "Новый старт".

3.2. Поддержка предпринимательской инициативы незанятого населения

   

  Одним из направлений деятельности центров занятости населения, позволяющих решать вопрос занятости безработных граждан с наиболее активной жизненной позицией, является оказание им поддержки в организации предпринимательской деятельности.

В качестве основных направлений поддержки предпринимательской инициативы определены:

консультирование и профессиональная ориентация незанятых граждан в целях определения возможностей их эффективной деятельности в качестве предпринимателей;

содействие развитию семейного бизнеса, особенно в сельской местности;

обучение безработных граждан основам предпринимательской деятельности, профессиям и специальностям, способствующим развитию предпринимательства и самозанятости;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»