Действующий

Об основах государственной политики Республики Татарстан а области информатизации и связи

7. Государственное регулирование

Как уже отмечалось выше, отрасль информатизации и связи представляет из себя сложнейший взаимосвязанный комплекс информационных ресурсов, информационных технологий и средств телекоммуникаций. Очевидно, что отдельные сегменты этого комплекса могут развиваться автономно и для целей отработки различных вариантов возможно дублирование работ. В то же время есть те направления деятельности, которые должны координироваться, причем в такой координации нуждаются все участники информационно-телекоммуникационных процессов. Регулирование при этом может быть ведомственным (корпоративным), общественным и государственным. В контексте данного документа речь будет идти лишь о государственном регулировании.

В информационно-телекоммуникационном комплексе регулирование производится в следующих направлениях:

- экспертиза проектов, затрагивающих интересы других участников;

- выдача разрешений на проектные, строительные, монтажные и эксплуатационные работы;

- установление требований поставщикам и потребителям инфотелекоммуникационных услуг;

- надзор за соблюдением требований ко всем субъектам-потребителям и поставщикам инфотелекоммуникационных услуг;

- инвестирование развития инфотелекоммуникационного комплекса.

Даже поверхностный анализ перечисленных регулирующих функций позволяет сделать вывод о том, что с учетом существующей нормативно-правовой базы в настоящее время, только последняя функция (инвестирование) может быть выполнена Министерством связи РТ. При этом у Министерства должны быть финансовые ресурсы. Для этого в его ведение можно было бы передать Фонд инфокоммуникационного развития, формируемый всеми операторами сферы инфотелекоммуникационных услуг.

Министерство должно определять стратегию развития отрасли, работать на опережение.

Что касается вопроса инвестиционных ресурсов, то предпочтительным является механизм использования негосударственных (т.е. коммерческих) финансовых средств.

В силу того, что создание информационно-телекоммуникационной системы (ИТКС) является довольно дорогостоящим проектом, требующим больших инвестиционных вложений, можно признать, что республика, опираясь только на бюджетные ресурсы, не в состоянии решить поставленные задачи с темпами, диктуемыми требованиями сегодняшнего дня. Кроме того, государственная политика в области информатизации и связи должна быть направлена на создание законодательно-правовых условий по привлечению негосударственных финансовых и материальных ресурсов предприятий всех форм собственности к решению общегосударственных задач. С этой целью, а также с целью формирования эффективной системы государственного регулирования информационно-телекоммуникационного комплекса необходимо провести организационную интеграцию коммерческих и государственных предприятий в три хозяйствующие структуры, которые будут иметь финансовый и технический потенциал, необходимый для реализации задач создания ИТКС РТ.

Кроме того, есть еще одна проблема. Практически аналогичное (системе телекоммунакационных связей) положение дел сложилось в области информационных технологий. В республике нет организации - системного интегратора. Но при этом есть высокие потребности в разработке информационных технологий. Как правило, разработчиками или поставщиками этих технологий являются Московские или Санкт-Петербурские компании. Даже если пренебречь аргументом высокой стоимости их услуг, возникают проблемы с сопровождением приоритетных информационных технологий.

Вместе с тем, у этих проблем объективные причины. Среди них можно отметить две:

- в республике ни в одной организации, занимающейся вопросами информационных технологий, нет необходимой и достаточной концентрации высокопрофессионального персонала;

- но даже те организации, в которых такая концентрация близка к требуемой, работают не на республиканском рынке.

Чтобы появился в республике системный интегратор, чтобы потребитель информационных технологий мог найти разработчика у себя в республике, было бы правильным провести организационную интеграцию действующих компаний.

Например, создание акционерного общества на базе ОАО "ICL-КПО ВС" и ГУП НПО ВТИ позволило бы в комплексе решать вопросы обучения, переподготовки специалистов в области информационных технологий (и не только из республики), а также поставки, разработки, сопровождения наиболее востребованных (сегодня актуальных для республики) информационных технологий.

Есть еще много малочисленных групп высокопрофессиональных специалистов в области информационных технологий при ВУЗах, в частных фирмах, практически на всех предприятиях, в учреждениях.

Следующим шагом интеграции могло бы быть создание корпорации, в которую могли бы входить любые организации. Обязательным условием при этом должно стать выполнение единого корпоративного кодекса, который определяет уровень профессиональной культуры при разработке, поставке и сопровождении программного продукта. Мотивацией для такого вхождения могло бы стать обеспечение информацией о положении дел на рынке информационных услуг, возможность доступа к финансовым бюджетным ресурсам (имея в виду высокую потребность государственных структур и бюджетных учреждений в этих разработках), а также возможность получения инвестиций за счет средств инвестиционного развития, которые могли бы формироваться членами корпорации и Правительством республики.

Возможный вариант интеграции приведен на рисунке 1. Суть варианта заключается в следующем:

Создаются три структуры, объединяющих в себе

- информационные ресурсы - ТАТИНФОРЕСУРС (например, региональное управление статистики при Госкомстате РТ, ГУП - Бюро технической инвентаризации и другие);

- информационные технологии - ТАТИНФОТЕХ (например, ОАО "ICL-КПО ВС", ГУП НПО ВТИ и другие);

- системы телекоммуникаций - ТАТИНФОТЕЛ (например, ОАО "Татнефть", ОАО "Таиф", ГУП УЭС "Таттелеком", ОАО "Казанская ГТС" и другие).