В целях качественного и эффективного информационного обеспечения населения, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений, а также в целях создания условий для развития информатизации и связи как эффективного средства информационного обеспечения процессов социально-экономического развития Республики Татарстан постановляю:
1. Одобрить Основы государственной политики Республики Татарстан в области информатизации и связи на 2003-2007 годы.
2. Кабинету Министров Республики Татарстан:
до 1 мая 2003 года принять нормативно-правовые и иные акты, направленные на реализацию Основ государственной политики Республики Татарстан в области информатизации и связи на 2003-2007 годы;
образовать при Министерстве экономики и промышленности Республики Татарстан общественный координационный Совет по вопросам информатизации и связи.
3. Указ вступает в силу со дня его подписания.
Президент Республики Татарстан М.Ш.Шаймиев
г.Казань, Кремль, 7 марта 2003 года, N УП-186
Основы государственной политики Республики Татарстан в области информатизации связи на 2003-2007 годы закрепляют единую систему представлений о целях, приоритетных направлениях, задачах и принципах политики Республики Татарстан в сфере развития информатизации и связи, а также о механизмах ее реализации.
Государственная политика основывается на Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Татарстан, Федеральном Законе "Об информации, информатизации и защите информации", Федеральном Законе "О связи" и находит свое выражение в законах Республики Татарстан, постановлениях Кабинета Министров Республики Татарстан и иных нормативно-правовых актах в данной сфере.
Разработка Основ государственной политики в области информатизации и связи определяется значимостью данных направлений в обеспечении экономического развития республики, ее политических и стратегических интересов, необходимостью решения ряда имеющихся проблем.
Основной задачей при создании и развитии в Республике Татарстан рынка информации, обеспечении потребности общества в информационных продуктах и услугах является формирование законодательной базы и нормативное регулирование процесса с целью рационального использования информационных, технических и интеллектуальных ресурсов, повышения качества и доступности услуг в рассматриваемой области, оптимизации и сбалансированности инвестиционных вложений, соблюдения равноправности государственных интересов и интересов бизнес-структур.
Данный документ представляет собой систему взглядов на развитие информатизации и связи на 5 лет.
В данном документе учтены предложения республиканских органов власти, научных организаций, операторов связи и других заинтересованных хозяйствующих субъектов.
В материале используется следующий понятийный аппарат:
Информационные ресурсы - отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах).
Информационная система - организационно упорядоченная совокупность информационных ресурсов и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы.
Информатизация - организационный, социально-экономический и научно-технический процесс удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов.
Сеть связи - технологическая система, включающая средства и линии связи, предназначенная для почтовой, электрической или интегрированной связи.
Информационные технологии - совокупность процессов сбора, получения, накопления, хранения, обработки, анализа и передачи информации с использованием средств вычислительной техники.
Инфокоммуникации - комплекс, органически объединяющий современные информационные, компьютерные и телекоммуникационные технологии, реализующие их системы и средства, предназначенный для предоставления организациям и населению информационных и коммуникационных продуктов и услуг.
Информатизация и связь должна рассматриваться как средство информационной поддержки (информационного обеспечения) социально-экономического развития республики. Информатизация порождает новые типы производств, новую продукцию, новые специальности и, как следствие, новые рабочие места.
Развитие информатизации и связи позволяет решить важнейшую государственную задачу - объединить населенные пункты республики в единое информационное пространство республики, что обеспечит интеграцию информационного пространства республики в информационное пространство России, и как следствие, в международное информационное пространство. Эта интеграция должна проходить постоянно, последовательно и целенаправленно развиваясь. Информатизация общества оптимизирует работу потребителей информационных ресурсов (быстрый поиск информации, электронный документооборот и т.д.). Развитие средств доставки (сети передачи данных) информационных ресурсов до пользователей и организации мест хранения позволит значительно увеличить рынок труда, прежде всего в области связи и сфере информационных технологий.
Таким образом, целью информатизации является формирование и удовлетворение информационных потребностей всех субъектов информационных систем - населения, хозяйствующих субъектов, общественных организаций, органов государственной власти и местного самоуправления.
Для достижения сформулированной цели необходимо решение следующих задач:
- создание в республике сбалансированного рынка информационных ресурсов, информационных услуг, информационных систем, информационных технологий;
- создание технологической базы, необходимой для формирования и удовлетворения информационных потребностей путем развития систем связи;
- формирование и защита государственных информационных ресурсов и систем связи.
Следует отметить недостаточность правовой отрегулированности отношений всех участников инфокоммуникационной среды - совокупности средств реализации инфокоммуникационных технологий, услуг и информационных ресурсов. Нет четкого разграничения предметов ведения и полномочий федерального центра и регионов в области информатизации и связи, что вносит неопределенность в сферу правоотношений.
Так ст.71 Конституции Российской Федерации относит федеральную информацию и связь к компетенции Российской Федерации. Таким образом, предполагается, что существует информация и связь не федеральная, то есть субъектов Федерации.
Федеральным законом "Об информации, информатизации и защите информации" к собственности субъектов федерации отнесены информационные ресурсы, сформированные за счет средств бюджетов субъектов Федерации. Вместе с тем, ряд федеральных законов относят такого рода информационные ресурсы к федеральной собственности. Но чтобы информационные ресурсы стали объектом собственности, необходимо их по определенным правилам, как любой другой товар или услугу, регистрировать, учитывать, сертифицировать и использовать. Это означает, что должен быть определен собственник и владелец каждого информационного ресурса. У него появится цена, товар будет сертифицирован. И, главное, республика будет иметь в своей собственности самые важные государственные ресурсы.
В настоящее время практически невозможно решить эти проблемы без принятия нормативных документов в виде Указов Президента Республики Татарстан и Законов Республики Татарстан.
Разделение государственных ресурсов по видам собственности производится Федеральным центром по согласованию с субъектами Федерации. Эта работа не проведена, и целесообразно предпринять опережающие шаги.
Республика Татарстан должна определиться со своим сегментом информации - государственным ресурсом и создать условия для развития рынка информационных ресурсов, услуг и систем для других пользователей, что позволит республике интегрироваться в единое федеральное и мировое информационное пространство.
Следует отметить ошибочность представления о том, что для определения перечня государственных информационных ресурсов нужна сплошная инвентаризация баз данных в органах исполнительной власти и государственных учреждениях. Ошибка заключается в том, что нужно изначально определиться с тем, что нужно государственным органам, а затем определить центры ответственности за создание и ведение тех или иных информационных ресурсов. Введение с 2002 года электронной подписи существенно повысит эффективность информационного обмена.
Как уже отмечалось в предыдущих разделах, важно не только удовлетворять информационные потребности потребителей, но и формировать их. Без современных информационных технологий и телекоммуникационных систем эту задачу решить невозможно.
В Республике Татарстан несколько десятилетий успешно работали ведущие академические и научные центры страны, высокотехнологичные производства. В результате сформирован высокий научно-технический потенциал республики, в частности, в области информационных систем и технологий. Большинство государственных и негосударственных организаций Республики Татарстан, предприятия малого и среднего бизнеса в настоящее время ведут работы по автоматизации процессов накопления, хранения и обработки информации.
Внедрены автоматизированные рабочие места специалистов, эксплуатируются локальные и глобальные информационные сети. Формируются информационные базы, отражающие состояние отдельных аспектов социальной сферы и экономики республики. В негосударственном секторе экономики информационные технологии широко используются в сфере распределения товарно-сырьевыми, фондовыми, посредническими, сбытовыми и закупочными организациями, коммерческими банками, страховыми компаниями и т.п.
Формируется и исполняется государственный заказ на информационный статистический ресурс, введение которого освобождает предприятия от необходимости готовить для различных потребителей дублирующуюся информацию. Ведутся на уровне Госкомстата Республики Татарстан паспорта районов, паспорта предприятий. Развивается система региональной статистики.
Создаются виртуальные офисы предприятий на единых республиканских сайтах.
Разработаны и ускоренными темпами вводятся информационные технологии в системе государственного заказа. Регулярным стало издание сборников по товарам и услугам, производимым в республике и потребляемым в ней, а также рыночным ценам на них.
Для промышленных предприятий выбран международный стандарт управления MRP-II, который обеспечен информационными технологиями.
На уровне республики в рамках системы индикативного управления экономикой применяется комплекс информационных технологий, включающий функционирование Центра принятия решений на уровне Аппарата Президента Республики Татарстан и Кабинета Министров Республики Татарстан.
В ближайшее время завершается работа по разработке информационных технологий в системе межотраслевого баланса.
Разработан проект системы электронных торгов, который также планируется реализовать в ближайшее время на базе Интернет-портала "Деловой Центр Республики Татарстан".
Создана и функционирует система информационных технологий регистрации субъектов предпринимательской деятельности и объектов недвижимости по принципу "одного окна".
Активно развиваются информационные технологии во всех без исключения отраслях социальной сферы. Идет массовая компьютеризация пользователей информационных услуг. Компьютеры "вошли" в школы, в детские учреждения, в медицинские учреждения, в ВУЗы и т.д.
Вместе с тем обострилась проблема, связанная с отсутствием возможности заказать своим республиканским разработчикам крупный проект класса систем управления объектом. На такие проекты, как правило, приглашаются специалисты из других регионов России, поскольку своих крупных компаний в области проектирования информационных систем у нас нет. Эти проекты требуют значительных финансовых затрат. Потребители идут на эти затраты, а следовательно, мы инвестируем компании других регионов. Отсутствие организации системного интегратора порождает другую проблему - невозможность обеспечить необходимые темпы развития отрасли информатизации и связи, являющейся важнейшей составляюшей процессов социально-экономического развития республики в целом. Следовательно, создание (или, скорее, воссоздание) компании - системного интегратора является одной из актуальных задач.
В республику "вошли" различные современные информационные технологии для целей внутрифирменного управления.
В настоящее время большинство промышленных предприятий Республики Татарстан, независимо от формы собственности, имеют достаточное техническое оснащение, автоматизируют отдельные задачи и процессы. Среди наиболее распространенных информационных технологий применяются BAAN, R3, МАХ - стандарты управления MRP (ERP), а также отечественные БЭСТ, 1С, Галактика, Парус и пр. Однако их применение несистемно.
Современные информационные технологии являются, как правило, разработками ведущих западных компьютерных фирм. Стоимость их также относительно высока (в зависимости от комплектации в среднем 100-300 тыс.долларов США). Поэтому руководители предприятий иногда полагают, что своими силами разработать дешевле. Однако системный проект создать таким способом невозможно.
Ряд руководителей также считают, что достаточно автоматизировать бухгалтерию, учет материалов, поставить систему автоматизированного проектирования в конструкторские отделы и можно уже считать, что современные информационные технологии внедрены в систему управления. Это глубоко ошибочное представление. Необходимы системные проекты, охватывающие весь производственный процесс.
В республике - единственном субъекте Федерации - было проведено обучение международным стандартам управления руководителей и специалистов всех министерств. Сделано это было с целью введения в отрасли технологий финансового оздоровления подведомственных предприятий и формирования у руководителей министерств представления о роли информационных технологий в системе управления производством.
В настоящее время в здравоохранении Республики Татарстан применяется целый ряд компьютерных информационных технологий. К числу относительно новых для Республики Татарстан и в целом для Российской Федерации можно отнести следующие технологии:
- телемедицинские консультации в режиме реального времени;
- отсроченные медицинские телеконсультации с применением электронной почты;
- сбор и анализ персонифицированной информации о пациентах медицинских учреждений на территориальном и республиканском уровнях.
На базе Межрегионального клинического диагностического центра создан и функционирует Республиканский центр телемедицины. Состоялось несколько сеансов связи с российскими медицинскими учреждениями в режиме реального времени.
Функционирует система мониторинга состояния здоровья беременных женщин с двухсторонней передачей информации по электронной почте.
Современные информационные технологии применяются в системе сбора, обработки и анализа персонифицированных данных о пациентах стационаров и поликлиник, о кадрах медицинских работников, о льготном лекарственном обеспечении граждан.
Правительством Республики Татарстан выделены средства на закупку 9 тысяч компьютеров для оснащения школ. Оснащение компьютерами производится и за счет других источников. На данный момент компьютерные классы имеют около 2 тысяч школ. Начата работа по интернетизации школ по всей республике. В общей сложности по республике доступ к сети Интернет имеют только 10% всех школ.
Принято решение о создании Единого межвузовского инновационного технопарка "Идея" с мощным Интернет-центром, на базе которого учащиеся средних, средне-специальных и высших учебных заведений будут проходить целевую подготовку, заниматься проектной, образовательной и научной деятельностью.
Большой задел имеется в республике по дистанционному обучению. Наиболее заметными проектами в этой области стали работы по применению информационных технологий в библиотечном деле и создании условий для развития работ по сохранению и развитию татарского языка.
В области компьютеризации библиотек можно отметить два направления каталогизация и создание электронных фондов.
В Республике Татарстан существуют два государственных языка, формируются и активно взаимодействуют два информационных и культурных слоя - русскоязычный и татароязычный.
В этой ситуации представляется целесообразным использование современных средств и методов компьютерных и телекоммуникационных систем и технологий для целей изучения и сохранения татарского языка, формирования и развития татароязычного информационного поля, что будет способствовать развитию информационных и культурных связей с диаспорами наших соотечественников в других регионах России и за ее пределами.
Пока, как правило, в отрасли жилищно-коммунального хозяйства применяются только автоматизированные расчеты платежей за жилищно-коммунальные услуги, но уже завершается разработка проекта по созданию интегрированной республиканской информационной системы, связывающей информационные потоки отраслей жилищно-коммунального хозяйства, социальной защиты, энергетики.
Все поставщики жилищно-коммунальных услуг пользуются разрозненными базами данных, существующими в разных форматах. Они даже не могут быть интегрированы по набору данных. В связи с этим предстоит большая работа по созданию распределенной базы данных по городам, районам, республике в целом.
В рамках Республиканской программы "Разработка и внедрение информационных технологий в системе адресной социальной защиты населения Республики Татарстан" внедрены комплексные информационные технологии на основе распределенных банков данных:
- в органах социальной защиты (Министерство социальной защиты Республики Татарстан, 56 систем);
- в органах технической инвентаризации (республиканское и районные бюро технической инвентаризации Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан, 52 системы);
- в расчетных центрах жилищно-коммунального хозяйства (Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан, 42 системы);
- в филиалах 1 и 2 Государственной регистрационной палаты Республики Татарстан по регистрации юридических и физических лиц по технологии "одного окна". (Сейчас эта функция выполняется УМНС РФ по РТ).
Создан Республиканский банк данных адресной социальной защиты Республики Татарстан.
Следует отметить, что единого реестра населения в республике нет.
Руководители и специалисты всех министерств обучены (и получили свидетельства) современным стандартам управления. Обучение проводилось на базе компьютеризированных бизнес-курсов.
Проводятся работы по организации ситуационно-аналитического Центра органов государственной власти и управления, что будет способствовать повышению эффективности принимаемых на государственном уровне управленческих решений, достоверному анализу и прогнозированию возможных последствий действий властных структур, достижению оптимальной стратегии государственного регулирования жизненно важных сфер деятельности человека и общества.