Недействующий

Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан
от 1 февраля 1999 г. N 37
"О территориальной подсистеме предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций Республики Татарстан"
(с изменениями от 28 апреля и 26 апреля 1999 г., 26 октября 2000 г.,
25 июня 2001 г., 3 февраля 2003 г.)

____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 10 ноября 2004 года N 480
____________________________________________________________________


В целях дальнейшего совершенствования деятельности территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Республики Татарстан Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:

1. Утвердить прилагаемые:

Положение о территориальной подсистеме предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Республики Татарстан;

Положение о комиссии по чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан;

состав комиссии по чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан;

Задачи министерств, госкомитетов, организаций различных организационно-правовых форм и форм собственности, органов государственного управления городов и районов Республики Татарстан по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, организации взаимодействия при ликвидации аварий, катастроф и стихийных бедствий;

состав сил и средств территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Республики Татарстан.

2. Признать утратившим силу постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 12.05.97 г. N 408 "О территориальной подсистеме предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Республики Татарстан".

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Премьер-министра Республики Татарстан Швецова В.А.

Премьер-министр
Республики Татарстан    Р.Н.Минниханов

Заместитель Премьер-министра Республики
Татарстан - Руководитель Аппарата Кабинета
Министров Республики Татарстан          И.Б.Фаттахов

Положение
"О территориальной подсистеме предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций Республики Татарстан"
(утверждено постановлением КМ РТ от 1 февраля 1999 г. N 37)

1. Настоящее Положение определяет принципы построения, состав сил и средств, порядок выполнения задач и взаимодействия основных элементов территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Республики Татарстан (далее именуется - ТСЧС), а также регулирует основные вопросы ее функционирования.

2. В соответствии с Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", постановлением Правительства Российской Федерации от 05.11.95 г. N 1113 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" основными задачами ТСЧС являются:

разработка и реализация правовых и экономических норм, связанных с обеспечением защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования организаций различных организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организации), а также подведомственных им объектов производственного и социального назначения (далее - объекты) в чрезвычайных ситуациях;

обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее именуются - силы и средства);

сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

подготовка населения к действиям при чрезвычайных ситуациях;

прогнозирование и оценка социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций;

создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее именуются - резервы финансовых и материальных ресурсов);

осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

ликвидация чрезвычайных ситуаций;

осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, проведение гуманитарных акций;

реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, в том числе лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;

международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

3. ТСЧС объединяет органы управления, силы и средства республиканских и местных органов государственного управления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

4. ТСЧС состоит из звеньев и функциональных подсистем и имеет три уровня: республиканский, местный и объектовый.

5. Звенья подсистемы ТСЧС создаются в городах и районах Республики Татарстан для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территорий, соответствующих административно-территориальному делению республики.

Задачи, организация, состав сил и средств, порядок функционирования звеньев подсистемы ТСЧС определяются положениями об этих звеньях, утверждаемыми руководителями органов государственного управления городов и районов.

6. Функциональные подсистемы ТСЧС создаются в министерствах, госкомитетах Республики Татарстан для решения задач по наблюдению и контролю за состоянием природной среды и обстановки на потенциально опасных объектах, по предупреждению чрезвычайных ситуаций, защите жизни и здоровья людей, созданию и использованию чрезвычайных резервных фондов, ликвидации чрезвычайных ситуаций на территориальном уровне.

Организация, состав сил и средств, порядок деятельности функциональных подсистем ТСЧС определяются положениями о них, согласованными с Министерством по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан и утвержденными постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан.

7. Каждый уровень ТСЧС имеет координирующие органы, постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (далее именуются - органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям), органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения, информационного обеспечения.

8. Координирующими органами ТСЧС являются:

на республиканском уровне, охватывающем территорию республики, - Комиссия по чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан;

на местном уровне, охватывающем территорию района, города (района в городе), - комиссии по чрезвычайным ситуациям района, города (района в городе);

на объектовом уровне, охватывающем территорию организации или объекта, - объектовые комиссии по чрезвычайным ситуациям.

Положения о комиссиях по чрезвычайным ситуациям на республиканском, местном и объектовом уровнях утверждаются решениями руководителей соответствующих республиканских органов государственного управления, органов государственного управления городов и районов, организаций.

9. Основными задачами Комиссии по чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан и комиссий по чрезвычайным ситуациям районов, городов (районов в городах) являются:

организация и контроль за осуществлением мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также по обеспечению надежности работы потенциально опасных объектов в условиях чрезвычайных ситуаций;

организация наблюдения и контроля за состоянием окружающей среды и потенциально опасных объектов, в том числе соблюдением на них требований охраны труда и состояния оборудования, прогнозирование чрезвычайных ситуаций;

обеспечение готовности органов управления, сил и средств к действиям в чрезвычайных ситуациях, а также создания и поддержания в состоянии готовности пунктов управления;

обеспечение постоянного контроля за готовностью к осуществлению мероприятий;

предотвращение последствий паводкового периода, наводнений, подтоплений;

предупреждение и ликвидация лесных пожаров, очагов болезней лесов;

бесперебойное движение транспорта в неблагоприятных метеорологических условиях (снежные заносы, гололед, иные факторы);

организация разработки нормативных правовых актов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

участие в разработке и осуществлении федеральных целевых и научно-технических программ, организация разработки и реализации республиканских программ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

создание резервов финансовых и материальных ресурсов;

взаимодействие с другими комиссиями по чрезвычайным ситуациям, военным командованием и общественными объединениями по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а в случае необходимости - принятие решения о направлении сил и средств для оказания помощи этим комиссиям в ликвидации чрезвычайных ситуаций;

руководство работами по ликвидации чрезвычайных ситуаций, организация привлечения трудоспособного населения к этим работам;

планирование и организация эвакуации населения, размещения эвакуируемого населения и возвращения его после ликвидации чрезвычайных ситуаций в места постоянного проживания;

организация сбора и обмена информацией в области зашиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

руководство подготовкой населения, должностных лиц органов управления и подразделений ТСЧС к действиям в чрезвычайных ситуациях.

10. Основными задачами объектовых комиссий по чрезвычайным ситуациям являются:

руководство разработкой и осуществлением мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций, повышению надежности потенциально опасных объектов, обеспечению устойчивости функционирования организаций и объектов при возникновении чрезвычайных ситуаций;

организация работ по созданию на потенциально опасных объектах и поддержанию в состоянии готовности локальных систем контроля и оповещения;

организация контроля за соблюдением на потенциально опасных объектах требований охраны труда;

обеспечение готовности органов управления, сил и средств к действиям при чрезвычайных ситуациях, руководство ликвидацией чрезвычайных ситуаций и эвакуацией персонала организаций и объектов;

руководство созданием и использованием резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

организация подготовки руководящего состава, сил и средств, а также персонала организаций и объектов к действиям в чрезвычайных ситуациях.

11. Органами управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям являются:

на республиканском уровне - Министерство по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан (МЧС РТ);

на местном и объектовом уровнях - органы, специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны и по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в городах, районах и организациях.

12. Органами повседневного управления ТСЧС являются:

пункты управления, оперативно-дежурные службы органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям всех уровней;

дежурно-диспетчерские службы и специализированные подразделения министерств, госкомитетов и организаций.

Размещение органов повседневного управления ТСЧС осуществляется на пунктах управления, оснащаемых соответствующими средствами связи, оповещения, сбора, обработки и передачи информации и поддерживаемых в состоянии постоянной готовности к использованию.

13. В состав сил и средств ТСЧС входят силы и средства министерств, госкомитетов, ведомств, и организаций, участвующих в соответствии с возложенными на них обязанностями в наблюдении и контроле за состоянием окружающей среды, потенциально опасных объектов и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В состав этих сил входят аварийно-спасательные формирования, укомплектованные с учетом обеспечения работы в автономном режиме в течение не менее трех суток и находящихся в состоянии постоянной готовности (далее именуются - силы постоянной готовности). Силы постоянной готовности могут привлекаться Министерством по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан и другими органами управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям по согласованию с министерствами, госкомитетами, ведомствами и организациями для экстренного реагирования в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

14. Специально подготовленные силы и средства войск гражданской обороны привлекаются для ликвидации чрезвычайных ситуаций по согласованию с начальником Приволжского регионального центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Силы и средства органов внутренних дел применяются при ликвидации чрезвычайных ситуаций в соответствии с задачами, возложенными на них законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Татарстан.

15. Решениями руководителей организаций и объектов на базе существующих специализированных организаций, служб и подразделений (строительных, медицинских, химических, ремонтных и других) создаются нештатные аварийно-спасательные формирования, предназначенные для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях.

16. Информационное обеспечение функционирования ТСЧС осуществляется информационно-управляющей системой, в состав которой входят:

центр управления в кризисных ситуациях Комиссии по чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан;

информационный центр Министерства по делам гражданской обороны чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан;

информационно-управляющие центры органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в городах и районах;

информационные центры организаций;

средства связи и передачи данных.

Порядок сбора информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обмена этой информацией между органами государственной власти, органами управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям определяется Правительством Республики Татарстан.

17. В зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей чрезвычайной ситуации решением соответствующих органов государственного управления в пределах конкретной территории устанавливается один из следующих режимов функционирования ТСЧС:

режим повседневной деятельности - при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий, эпизоотий и эпифитотий;

режим повышенной готовности - при ухудшении производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановки, при получении прогноза о возможности возникновения чрезвычайных ситуаций;

режим чрезвычайной ситуации - при возникновении и во время ликвидации чрезвычайных ситуаций.

18. Основными мероприятиями, осуществляемыми при функционировании ТСЧС, являются:

а) в режиме повседневной деятельности:

осуществление наблюдения и контроля за состоянием окружающей среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и на прилегающих к ним территориях;

обеспечение постоянного контроля за готовностью к осуществлению мероприятий:

- предотвращения последствий паводкового периода и наводнений, подтоплений;

- предупреждения и ликвидации лесных пожаров, очагов болезней лесов;

- бесперебойного движения транспорта в неблагоприятных метеорологических условиях (снежные заносы, гололед, иные факторы);

планирование и выполнение целевых и научно-технических программ и мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций, обеспечению безопасности и защиты населения, сокращению возможных потерь и ущерба, а также по повышению устойчивости функционирования промышленных объектов и отраслей экономики в чрезвычайных ситуациях;

совершенствование подготовки органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, сил и средств к действиям при чрезвычайных ситуациях, организация обучения населения способам защиты и действиям при чрезвычайных ситуациях;

создание и пополнение резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

осуществление целевых видов страхования.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»