Недействующий

О Республиканской целевой программе развития Казанского государственного университета на период до 2005 года (утратило силу)

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами

Казанский государственный университет является одним из крупнейших университетов России. Он был основан в 1804 году. Утвердительная грамота и Устав университета были подписаны императором Александром I.

Указом Президента Российской Федерации Б.Н.Ельцина от 30 июля 1996 г. Казанский государственный университет включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

Экономические трудности последних лет поставили под угрозу существование университета как крупного научного и образовательного центра, как памятника архитектуры.

Особую тревогу вызывает состояние историко-культурного комплекса старинных зданий университета, расположенных в центральной части г.Казани. Ядром комплекса является главное здание КГУ, построенное в 1825 году по проекту архитектора Н.Г.Пятницкого, с западным пристроем, возведенным в 1905 г по проекту архитектора К.Мюфке. В 1824 и 1825 годы появились здания, впоследствии получившие названия механического и геометрического корпусов. С 1833 года по 1848 год формируется дворовое пространство комплекса по проекту архитектора М.П.Коринфского. В этот период воздвигнуты здания, занимаемые ныне кафедрой астрономии и астрономической обсерваторией, научно-исследовательским химическим институтом (далее - НИХИ) им.А.М.Бутлерова, отделом редких рукописей и книг научной библиотеки им.Н.И.Лобачевского, кафедрой гистологии Казанского государственного медицинского университета (далее - КГМУ), анатомическим театром. В 1810 году были построены восточное и западное полуциркульные здания двора. М.П.Коринфский создал необычайный двор-форум. Так возник университетский городок - один из самых гармоничных и красивых архитектурных ансамблей в стиле русского классицизма первой половины XIX века.

Здания геологического факультета, Управления "Центр информационных технологий" (УЦИТ) и научно-исследовательского института математики и механики (НИИММ) им.Н.Г.Чеботарева, кафедры топографической анатомии и оперативной хирургии КГМУ (бывшее здание типографии КГУ) расположены вне территории указанного старинного комплекса, но по своей богатой истории и архитектуре входят в единый историко-культурный комплекс КГУ.

Состояние построенных около двух веков назад зданий университетского комплекса требует проведения незамедлительных реставрационных и реконструкционных работ. Уплотненность кафедр и лабораторий, интенсивное использование учебных, лабораторных помещений (учебные занятия в 2 смены), отсутствие систематического профилактического и капитального ремонта привели здания и инженерные сети в плохое состояние. Имеет место запущенность ландшафтной архитектуры вокруг исторических зданий университета.

Одна из острейших проблем - это состояние материально-технической базы университета. Недостаток финансовых средств в последние годы не позволил уделять должного внимания поддержанию учебно-лабораторной и научной базы на достойном уровне. В результате учебное и научное оборудование выработало свои ресурсы, устарело морально и физически. Требуется обновление научного и учебно-лабораторного оборудования и приобретение учебной мебели.

Образовательная деятельность Казанского университета сегодня проходит в условиях, которые также нельзя назвать полностью благоприятными. Кризис в экономике, развал оборонной промышленности, конверсия предприятий, рост безработицы изменили структуру спроса на рынке труда и поставили перед высшей школой в качестве первоочередной проблему переквалификации больших масс трудящихся. Это потребует значительных капиталовложений со стороны правительства и усилий со стороны высшей школы: определения потребностей рынка, разработки специальных программ, учебных пособий, приобретения учебного оборудования, содействия в трудоустройстве и др.

Лавинообразный рост количества информации, новых знаний, достижения в области компьютерной обработки знаний требуют от высшей школы, с одной стороны, сделать образование более фундаментальным, а с другой - разрабатывать и активно использовать новые образовательные технологии: дистанционное обучение, мультимедиа-технологии, электронные учебники и т.д. Происходящий от индустриального к информационному обществу переход, который происходит во всем мире, предъявляет новые требования к системе образования, к университетам как крупнейшим образовательным центрам, их выпускникам.

Специфической задачей высшей школы России является широкая довузовская подготовка, профессиональная ориентация школьников, поиск и воспитание талантливых школьников. С другой стороны, на высшей школе лежит ответственность за дальнейший профессиональный рост ее выпускников, и это делается через систему центров переподготовки и повышения квалификации при вузах.

Отсутствие единой государственной стратегии в системе образования, упадок промышленности ведут к падению спроса на специалистов, особенно в области фундаментальных наук, падению престижа высшего образования по некоторым специальностям; финансовая бедность университета ведет к снижению качества научных исследований и учебного процесса.

Новые моменты в деятельность университета вносит и растущая конкуренция между государственными и негосударственными вузами. В этих условиях повышению качества общего и профессионального образования, координации образовательного процесса в регионе, интеграции разнопрофильных учебных заведений будет способствовать формирование университетского округа, объединяющего широкую сеть образовательных учреждений разных уровней и направлений: высшие учебные заведения (медицинский университет, финансово-экономический институт, академия культуры и искусств, социально-юридический институт, институт содействия бизнесу, институт экономики, управления и права и др.), более 60 общеобразовательных и средних профессиональных учебных заведений региона, а также академические научно-исследовательские институты Казанского научного центра (КНЦ) Российской академии наук, Академии наук Республики Татарстан.

В течение двух веков Казанский университет был и остается признанным центром науки не только в Поволжском регионе, но и одним из научных центров России.

Казанский университет получил всемирное признание благодаря выдающимся ученым, сделавшим в его стенах свои научные открытия. Вот только некоторые из этих имен:

Н.И.Лобачевский - создание новой неевклидовой геометрии;

Н.И.Зинин - получение из нитробензола анилина;

К.К.Клаус - открытие нового элемента - рутения;

А.М.Бутлеров - создание теории строения органических веществ;

Е.К.Завойский - открытие электронного парамагнитного резонанса;

С.А.Альтшулер - открытие явления акустического парамагнитного резонанса.

В.М.Бехтерев - основоположник отечественной экспериментальной психологии;

Х.Д.Френ, О.М.Ковалевский, А.К.Казембек, И.Н.Березин, В.П.Васильев, Н.Ф.Катанов и Ибрагим Халфин превратили Казань в один из центров европейской ориенталистики.

И.М.Симонов - участие в кругосветной экспедиции 1819-1821 гг. Ф.Ф.Беллинсгаузена и М.П.Лазарева, открывшей шестую часть света - Антарктиду.

И в настоящее время ученые университета работают над сложнейшими научными проблемами. Результаты этой деятельности можно проследить по программам конференций и издательской деятельности КГУ, запланированных на период до 2004 г.

Вместе с тем на научное сообщество КГУ оказал серьезное влияние глубокий кризис, охвативший на этапе смены экономической и политической системы нашего государства все сферы экономики и все слои общества. За годы реформ финансирование науки из государственного бюджета по оценкам различных исследователей уменьшилось в 6-10 раз, практически до нуля упало финансирование научных разработок со стороны производства, в результате число работающих в научной сфере сократилось в 2 раза. Все это в полной мере отразилось и на темпах развития научно-исследовательской деятельности Казанского университета. За последнее десятилетие (1990-2000 гг.) в условиях постоянного недофинансирования наиболее пострадали научные направления, связанные с экспериментальными исследованиями, как наиболее ресурсоемкие, требующие дорогостоящей опытно-экспериментальной и приборной базы.

Как известно, одним из признанных в мире критериев уровня научных исследований является качество публикаций, которое определяется уровнем научных журналов. Сегодняшнее состояние науки в КГУ таково, что лишь 35% публикаций осуществляются в журналах естественно-научного профиля, перечень которых признается многими учеными во всем мире (данные журнала "Journal Citation Reports"). Не лучше обстоят дела и в гуманитарных науках. Поэтому одной из важнейших задач программы является не столько сохранение научно-технического потенциала КГУ, сколько увеличение объема научных исследований мирового уровня.

Полное отсутствие средств из государственного бюджета на обновление научного оборудования и недостаток внебюджетных средств делают практически невозможным решение проблемы сохранения и развития приборно-аналитической базы, а следовательно, и высокопрофессионального кадрового потенциала университета без использования программно-целевых методов. Очевидно, что решение этой задачи лежит в плоскости формирования в регионе научно-технической политики, направленной на развитие и укрепление собственного научно-технического потенциала, в том числе и путем реализации данной целевой Программы.

В начале XXI века ключевым условием успешного развития Казанского университета как одного из ведущих российских научно-образовательных центров становится всестороннее развитие его информационной инфраструктуры.

Ядром информационной инфраструктуры университета является корпоративная информационная компьютерная сеть КГУ - одна из крупнейших общедоступных вузовских сетей Республики Татарстан, ставшая важным элементом информационной инфраструктуры республики, во многом определяющим "лицо" Татарстана, Казани и Казанского университета в мировом информационном пространстве. Сеть КГУ обеспечивает доступ к российским и мировым информационным ресурсам широкому кругу пользователей, среди которых - более 1500 сотрудников университета (включая сотрудников филиала КГУ в г.Зеленодольске) и более 5000 пользователей классов открытого доступа (студенты и сотрудники КГУ, а также других вузов г.Казани и Республики Татарстан). Кроме того, в настоящее время ресурсами сети КГУ активно пользуются более 150 государственных и общественных организаций из сфер образования, в том числе - КФЭИ, КГМУ, КГАСА, КАМПИ (г.Набережные Челны), более 50 школ Казани, науки (Академия наук Республики Татарстан), здравоохранения, культуры (Национальная библиотека Республики Татарстан), и число пользователей сети постоянно растет. Подключение сети КГУ к Internet осуществляется через опорную сеть RBNet (Russian Backbone Network) Российского НИИ Развития Общественных Сетей.