Во исполнение Указа Президента Республики Татарстан от 25.12.2000 г. N УП-1019 "О праздновании 200-летия основания Казанского государственного университета" Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Республиканскую целевую программу развития Казанского государственного университета на период до 2005 года.
2. Министерству финансов Республики Татарстан и Министерству экономики и промышленности Республики Татарстан при формировании республиканского бюджета Республики Татарстан на 2003 и последующие годы предусматривать ассигнования на реализацию указанной программы за счет средств подпрограммы "Сохранение и развитие исторического центра г.Казани".
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Премьер-министра Республики Татарстан З.Р.Валееву.
Премьер-министр
Республики Татарстан Р.Н.Минниханов
Руководитель Аппарата Кабинета
Министров Республики Татарстан И.Б.Фаттахов
+-----------------------------------------------------------------------+
¦Наименование программы ¦Республиканская целевая программа развития Ка-¦
¦ ¦занского государственного университета до 2005¦
¦ ¦года (далее - Программа) ¦
+-----------------------+-----------------------------------------------¦
¦Дата принятия решения о¦Решение организационного комитета по подготовке¦
¦разработке Программы,¦и проведению мероприятий, посвященных 200-летию¦
¦дата ее утверждения¦со дня основания Казанского государственного¦
¦(наименование и номер¦университета (далее - КГУ), от 16.03.2001 г. ¦
¦соответствующего норма-¦ ¦
¦тивного акта) ¦ ¦
+-----------------------+-----------------------------------------------¦
¦Государственные заказ-¦Администрация г.Казани ¦
¦чики ¦КГУ ¦
¦ ¦Министерство экономики и промышленности Респуб-¦
¦ ¦лики Татарстан ¦
+-----------------------+-----------------------------------------------¦
¦Разработчики Программы ¦Администрация г.Казани ¦
¦ ¦ЗАО Казанский "Гипронииавиапром" (Генеральная¦
¦ ¦проектная организация) ¦
¦ ¦КГУ ¦
¦ ¦Министерство экономики и промышленности Респуб-¦
¦ ¦лики Татарстан ¦
+-----------------------+-----------------------------------------------¦
¦Основные исполнители¦Администрация г.Казани ¦
¦Программы ¦КГУ ¦
¦ ¦Министерство экономики и промышленности Респуб-¦
¦ ¦лики Татарстан ¦
¦ ¦Республиканские органы исполнительной власти,¦
¦ ¦предприятия, организации и учреждения Республи-¦
¦ ¦ки Татарстан и г.Казани ¦
+-----------------------+-----------------------------------------------¦
¦Цель Программы и важ-¦Усиление роли КГУ в современном российском и¦
¦нейшие целевые показа-¦международном образовательном, научном и куль-¦
¦тели ¦турном процессе. ¦
+-----------------------+-----------------------------------------------¦
¦Сроки и этапы реализа-¦I-й этап (2002-2004 годы): ¦
¦ции ¦начало и завершение реставрации, реконструкции¦
¦ ¦и ремонта университетского комплекса старинных¦
¦ ¦зданий и двора, являющихся памятниками архитек-¦
¦ ¦туры. ¦
¦ ¦II-й этап (2004-2005 годы): ¦
¦ ¦завершение реконструкции и ремонта учебно-лабо-¦
¦ ¦раторных корпусов, воссоздание Ботанического¦
¦ ¦сада, реализация других мероприятий Программы. ¦
+-----------------------+-----------------------------------------------¦
¦Ожидаемые конечные ре-¦Закрепление роли КГУ как одного из ведущих об-¦
¦зультаты реализации¦разовательных, научных и культурных центров Та-¦
¦Программы ¦тарстана, Поволжья, Российской Федерации и мира¦
+-----------------------+-----------------------------------------------¦
¦Перечень основных ме-¦Ремонтно-реставрационные работы университетско-¦
¦роприятий Программы ¦го комплекса старинных зданий и двора, предс-¦
¦ ¦тавляющих памятники архитектуры. ¦
¦ ¦Строительство новых комплексов зданий, хозяйс-¦
¦ ¦твенной зоны, восстановление материально-техни-¦
¦ ¦ческой базы. ¦
¦ ¦Реконструкция, капитальный ремонт учебно-лабо-¦
¦ ¦раторных корпусов. ¦
¦ ¦Развитие информационной инфраструктуры ¦
¦ ¦Улучшение условий труда и отдыха сотрудников и¦
¦ ¦студентов КГУ ¦
+-----------------------+-----------------------------------------------¦
¦Объемы и источники фи-¦Общий объем финансирования Программы составляет¦
¦нансирования Программы ¦2145,5 млн.рублей, в том числе: ¦
¦ ¦2005,5 млн.рублей - за счет средств, предусмот-¦
¦ ¦ренных на реализацию федеральной целевой прог-¦
¦ ¦раммы "Сохранение и развитие исторического¦
¦ ¦центра г.Казани (постановление Правительства¦
¦ ¦Российской Федерации от 14 марта 2001 года N¦
¦ ¦180); ¦
¦ ¦140 млн.рублей - собственные и привлеченные¦
¦ ¦средства КГУ в соответствии с приложением N 1. ¦
+-----------------------+-----------------------------------------------¦
¦Механизм реализации¦Механизм реализации Республиканской целевой¦
¦Программы ¦Программы развития КГУ на период до 2005 года¦
¦ ¦сформирован в соответствии с положениями дейс-¦
¦ ¦твующего законодательства, постановлениями Пра-¦
¦ ¦вительства Российской Федерации, указами Прези-¦
¦ ¦дента Республики Татарстан и постановлениями¦
¦ ¦Кабинета Министров Республики Татарстан. ¦
¦ ¦Государственные заказчики с учетом выделяемых¦
¦ ¦на реализацию Программы средств ежегодно уточ-¦
¦ ¦няют целевые показатели и затраты по программ-¦
¦ ¦ным мероприятиям, механизм реализации Програм-¦
¦ ¦мы, состав исполнителей, разрабатывают дополни-¦
¦ ¦тельные меры по привлечению внебюджетных источ-¦
¦ ¦ников финансирования для реализации мероприятий¦
¦ ¦целевой Программы в установленные сроки. ¦
+-----------------------+-----------------------------------------------¦
¦Система организации¦Организацию и контроль за реализацией настоящей¦
¦контроля за исполнением¦Программы осуществляют: ¦
¦Программы ¦оргкомитет по подготовке и проведению мероприя-¦
¦ ¦тий, посвященных 200-летию со дня основания КГУ¦
¦ ¦КГУ ¦
¦ ¦Администрация г.Казани ¦
¦ ¦Министерство экономики и промышленности Респуб-¦
¦ ¦лики Татарстан ¦
+-----------------------------------------------------------------------+
Казанский государственный университет является одним из крупнейших университетов России. Он был основан в 1804 году. Утвердительная грамота и Устав университета были подписаны императором Александром I.
Указом Президента Российской Федерации Б.Н.Ельцина от 30 июля 1996 г. Казанский государственный университет включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.
Экономические трудности последних лет поставили под угрозу существование университета как крупного научного и образовательного центра, как памятника архитектуры.
Особую тревогу вызывает состояние историко-культурного комплекса старинных зданий университета, расположенных в центральной части г.Казани. Ядром комплекса является главное здание КГУ, построенное в 1825 году по проекту архитектора Н.Г.Пятницкого, с западным пристроем, возведенным в 1905 г по проекту архитектора К.Мюфке. В 1824 и 1825 годы появились здания, впоследствии получившие названия механического и геометрического корпусов. С 1833 года по 1848 год формируется дворовое пространство комплекса по проекту архитектора М.П.Коринфского. В этот период воздвигнуты здания, занимаемые ныне кафедрой астрономии и астрономической обсерваторией, научно-исследовательским химическим институтом (далее - НИХИ) им.А.М.Бутлерова, отделом редких рукописей и книг научной библиотеки им.Н.И.Лобачевского, кафедрой гистологии Казанского государственного медицинского университета (далее - КГМУ), анатомическим театром. В 1810 году были построены восточное и западное полуциркульные здания двора. М.П.Коринфский создал необычайный двор-форум. Так возник университетский городок - один из самых гармоничных и красивых архитектурных ансамблей в стиле русского классицизма первой половины XIX века.
Здания геологического факультета, Управления "Центр информационных технологий" (УЦИТ) и научно-исследовательского института математики и механики (НИИММ) им.Н.Г.Чеботарева, кафедры топографической анатомии и оперативной хирургии КГМУ (бывшее здание типографии КГУ) расположены вне территории указанного старинного комплекса, но по своей богатой истории и архитектуре входят в единый историко-культурный комплекс КГУ.
Состояние построенных около двух веков назад зданий университетского комплекса требует проведения незамедлительных реставрационных и реконструкционных работ. Уплотненность кафедр и лабораторий, интенсивное использование учебных, лабораторных помещений (учебные занятия в 2 смены), отсутствие систематического профилактического и капитального ремонта привели здания и инженерные сети в плохое состояние. Имеет место запущенность ландшафтной архитектуры вокруг исторических зданий университета.
Одна из острейших проблем - это состояние материально-технической базы университета. Недостаток финансовых средств в последние годы не позволил уделять должного внимания поддержанию учебно-лабораторной и научной базы на достойном уровне. В результате учебное и научное оборудование выработало свои ресурсы, устарело морально и физически. Требуется обновление научного и учебно-лабораторного оборудования и приобретение учебной мебели.
Образовательная деятельность Казанского университета сегодня проходит в условиях, которые также нельзя назвать полностью благоприятными. Кризис в экономике, развал оборонной промышленности, конверсия предприятий, рост безработицы изменили структуру спроса на рынке труда и поставили перед высшей школой в качестве первоочередной проблему переквалификации больших масс трудящихся. Это потребует значительных капиталовложений со стороны правительства и усилий со стороны высшей школы: определения потребностей рынка, разработки специальных программ, учебных пособий, приобретения учебного оборудования, содействия в трудоустройстве и др.
Лавинообразный рост количества информации, новых знаний, достижения в области компьютерной обработки знаний требуют от высшей школы, с одной стороны, сделать образование более фундаментальным, а с другой - разрабатывать и активно использовать новые образовательные технологии: дистанционное обучение, мультимедиа-технологии, электронные учебники и т.д. Происходящий от индустриального к информационному обществу переход, который происходит во всем мире, предъявляет новые требования к системе образования, к университетам как крупнейшим образовательным центрам, их выпускникам.
Специфической задачей высшей школы России является широкая довузовская подготовка, профессиональная ориентация школьников, поиск и воспитание талантливых школьников. С другой стороны, на высшей школе лежит ответственность за дальнейший профессиональный рост ее выпускников, и это делается через систему центров переподготовки и повышения квалификации при вузах.
Отсутствие единой государственной стратегии в системе образования, упадок промышленности ведут к падению спроса на специалистов, особенно в области фундаментальных наук, падению престижа высшего образования по некоторым специальностям; финансовая бедность университета ведет к снижению качества научных исследований и учебного процесса.
Новые моменты в деятельность университета вносит и растущая конкуренция между государственными и негосударственными вузами. В этих условиях повышению качества общего и профессионального образования, координации образовательного процесса в регионе, интеграции разнопрофильных учебных заведений будет способствовать формирование университетского округа, объединяющего широкую сеть образовательных учреждений разных уровней и направлений: высшие учебные заведения (медицинский университет, финансово-экономический институт, академия культуры и искусств, социально-юридический институт, институт содействия бизнесу, институт экономики, управления и права и др.), более 60 общеобразовательных и средних профессиональных учебных заведений региона, а также академические научно-исследовательские институты Казанского научного центра (КНЦ) Российской академии наук, Академии наук Республики Татарстан.
В течение двух веков Казанский университет был и остается признанным центром науки не только в Поволжском регионе, но и одним из научных центров России.
Казанский университет получил всемирное признание благодаря выдающимся ученым, сделавшим в его стенах свои научные открытия. Вот только некоторые из этих имен:
Н.И.Лобачевский - создание новой неевклидовой геометрии;
Н.И.Зинин - получение из нитробензола анилина;
К.К.Клаус - открытие нового элемента - рутения;
А.М.Бутлеров - создание теории строения органических веществ;
Е.К.Завойский - открытие электронного парамагнитного резонанса;
С.А.Альтшулер - открытие явления акустического парамагнитного резонанса.
В.М.Бехтерев - основоположник отечественной экспериментальной психологии;
Х.Д.Френ, О.М.Ковалевский, А.К.Казембек, И.Н.Березин, В.П.Васильев, Н.Ф.Катанов и Ибрагим Халфин превратили Казань в один из центров европейской ориенталистики.
И.М.Симонов - участие в кругосветной экспедиции 1819-1821 гг. Ф.Ф.Беллинсгаузена и М.П.Лазарева, открывшей шестую часть света - Антарктиду.
И в настоящее время ученые университета работают над сложнейшими научными проблемами. Результаты этой деятельности можно проследить по программам конференций и издательской деятельности КГУ, запланированных на период до 2004 г.
Вместе с тем на научное сообщество КГУ оказал серьезное влияние глубокий кризис, охвативший на этапе смены экономической и политической системы нашего государства все сферы экономики и все слои общества. За годы реформ финансирование науки из государственного бюджета по оценкам различных исследователей уменьшилось в 6-10 раз, практически до нуля упало финансирование научных разработок со стороны производства, в результате число работающих в научной сфере сократилось в 2 раза. Все это в полной мере отразилось и на темпах развития научно-исследовательской деятельности Казанского университета. За последнее десятилетие (1990-2000 гг.) в условиях постоянного недофинансирования наиболее пострадали научные направления, связанные с экспериментальными исследованиями, как наиболее ресурсоемкие, требующие дорогостоящей опытно-экспериментальной и приборной базы.
Как известно, одним из признанных в мире критериев уровня научных исследований является качество публикаций, которое определяется уровнем научных журналов. Сегодняшнее состояние науки в КГУ таково, что лишь 35% публикаций осуществляются в журналах естественно-научного профиля, перечень которых признается многими учеными во всем мире (данные журнала "Journal Citation Reports"). Не лучше обстоят дела и в гуманитарных науках. Поэтому одной из важнейших задач программы является не столько сохранение научно-технического потенциала КГУ, сколько увеличение объема научных исследований мирового уровня.
Полное отсутствие средств из государственного бюджета на обновление научного оборудования и недостаток внебюджетных средств делают практически невозможным решение проблемы сохранения и развития приборно-аналитической базы, а следовательно, и высокопрофессионального кадрового потенциала университета без использования программно-целевых методов. Очевидно, что решение этой задачи лежит в плоскости формирования в регионе научно-технической политики, направленной на развитие и укрепление собственного научно-технического потенциала, в том числе и путем реализации данной целевой Программы.
В начале XXI века ключевым условием успешного развития Казанского университета как одного из ведущих российских научно-образовательных центров становится всестороннее развитие его информационной инфраструктуры.
Ядром информационной инфраструктуры университета является корпоративная информационная компьютерная сеть КГУ - одна из крупнейших общедоступных вузовских сетей Республики Татарстан, ставшая важным элементом информационной инфраструктуры республики, во многом определяющим "лицо" Татарстана, Казани и Казанского университета в мировом информационном пространстве. Сеть КГУ обеспечивает доступ к российским и мировым информационным ресурсам широкому кругу пользователей, среди которых - более 1500 сотрудников университета (включая сотрудников филиала КГУ в г.Зеленодольске) и более 5000 пользователей классов открытого доступа (студенты и сотрудники КГУ, а также других вузов г.Казани и Республики Татарстан). Кроме того, в настоящее время ресурсами сети КГУ активно пользуются более 150 государственных и общественных организаций из сфер образования, в том числе - КФЭИ, КГМУ, КГАСА, КАМПИ (г.Набережные Челны), более 50 школ Казани, науки (Академия наук Республики Татарстан), здравоохранения, культуры (Национальная библиотека Республики Татарстан), и число пользователей сети постоянно растет. Подключение сети КГУ к Internet осуществляется через опорную сеть RBNet (Russian Backbone Network) Российского НИИ Развития Общественных Сетей.
В настоящее время телекоммуникационное оборудование сети КГУ уже не справляется с возрастающими объемами потребностей пользователей. Все более обостряется проблема вторичных телекоммуникационных узлов, обеспечивающих бесперебойную работу сети в случае сбоев или выхода из строя первичных узлов связи. Пропускная способность сети передачи данных (далее - СПД) не превышает 2 Мбит/с, что уже не отвечает современным требованиям, поскольку не может обеспечить необходимые производительность и надежность. Каналы СПД уже с трудом справляются с текущими требованиями передачи обычных данных (почта, новости, Web-страницы, файлы).
Одной из самых важных и острых проблем в настоящий момент является недостаточная пропускная способность внешнего канала связи сети КГУ с российским и международным Internet-сообществом. Это существенно сдерживает развитие образовательной и научно-исследовательской деятельности КГУ. Особенно остро это ощущается в современных системах аудиовизуальной передачи данных, системах моделирования (при проведении различных научных экспериментов) и многих других системах, где требуется передача огромных массивов данных. Одним из способов решения указанной проблемы является организация прямого подключения сети КГУ к общероссийскому центру объединения сетей первичных провайдеров.
В тяжелом состоянии находится внутренняя телефонная сеть КГУ. Мощности АТС КГУ совершенно недостаточно для обеспечения современного уровня связи в КГУ.
Таким образом, сегодня требуется радикальная реконструкция информационной инфраструктуры КГУ с целью расширения пропускной способности и повышения надежности СПД, увеличения производительности и емкости информационных и вычислительных серверов, повышения уровня защиты передаваемой и хранимой информации.
Одной из первоочередных задач в развитии университета является создание благоприятных условий для труда, досуга, отдыха и оздоровления. Без этого невозможно движение вперед, поддержка ведущих научных школ, совершенствование учебного процесса, подготовка высококвалифицированных специалистов.
Социальная поддержка сотрудников и обучающихся в университете студентов в последнее десятилетие была затруднена в связи с отсутствием достаточного финансирования. Быстро устаревала материально-техническая база социальной работы (профилакторий, столовые, спортлагерь и т.д.), резко ухудшилось обеспечение сотрудников жильем, сократились возможности для оказания материальной помощи нуждающимся, для обеспечения льготными путевками, льготным питанием.
И хотя в университете в последние годы предпринимались серьезные усилия, направленные на создание нормальных условий для труда, досуга, отдыха и оздоровления (ремонт аудиторного фонда, ремонт и реконструкция профилактория, ремонт спортлагеря, формирование фондов социальной защиты сотрудников и студентов и т.д.), задача в целом по-прежнему остается чрезвычайно актуальной.