Недействующий

Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан
от 20 января 2003 г. N 28
"О Республиканской целевой программе развития Казанского
государственного университета на период до 2005 года"


Во исполнение Указа Президента Республики Татарстан от 25.12.2000 г. N УП-1019 "О праздновании 200-летия основания Казанского государственного университета" Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Республиканскую целевую программу развития Казанского государственного университета на период до 2005 года.

2. Министерству финансов Республики Татарстан и Министерству экономики и промышленности Республики Татарстан при формировании республиканского бюджета Республики Татарстан на 2003 и последующие годы предусматривать ассигнования на реализацию указанной программы за счет средств подпрограммы "Сохранение и развитие исторического центра г.Казани".

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Премьер-министра Республики Татарстан З.Р.Валееву.

Премьер-министр
Республики Татарстан    Р.Н.Минниханов

Руководитель Аппарата Кабинета
Министров Республики Татарстан          И.Б.Фаттахов

Республиканская целевая программа развития Казанского
государственного университета на период до 2005 года
(утв. постановлением КМ РТ от 20 января 2003 г. N 28)

Паспорт
Республиканской целевой программы развития Казанского
государственного университета на период до 2005 года

+-----------------------------------------------------------------------+
¦Наименование программы ¦Республиканская целевая программа развития  Ка-¦
¦                       ¦занского  государственного университета до 2005¦
¦                       ¦года (далее - Программа)                       ¦
+-----------------------+-----------------------------------------------¦
¦Дата принятия решения о¦Решение организационного комитета по подготовке¦
¦разработке   Программы,¦и проведению мероприятий, посвященных 200-летию¦
¦дата   ее   утверждения¦со дня  основания  Казанского  государственного¦
¦(наименование  и  номер¦университета (далее - КГУ), от 16.03.2001 г.   ¦
¦соответствующего норма-¦                                               ¦
¦тивного акта)          ¦                                               ¦
+-----------------------+-----------------------------------------------¦
¦Государственные  заказ-¦Администрация г.Казани                         ¦
¦чики                   ¦КГУ                                            ¦
¦                       ¦Министерство экономики и промышленности Респуб-¦
¦                       ¦лики Татарстан                                 ¦
+-----------------------+-----------------------------------------------¦
¦Разработчики Программы ¦Администрация г.Казани                         ¦
¦                       ¦ЗАО Казанский  "Гипронииавиапром"  (Генеральная¦
¦                       ¦проектная организация)                         ¦
¦                       ¦КГУ                                            ¦
¦                       ¦Министерство экономики и промышленности Респуб-¦
¦                       ¦лики Татарстан                                 ¦
+-----------------------+-----------------------------------------------¦
¦Основные    исполнители¦Администрация г.Казани                         ¦
¦Программы              ¦КГУ                                            ¦
¦                       ¦Министерство экономики и промышленности Респуб-¦
¦                       ¦лики Татарстан                                 ¦
¦                       ¦Республиканские органы  исполнительной  власти,¦
¦                       ¦предприятия, организации и учреждения Республи-¦
¦                       ¦ки Татарстан и г.Казани                        ¦
+-----------------------+-----------------------------------------------¦
¦Цель Программы  и  важ-¦Усиление роли КГУ в  современном  российском  и¦
¦нейшие  целевые показа-¦международном образовательном,  научном и куль-¦
¦тели                   ¦турном процессе.                               ¦
+-----------------------+-----------------------------------------------¦
¦Сроки и этапы  реализа-¦I-й этап (2002-2004 годы):                     ¦
¦ции                    ¦начало и завершение реставрации,  реконструкции¦
¦                       ¦и  ремонта университетского комплекса старинных¦
¦                       ¦зданий и двора, являющихся памятниками архитек-¦
¦                       ¦туры.                                          ¦
¦                       ¦II-й этап (2004-2005 годы):                    ¦
¦                       ¦завершение реконструкции и ремонта учебно-лабо-¦
¦                       ¦раторных  корпусов,  воссоздание  Ботанического¦
¦                       ¦сада, реализация других мероприятий Программы. ¦
+-----------------------+-----------------------------------------------¦
¦Ожидаемые конечные  ре-¦Закрепление роли КГУ как одного из ведущих  об-¦
¦зультаты     реализации¦разовательных, научных и культурных центров Та-¦
¦Программы              ¦тарстана, Поволжья, Российской Федерации и мира¦
+-----------------------+-----------------------------------------------¦
¦Перечень основных   ме-¦Ремонтно-реставрационные работы университетско-¦
¦роприятий Программы    ¦го  комплекса старинных зданий и двора,  предс-¦
¦                       ¦тавляющих памятники архитектуры.               ¦
¦                       ¦Строительство новых комплексов зданий,  хозяйс-¦
¦                       ¦твенной зоны, восстановление материально-техни-¦
¦                       ¦ческой базы.                                   ¦
¦                       ¦Реконструкция, капитальный ремонт  учебно-лабо-¦
¦                       ¦раторных корпусов.                             ¦
¦                       ¦Развитие информационной инфраструктуры         ¦
¦                       ¦Улучшение условий труда и отдыха сотрудников  и¦
¦                       ¦студентов КГУ                                  ¦
+-----------------------+-----------------------------------------------¦
¦Объемы и источники  фи-¦Общий объем финансирования Программы составляет¦
¦нансирования Программы ¦2145,5 млн.рублей, в том числе:                ¦
¦                       ¦2005,5 млн.рублей - за счет средств, предусмот-¦
¦                       ¦ренных  на реализацию федеральной целевой прог-¦
¦                       ¦раммы  "Сохранение  и  развитие   исторического¦
¦                       ¦центра  г.Казани  (постановление  Правительства¦
¦                       ¦Российской Федерации от 14 марта  2001  года  N¦
¦                       ¦180);                                          ¦
¦                       ¦140 млн.рублей  -  собственные  и  привлеченные¦
¦                       ¦средства КГУ в соответствии с приложением N 1. ¦
+-----------------------+-----------------------------------------------¦
¦Механизм     реализации¦Механизм реализации   Республиканской   целевой¦
¦Программы              ¦Программы  развития  КГУ на период до 2005 года¦
¦                       ¦сформирован в соответствии с положениями  дейс-¦
¦                       ¦твующего законодательства, постановлениями Пра-¦
¦                       ¦вительства Российской Федерации, указами Прези-¦
¦                       ¦дента  Республики  Татарстан  и постановлениями¦
¦                       ¦Кабинета Министров Республики Татарстан.       ¦
¦                       ¦Государственные заказчики с  учетом  выделяемых¦
¦                       ¦на  реализацию Программы средств ежегодно уточ-¦
¦                       ¦няют целевые показатели и затраты по  программ-¦
¦                       ¦ным мероприятиям,  механизм реализации Програм-¦
¦                       ¦мы, состав исполнителей, разрабатывают дополни-¦
¦                       ¦тельные меры по привлечению внебюджетных источ-¦
¦                       ¦ников финансирования для реализации мероприятий¦
¦                       ¦целевой Программы в установленные сроки.       ¦
+-----------------------+-----------------------------------------------¦
¦Система     организации¦Организацию и контроль за реализацией настоящей¦
¦контроля за исполнением¦Программы осуществляют:                        ¦
¦Программы              ¦оргкомитет по подготовке и проведению мероприя-¦
¦                       ¦тий, посвященных 200-летию со дня основания КГУ¦
¦                       ¦КГУ                                            ¦
¦                       ¦Администрация г.Казани                         ¦
¦                       ¦Министерство экономики и промышленности Респуб-¦
¦                       ¦лики Татарстан                                 ¦
+-----------------------------------------------------------------------+

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами

Казанский государственный университет является одним из крупнейших университетов России. Он был основан в 1804 году. Утвердительная грамота и Устав университета были подписаны императором Александром I.

Указом Президента Российской Федерации Б.Н.Ельцина от 30 июля 1996 г. Казанский государственный университет включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

Экономические трудности последних лет поставили под угрозу существование университета как крупного научного и образовательного центра, как памятника архитектуры.

Особую тревогу вызывает состояние историко-культурного комплекса старинных зданий университета, расположенных в центральной части г.Казани. Ядром комплекса является главное здание КГУ, построенное в 1825 году по проекту архитектора Н.Г.Пятницкого, с западным пристроем, возведенным в 1905 г по проекту архитектора К.Мюфке. В 1824 и 1825 годы появились здания, впоследствии получившие названия механического и геометрического корпусов. С 1833 года по 1848 год формируется дворовое пространство комплекса по проекту архитектора М.П.Коринфского. В этот период воздвигнуты здания, занимаемые ныне кафедрой астрономии и астрономической обсерваторией, научно-исследовательским химическим институтом (далее - НИХИ) им.А.М.Бутлерова, отделом редких рукописей и книг научной библиотеки им.Н.И.Лобачевского, кафедрой гистологии Казанского государственного медицинского университета (далее - КГМУ), анатомическим театром. В 1810 году были построены восточное и западное полуциркульные здания двора. М.П.Коринфский создал необычайный двор-форум. Так возник университетский городок - один из самых гармоничных и красивых архитектурных ансамблей в стиле русского классицизма первой половины XIX века.

Здания геологического факультета, Управления "Центр информационных технологий" (УЦИТ) и научно-исследовательского института математики и механики (НИИММ) им.Н.Г.Чеботарева, кафедры топографической анатомии и оперативной хирургии КГМУ (бывшее здание типографии КГУ) расположены вне территории указанного старинного комплекса, но по своей богатой истории и архитектуре входят в единый историко-культурный комплекс КГУ.

Состояние построенных около двух веков назад зданий университетского комплекса требует проведения незамедлительных реставрационных и реконструкционных работ. Уплотненность кафедр и лабораторий, интенсивное использование учебных, лабораторных помещений (учебные занятия в 2 смены), отсутствие систематического профилактического и капитального ремонта привели здания и инженерные сети в плохое состояние. Имеет место запущенность ландшафтной архитектуры вокруг исторических зданий университета.

Одна из острейших проблем - это состояние материально-технической базы университета. Недостаток финансовых средств в последние годы не позволил уделять должного внимания поддержанию учебно-лабораторной и научной базы на достойном уровне. В результате учебное и научное оборудование выработало свои ресурсы, устарело морально и физически. Требуется обновление научного и учебно-лабораторного оборудования и приобретение учебной мебели.

Образовательная деятельность Казанского университета сегодня проходит в условиях, которые также нельзя назвать полностью благоприятными. Кризис в экономике, развал оборонной промышленности, конверсия предприятий, рост безработицы изменили структуру спроса на рынке труда и поставили перед высшей школой в качестве первоочередной проблему переквалификации больших масс трудящихся. Это потребует значительных капиталовложений со стороны правительства и усилий со стороны высшей школы: определения потребностей рынка, разработки специальных программ, учебных пособий, приобретения учебного оборудования, содействия в трудоустройстве и др.

Лавинообразный рост количества информации, новых знаний, достижения в области компьютерной обработки знаний требуют от высшей школы, с одной стороны, сделать образование более фундаментальным, а с другой - разрабатывать и активно использовать новые образовательные технологии: дистанционное обучение, мультимедиа-технологии, электронные учебники и т.д. Происходящий от индустриального к информационному обществу переход, который происходит во всем мире, предъявляет новые требования к системе образования, к университетам как крупнейшим образовательным центрам, их выпускникам.

Специфической задачей высшей школы России является широкая довузовская подготовка, профессиональная ориентация школьников, поиск и воспитание талантливых школьников. С другой стороны, на высшей школе лежит ответственность за дальнейший профессиональный рост ее выпускников, и это делается через систему центров переподготовки и повышения квалификации при вузах.

Отсутствие единой государственной стратегии в системе образования, упадок промышленности ведут к падению спроса на специалистов, особенно в области фундаментальных наук, падению престижа высшего образования по некоторым специальностям; финансовая бедность университета ведет к снижению качества научных исследований и учебного процесса.

Новые моменты в деятельность университета вносит и растущая конкуренция между государственными и негосударственными вузами. В этих условиях повышению качества общего и профессионального образования, координации образовательного процесса в регионе, интеграции разнопрофильных учебных заведений будет способствовать формирование университетского округа, объединяющего широкую сеть образовательных учреждений разных уровней и направлений: высшие учебные заведения (медицинский университет, финансово-экономический институт, академия культуры и искусств, социально-юридический институт, институт содействия бизнесу, институт экономики, управления и права и др.), более 60 общеобразовательных и средних профессиональных учебных заведений региона, а также академические научно-исследовательские институты Казанского научного центра (КНЦ) Российской академии наук, Академии наук Республики Татарстан.

В течение двух веков Казанский университет был и остается признанным центром науки не только в Поволжском регионе, но и одним из научных центров России.

Казанский университет получил всемирное признание благодаря выдающимся ученым, сделавшим в его стенах свои научные открытия. Вот только некоторые из этих имен:

Н.И.Лобачевский - создание новой неевклидовой геометрии;

Н.И.Зинин - получение из нитробензола анилина;

К.К.Клаус - открытие нового элемента - рутения;

А.М.Бутлеров - создание теории строения органических веществ;

Е.К.Завойский - открытие электронного парамагнитного резонанса;

С.А.Альтшулер - открытие явления акустического парамагнитного резонанса.

В.М.Бехтерев - основоположник отечественной экспериментальной психологии;

Х.Д.Френ, О.М.Ковалевский, А.К.Казембек, И.Н.Березин, В.П.Васильев, Н.Ф.Катанов и Ибрагим Халфин превратили Казань в один из центров европейской ориенталистики.

И.М.Симонов - участие в кругосветной экспедиции 1819-1821 гг. Ф.Ф.Беллинсгаузена и М.П.Лазарева, открывшей шестую часть света - Антарктиду.

И в настоящее время ученые университета работают над сложнейшими научными проблемами. Результаты этой деятельности можно проследить по программам конференций и издательской деятельности КГУ, запланированных на период до 2004 г.

Вместе с тем на научное сообщество КГУ оказал серьезное влияние глубокий кризис, охвативший на этапе смены экономической и политической системы нашего государства все сферы экономики и все слои общества. За годы реформ финансирование науки из государственного бюджета по оценкам различных исследователей уменьшилось в 6-10 раз, практически до нуля упало финансирование научных разработок со стороны производства, в результате число работающих в научной сфере сократилось в 2 раза. Все это в полной мере отразилось и на темпах развития научно-исследовательской деятельности Казанского университета. За последнее десятилетие (1990-2000 гг.) в условиях постоянного недофинансирования наиболее пострадали научные направления, связанные с экспериментальными исследованиями, как наиболее ресурсоемкие, требующие дорогостоящей опытно-экспериментальной и приборной базы.

Как известно, одним из признанных в мире критериев уровня научных исследований является качество публикаций, которое определяется уровнем научных журналов. Сегодняшнее состояние науки в КГУ таково, что лишь 35% публикаций осуществляются в журналах естественно-научного профиля, перечень которых признается многими учеными во всем мире (данные журнала "Journal Citation Reports"). Не лучше обстоят дела и в гуманитарных науках. Поэтому одной из важнейших задач программы является не столько сохранение научно-технического потенциала КГУ, сколько увеличение объема научных исследований мирового уровня.

Полное отсутствие средств из государственного бюджета на обновление научного оборудования и недостаток внебюджетных средств делают практически невозможным решение проблемы сохранения и развития приборно-аналитической базы, а следовательно, и высокопрофессионального кадрового потенциала университета без использования программно-целевых методов. Очевидно, что решение этой задачи лежит в плоскости формирования в регионе научно-технической политики, направленной на развитие и укрепление собственного научно-технического потенциала, в том числе и путем реализации данной целевой Программы.

В начале XXI века ключевым условием успешного развития Казанского университета как одного из ведущих российских научно-образовательных центров становится всестороннее развитие его информационной инфраструктуры.

Ядром информационной инфраструктуры университета является корпоративная информационная компьютерная сеть КГУ - одна из крупнейших общедоступных вузовских сетей Республики Татарстан, ставшая важным элементом информационной инфраструктуры республики, во многом определяющим "лицо" Татарстана, Казани и Казанского университета в мировом информационном пространстве. Сеть КГУ обеспечивает доступ к российским и мировым информационным ресурсам широкому кругу пользователей, среди которых - более 1500 сотрудников университета (включая сотрудников филиала КГУ в г.Зеленодольске) и более 5000 пользователей классов открытого доступа (студенты и сотрудники КГУ, а также других вузов г.Казани и Республики Татарстан). Кроме того, в настоящее время ресурсами сети КГУ активно пользуются более 150 государственных и общественных организаций из сфер образования, в том числе - КФЭИ, КГМУ, КГАСА, КАМПИ (г.Набережные Челны), более 50 школ Казани, науки (Академия наук Республики Татарстан), здравоохранения, культуры (Национальная библиотека Республики Татарстан), и число пользователей сети постоянно растет. Подключение сети КГУ к Internet осуществляется через опорную сеть RBNet (Russian Backbone Network) Российского НИИ Развития Общественных Сетей.

В настоящее время телекоммуникационное оборудование сети КГУ уже не справляется с возрастающими объемами потребностей пользователей. Все более обостряется проблема вторичных телекоммуникационных узлов, обеспечивающих бесперебойную работу сети в случае сбоев или выхода из строя первичных узлов связи. Пропускная способность сети передачи данных (далее - СПД) не превышает 2 Мбит/с, что уже не отвечает современным требованиям, поскольку не может обеспечить необходимые производительность и надежность. Каналы СПД уже с трудом справляются с текущими требованиями передачи обычных данных (почта, новости, Web-страницы, файлы).

Одной из самых важных и острых проблем в настоящий момент является недостаточная пропускная способность внешнего канала связи сети КГУ с российским и международным Internet-сообществом. Это существенно сдерживает развитие образовательной и научно-исследовательской деятельности КГУ. Особенно остро это ощущается в современных системах аудиовизуальной передачи данных, системах моделирования (при проведении различных научных экспериментов) и многих других системах, где требуется передача огромных массивов данных. Одним из способов решения указанной проблемы является организация прямого подключения сети КГУ к общероссийскому центру объединения сетей первичных провайдеров.

В тяжелом состоянии находится внутренняя телефонная сеть КГУ. Мощности АТС КГУ совершенно недостаточно для обеспечения современного уровня связи в КГУ.

Таким образом, сегодня требуется радикальная реконструкция информационной инфраструктуры КГУ с целью расширения пропускной способности и повышения надежности СПД, увеличения производительности и емкости информационных и вычислительных серверов, повышения уровня защиты передаваемой и хранимой информации.

Одной из первоочередных задач в развитии университета является создание благоприятных условий для труда, досуга, отдыха и оздоровления. Без этого невозможно движение вперед, поддержка ведущих научных школ, совершенствование учебного процесса, подготовка высококвалифицированных специалистов.

Социальная поддержка сотрудников и обучающихся в университете студентов в последнее десятилетие была затруднена в связи с отсутствием достаточного финансирования. Быстро устаревала материально-техническая база социальной работы (профилакторий, столовые, спортлагерь и т.д.), резко ухудшилось обеспечение сотрудников жильем, сократились возможности для оказания материальной помощи нуждающимся, для обеспечения льготными путевками, льготным питанием.

И хотя в университете в последние годы предпринимались серьезные усилия, направленные на создание нормальных условий для труда, досуга, отдыха и оздоровления (ремонт аудиторного фонда, ремонт и реконструкция профилактория, ремонт спортлагеря, формирование фондов социальной защиты сотрудников и студентов и т.д.), задача в целом по-прежнему остается чрезвычайно актуальной.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»