Недействующий

Об утверждении Республиканской целевой программы пожарной безопасности на 2003-2005 годы (утратило силу)

Пояснительная записка
к Республиканской целевой программе "Пожарная безопасность
на 2003-2005 годы"

Республиканская целевая программа "Пожарная безопасность на 2003-2005 годы" (далее Программа) по приоритетным направлениям совершенствования защиты населения и территории Республики Татарстан от пожаров разработана в соответствие со ст.4 Закона Республики Татарстан "О пожарной безопасности" и Протокола заседания Кабинета Министров Республики Татарстан от 15.07.02 года, Министерством по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан (МЧС Республики Татарстан) и Управлением государственной противопожарной службы МЧС РФ Республики Татарстан (УГПС МЧС РФ Республики Татарстан) с участием заинтересованных министерств, ведомств и организаций.

Анализ результатов деятельности УГПС МЧС РФ Республики Татарстан показывает, что добиться коренных изменений в решении проблем пожарной безопасности и стабилизации обстановки с пожарами в республике не удалось.

За последнее десятилетие число пожаров в Республике Татарстан увеличилось в 1,6 раз, при этом повысилось в 2 раза число пожаров на сельскохозяйственных объектах, в 1,8 раза - в производственных зданиях и в 1,7 раза на объектах торговли. Материальные потери от пожаров увеличились в 5 раз, количество погибших - в 2,7 раза, а травмированных - в 4,7 раза.

Оперативные данные за первое полугодие текущего года также свидетельствуют о наличии негативных тенденций в обстановке с пожарами. Сложившееся положение обусловлено комплексом проблем правового, материально-технического и социального характера, не получивших до настоящего времени должного решения.

Негативное влияние на обеспечение противопожарной защиты населенных пунктов и объектов, а также боеспособность подразделений УГПС МЧС РФ Республики Татарстан оказывает проведенное сокращение численности личного состава, содержащегося за счет средств федерального бюджета. В настоящее время численность боевых расчетов ГПС МЧС РФ Республики Татарстан составляет в среднем 3-4 человека, что в 2 раза ниже нормы. Упразднение с 1 января текущего года государственного целевого бюджетного фонда Республики Татарстан "Пожарная безопасность" полностью приостановило реализацию всех программ, направленных на развитие и укрепление материально-технической базы подразделений ГПС. Необходимо отметить, что приостановлены программы не только дальнейшего развития, но и программы, направленные на поддержание элементарной боевой готовности пожарной охраны.

Наибольшее снижение показателей оперативного реагирования отмечается в сельской местности. Уровень противопожарной защиты сельских населенных пунктов по сравнению с городами республики остается недостаточным вследствие снижения плотности подразделений добровольной и ведомственной пожарной охраны, малочисленности их боевых расчетов и недостаточного уровня технической оснащенности.

В городской местности, несмотря на сложную обстановку с пожарами, состояние противопожарной защиты в жилом секторе также остается на низком уровне. Например, в настоящее время в городах Республики Татарстан строятся и эксплуатируются здания повышенной этажности. Все они оборудованы системами автоматической противопожарной защиты (АППЗ), которые способные обеспечить безопасность людей в случае возникновения пожара. В настоящее же время из-за отсутствия финансирования в Республике Татарстан неисправны 62 системы АППЗ высотных домов. Практика показывает, что пожары в зданиях с неисправной АППЗ заканчиваются выгоранием помещений на ряде этажей и нередко гибелью людей. При этом, срок эксплуатации значительной части противопожарных систем истек, что приводит к их частым поломкам, в связи с чем необходима их замена.

До настоящего времени не все объекты с массовым пребыванием людей обеспечены достаточным количеством первичных средств пожаротушения и запасами воды, автоматическими системами обнаружения и тушения пожаров и другими техническими средствами, предусмотренными нормами пожарной безопасности.

Оценивая в целом состояние пожарной безопасности, можно с большой степенью достоверности сделать вывод, что без принятия кардинальных мер не удастся полностью стабилизировать обстановку в области пожарной безопасности.

Комплексное решение масштабных и разнородных задач, объединенных единой целевой установкой, возможно лишь с использованием программно-целевых методов, реализующих системный подход, который и был применен при разработке данной Программы.

Целью Программы является создание и обеспечение необходимых условий для повышения пожарной безопасности и защищенности граждан Республики Татарстан от пожаров, предупреждения и смягчения их последствий, а также повышения боеготовности сил и средств Государственной противопожарной службы (ГПС) и иных видов пожарной охраны.

В Программе основное значение придается мерам предупредительного характера, направленных на заблаговременное осуществление мероприятий по предотвращению (снижению вероятности) возникновения пожаров, уменьшению воздействия поражающих факторов на население, объекты экономики и окружающую среду.

Мероприятия Программы объединены в 6 целевых разделов:

совершенствование государственной системы управления обеспечением пожарной безопасностью;

информационное обеспечение в области пожарной безопасности;

противопожарная защита населенных пунктов, территорий, предприятий, учреждений и организаций;

развитие и совершенствование системы пожарной охраны;

техническое перевооружение УГПС МЧС РФ Республики Татарстан;

строительство объектов УГПС МЧС РФ Республики Татарстан.

        1. Совершенствование государственной системы управления обеспечением пожарной безопасностью

Предусматривается создание и введение в действие правовых, финансово-экономических и организационных механизмов взаимодействия органов управления при решении задач по обеспечению пожарной безопасности.

Развитие нормативно-правовой базы позволит определить и сформулировать основные положения и принципы взаимодействия подсистем и звеньев ГПС, а также конкретизировать права, обязанности и ответственность республиканских органов исполнительной власти, предприятий, граждан, юридических лиц в области пожарной безопасности.

Планируется провести работу по совершенствованию системы страховой защиты от пожаров и организации противопожарного оснащения предприятий за счет резерва предупредительных мероприятий страховых организаций.

Внедрение механизмов страховой защиты обеспечит гарантии возмещения ущерба, будет способствовать выработке современного экономического мышления, развитию материально-технической базы систем предупреждения и принятию адекватных управленческих решений в целях защиты населения и территорий и уменьшения риска пожаров.

Реализация намеченных программных мероприятий, своевременные инвестиции в обеспечение пожарной безопасности позволят достигнуть в борьбе с пожарами результатов, характерных для большинства развитых стран, уменьшить гибель и травмирование людей при пожарах, сократить потери от пожаров, снизить вероятность возникновения крупных пожаров, создать эффективную скоординированную систему пожарной безопасности, укрепить материально-техническую базу для функционирования пожарной охраны. Предусматриваемые затраты федерального и Федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие РТ до 2006 года", иных источников финансирования, позволят значительно сократить ежегодные материальные потери от пожаров и стабилизировать их.

2. Информационное обеспечение в области пожарной безопасности

Для повышения готовности сил и средств ГПС к экстренному реагированию будет реализован комплекс мер, направленных на организацию единой государственной системы мониторинга состояния пожарной безопасности и общественного мнения, а также на создание республиканской межведомственной сети передачи данных по координации действий в рамках ОДДС при пожарах и дальнейшее развитие систем оперативной связи и оповещения населения.

Реализация мероприятий по техническому перевооружению службы связи позволят поднять на качественно новый уровень оперативное реагирование подразделений ГПС на тушение пожаров и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций, повысить эффективность их деятельности при взаимодействии со службами обеспечения жизнедеятельности министерств и ведомств.

Создание современной государственной системы по формированию общественной поддержки с помощью целевых информационно-пропагандистских компаний, обеспечение населения оперативной информацией о пожарах, внедрение эффективных методов их обучения, работа с детьми позволят, по оценке экспертов, почти в 2 раза сократить количество пожаров по причине детской шалости с огнем.