Недействующий

Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан
от 20 января 2003 г. N 16
"О Республиканской целевой программе "Общеврачебная
(семейная) практика"

В целях повышения совершенствования оказания первичной медико-санитарной помощи населению Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Республиканскую целевую программу "Общеврачебная (семейная) практика".

2. Министерству здравоохранения Республики Татарстан осуществлять финансирование Республиканской целевой программы "Общеврачебная (семейная) практика" за счет средств, предусмотренных на содержание учреждений здравоохранения.

3. Рекомендовать администрациям городов и районов Республики Татарстан:

разработать и утвердить планы мероприятий по реализации Республиканской целевой программы "Общеврачебная (семейная) практика";

осуществлять финансирование мероприятий за счет средств, предусмотренных на содержание учреждений здравоохранения.

4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Министерство здравоохранения Республики Татарстан.

Премьер-министр
Республики Татарстан    Р.Н.Минниханов

Руководитель Аппарата Кабинета
Министров Республики Татарстан          И.Б.Фаттахов

Республиканская целевая программа
"Общеврачебная (семейная) практика"
(утв. постановлением КМ РТ от 20 января 2003 г. N 16)

Паспорт Республиканской целевой программы
"Общеврачебная (семейная) практика"

+-----------------------------------------------------------------------+
¦Дата принятия  реше-¦Решение Коллегии Министерства здравоохранения Рес-¦
¦ния   о   разработке¦публики Татарстан от 6 февраля 2002 г.  "Об итогах¦
¦Программы,  дата  ее¦работы органов и учреждений  здравоохранения  Рес-¦
¦утверждения         ¦публики  Татарстан  в  2001 году и задачах на 2002¦
¦                    ¦год"                                              ¦
+--------------------+--------------------------------------------------¦
¦Государственный  за-¦Министерство здравоохранения Республики Татарстан ¦
¦казчик              ¦                                                  ¦
+--------------------+--------------------------------------------------¦
¦Основной разработчик¦Министерство здравоохранения Республики Татарстан ¦
¦Программы           ¦                                                  ¦
+--------------------+--------------------------------------------------¦
¦Цель Программы      ¦Создание на I этапе службы  общеврачебной  (семей-¦
¦                    ¦ной) практики в 12 медицинских учреждениях и внед-¦
¦                    ¦рение опыта,  полученного в пилотных  проектах,  в¦
¦                    ¦систему  здравоохранения  Республики Татарстан (II¦
¦                    ¦этап),  не допуская ухудшения  индикаторов  оценки¦
¦                    ¦эффективности работы поликлиник                   ¦
+--------------------+--------------------------------------------------¦
¦Задачи Программы    ¦1. Внедрение рациональных форм и методов  оказания¦
¦                    ¦первичной  медико-санитарной помощи на базе общев-¦
¦                    ¦рачебной (семейной) практики.                     ¦
¦                    ¦2. Использование потенциала общеврачебной  (семей-¦
¦                    ¦ной)  практики в целях повышения доступности,  эф-¦
¦                    ¦фективности и качества первичной медико-санитарной¦
¦                    ¦помощи.                                           ¦
¦                    ¦3. Разработка показателей  эффективности  деятель-¦
¦                    ¦ности службы общеврачебной (семейной) практики.   ¦
¦                    ¦4. Развитие комплексной  системы  профессиональной¦
¦                    ¦подготовки и переподготовки систематического повы-¦
¦                    ¦шения квалификации медицинских кадров для общевра-¦
¦                    ¦чебной (семейной) практики.                       ¦
¦                    ¦5. Создание  системы  информационного  обеспечения¦
¦                    ¦решения проблем общеврачебной (семейной) практики.¦
+--------------------+--------------------------------------------------¦
¦Срок      реализации¦2003-2006 годы                                    ¦
¦Программы           ¦                                                  ¦
+--------------------+--------------------------------------------------¦
¦                    ¦Первый этап реализации Программы - 2003-2004 годы.¦
¦                    ¦1. Трансформирование  12  медицинских   учреждений¦
¦                    ¦Республики  Татарстан и г.Казани - в центры общев-¦
¦                    ¦рачебной (семейной) практики.                     ¦
¦                    ¦2. Оснащение амбулаторно-поликлинических  учрежде-¦
¦                    ¦ний  переносным  медицинским оборудованием в соот-¦
¦                    ¦ветствии с примерным табелем оснащения подразделе-¦
¦                    ¦ния общеврачебной (семейной) практики.            ¦
¦                    ¦3. Приобретение укладок  общеврачебной  (семейной)¦
¦                    ¦практики и обеспечение ими служб первичной медико-¦
¦                    ¦санитарной помощи.                                ¦
¦                    ¦4. Разработка проектов центров общеврачебной  (се-¦
¦                    ¦мейной)  практики  с вариантами разных градострои-¦
¦                    ¦тельных решений.                                  ¦
¦                    ¦5. Обеспечение функционирования модели общеврачеб-¦
¦                    ¦ной (семейной) практики путем создания необходимых¦
¦                    ¦финансово-договорных механизмов.                  ¦
¦                    ¦6. Создание на базе одной из  пилотных  поликлиник¦
¦                    ¦на функциональной основе центра общеврачебной (се-¦
¦                    ¦мейной) практики.                                 ¦
¦                    ¦7. Разработка механизмов взаимосвязи службы общев-¦
¦                    ¦рачебной (семейной) практики со специализированны-¦
¦                    ¦ми видами медицинской помощи, помощью на дому, не-¦
¦                    ¦отложной и скорой медицинской помощью.            ¦
¦                    ¦8. Разработка и апробация показателей  оценки  ка-¦
¦                    ¦чества  эффективности  деятельности  общеврачебной¦
¦                    ¦(семейной) практики.                              ¦
¦                    ¦9. Подготовка 3 преподавателей общеврачебной  (се-¦
¦                    ¦мейной) практики в Московской медицинской академии¦
¦                    ¦им.И.М.Сеченова.                                  ¦
¦                    ¦10. Подготовка за 2 года на кафедрах семейной  ме-¦
¦                    ¦дицины  Казанского  государственного  медицинского¦
¦                    ¦университета и Казанской государственной медицинс-¦
¦                    ¦кой академии 200 врачей общей (семейной) практики.¦
¦                    ¦11. Разработка и формирование  системы  профессио-¦
¦                    ¦нальной подготовки среднего медицинского персонала¦
¦                    ¦для общеврачебной (семейной) практики.  Подготовка¦
¦                    ¦в  медицинских колледжах и училищах Республики Та-¦
¦                    ¦тарстан за 2 года 200 специалистов среднего  меди-¦
¦                    ¦цинского  персонала общеврачебной (семейной) прак-¦
¦                    ¦тики.                                             ¦
¦                    ¦12. Создание системы  информационного  обеспечения¦
¦                    ¦населения,  медицинских работников по вопросам об-¦
¦                    ¦щеврачебной (семейной) практики.                  ¦
+--------------------+--------------------------------------------------¦
¦                    ¦Второй этап реализации Программы - 2005-2006 годы ¦
¦                    ¦1. Внедрение опыта работы общеврачебной (семейной)¦
¦                    ¦практики,  полученного в пилотных поликлиниках,  в¦
¦                    ¦систему здравоохранения Республики Татарстан.     ¦
¦                    ¦2. Разработка рекомендаций по оказанию медицинской¦
¦                    ¦помощи при распространенных заболеваниях в центрах¦
¦                    ¦общеврачебных (семейных)  практик,  основанных  на¦
¦                    ¦доказательной медицине.                           ¦
¦                    ¦3. Определение критериев взаимодействия врача  об-¦
¦                    ¦щей  (семейной)  практики с узкими специалистами и¦
¦                    ¦врачами стационаров.                              ¦
¦                    ¦4. Разработка системы стимулирования  врача  общей¦
¦                    ¦(семейной) практики и среднего медицинского персо-¦
¦                    ¦нала.                                             ¦
¦                    ¦5. Подготовка за 2 года на кафедрах семейной меди-¦
¦                    ¦цины Казанского государственного медицинского уни-¦
¦                    ¦верситета и Казанской государственной  медицинской¦
¦                    ¦академии 200 врачей общей (семейной) практики.    ¦
¦                    ¦6. Подготовка за 2 года в медицинских колледжах  и¦
¦                    ¦училищах  Республики  Татарстан  200  специалистов¦
¦                    ¦среднего медицинского персонала общеврачебной (се-¦
¦                    ¦мейной) практики.                                 ¦
+--------------------+--------------------------------------------------¦
¦Объем и    источники¦Объем финансирования на 2003-2004 годы составит 60¦
¦финансирования Прог-¦млн.рублей.                                       ¦
¦раммы               ¦Текущее финансирование в соответствии с утвержден-¦
¦                    ¦ными сметами расходов медицинских учреждений и ор-¦
¦                    ¦ганизаций,  органов  управления   здравоохранением¦
¦                    ¦Республики  Татарстан и сводной сметы Министерства¦
¦                    ¦здравоохранения Республики Татарстан              ¦
+--------------------+--------------------------------------------------¦
¦Ожидаемые   конечные¦1. Формирование в лице врача общеврачебной (семей-¦
¦результаты  реализа-¦ной) практики специалиста,  готового взять на себя¦
¦ции Программы       ¦ответственность за здоровье пациента.             ¦
¦                    ¦2. Улучшение доступности и непрерывности медицинс-¦
¦                    ¦кой помощи.                                       ¦
¦                    ¦3. Снижение уровня госпитализации, обеспечение ре-¦
¦                    ¦зультата  лечения по итогам оказания первичной ме-¦
¦                    ¦дико-санитарной помощи.                           ¦
¦                    ¦4. Повышение качества медицинской помощи.         ¦
+--------------------+--------------------------------------------------¦
¦Организация контроля¦Управление и  контроль  за  исполнением  Программы¦
¦за исполнением Прог-¦осуществляются государственным заказчиком - Минис-¦
¦раммы               ¦терством здравоохранения Республики Татарстан (ко-¦
¦                    ¦ординатором Программы),  который ежегодно уточняет¦
¦                    ¦механизм реализации Программы,  состав  исполните-¦
¦                    ¦лей, затраты на первоочередные мероприятия.       ¦
¦                    ¦Текущее управление реализацией Программы  осущест-¦
¦                    ¦вляет отдел развития медицинской помощи Министерс-¦
¦                    ¦тва здравоохранения Республики Татарстан.         ¦
+-----------------------------------------------------------------------+

I. Содержание проблемы

Одним из основных направлений стратегического развития здравоохранения Республики Татарстан является приоритетное развитие внебольничной медицинской помощи.

Несмотря на то, что в республике проводится значительная работа, направленная на усиление первичной медико-санитарной помощи, она требует дальнейшего улучшения.

Заболеваемость населения республики остается высокой и составила в 2001 году 730,8 на 1000 населения. В структуре заболеваемости на протяжении нескольких лет первое место занимают болезни органов дыхания, далее следуют травмы и отравления, болезни нервной системы и органов чувств. Показатель первичной инвалидности составил 82,5 на 10 тыс. взрослого населения. Заболеваемость с временной утратой трудоспособности в 2001 году по всем причинам составила 64,9 случая и 894,6 дня на 100 работающих, в том числе по болезням - 55,6 случая и 814,8 дня. Продолжает ухудшаться здоровье будущих матерей, наблюдается рост экстрагенитальной патологии и осложнений беременности.

Существующая в республике амбулаторно-поликлиническая служба не в состоянии обеспечивать население доступной и квалифицированной медицинской помощью на уровне первичного звена. На этом этапе начинают и заканчивают обследование и лечение до 80% населения, обращающегося за медицинской помощью. Имеющиеся диспропорции в объемах финансирования амбулаторно-поликлинической и стационарной помощи (37 и 63% соответственно) ограничивают возможность развития материально-технической базы и внедрения ресурсосберегающих технологий оказания медицинской помощи на до- и послегоспитальном этапах и приводят к расширению показаний к стационарному лечению.

С развитием специализированной медицинской помощи на догоспитальном этапе участковый врач не является координатором лечебно-профилактической работы на своем участке, он фактически не несет ответственности за объем и качество оказываемой помощи. Частота направлений амбулаторных больных на консультации к специалистам достигла 50-60 процентов. При этом средняя нагрузка поликлинического врача составляет 80% норматива. У невропатологов, хирургов, педиатров функция врачебной должности выполняется только на 55-75%, а у участковых терапевтов - на 85 процентов.

Престиж профессии участкового врача среди населения и медицинской общественности падает, его конкурентоспособность в условиях страховой медицины оказалась низкой.

В связи с этим с особой остротой встал вопрос о реорганизации системы амбулаторно-поликлинической службы, где базовой становится система общеврачебной практики и все службы ориентируются на нее. Изменения будут касаться практически всей схемы деятельности поликлиники: от регистратуры до технологии обслуживания.

Врач общей практики - специалист с высшим медицинским образованием, имеющий юридическое право оказывать первичную многопрофильную медико-социальную помощь населению. Он осуществляет прием пациентов в амбулаторных условиях, в дневном стационаре и при необходимости на дому, оказывая профилактическую, плановую и неотложную, лечебную и реабилитационную помощь по широкому кругу заболеваний и состояний в пределах своей компетенции; рассматривает проблемы здоровья с учетом не только медицинских, но и социальных, психологических, экологических, медико-педагогических, семейных и иных факторов и принимает решение о сотрудничестве со своими коллегами и специалистами немедицинских специальностей.

II. Основные цели и задачи, сроки реализации Программы

Главной целью Программы является создание на I этапе службы общеврачебной (семейной) практики в 12 медицинских учреждениях и внедрение опыта, полученного в пилотных проектах, в систему здравоохранения Республики Татарстан (II этап), не допуская ухудшения индикаторов оценки эффективности работы поликлиник.

Программа рассчитана на 2003-2006 годы и предполагает решение следующих задач:

внедрение рациональных форм и методов оказания первичной медико-санитарной помощи на базе общеврачебной (семейной) практики;

использование потенциала общеврачебной (семейной) практики в целях повышения доступности, эффективности и качества первичной медико-санитарной помощи;

разработка показателей эффективности деятельности врачей общей (семейной) практики;

развитие комплексной системы профессиональной подготовки и переподготовки систематического повышения квалификации медицинских кадров для общеврачебной (семейной) практики;

создание системы информационного обеспечения решения проблем общеврачебной (семейной) практики.

III. Система программных мероприятий

В соответствии с поставленными задачами Программа предусматривает осуществление мероприятий по следующим основным разделам:

1. Внедрение рациональных форм и методов оказания первичной медико-санитарной помощи на базе общеврачебной (семейной) практики.

Внедрение рациональных форм оказания первичной медико-санитарной помощи на базе общеврачебной (семейной) практики подразумевает перераспределение рабочего времени врача на приеме и обслуживании вызовов. Минимизируется объем медицинской помощи на дому, больше времени остается на прием, где врач может оказывать специализированную медицинскую помощь.

Необходимо пересмотреть соотношение нагрузки врачей и медицинских сестер. При обслуживании вызовов на дому нередко врачи фактически выполняют работу медицинских сестер, в то время как врач общей практики должен выступать в качестве единого лечащего врача, обеспечивать контроль за здоровьем пациента, брать на себя ответственность за объем и качество оказываемой помощи, обладать правом авторизированного направления к узким специалистам. В конечном итоге врач общей практики начинает и заканчивает лечение больного.

Запланировано проведение следующих мероприятий:

трансформирование 12 медицинских учреждений Республики Татарстан и г.Казани в центры общеврачебной (семейной) практики в следующих медицинских учреждениях:

Шеланговская врачебная амбулатория Верхнеуслонского района;

Больше-Тархановская участковая больница Тетюшского района;

Ципьинская участковая больница Балтасинского района;

Елабужская городская поликлиника;

филиал поликлиники Чистопольской центральной районной больницы;

поликлиника Бугульминской центральной районной больницы;

городская поликлиника N 6 г.Набережные Челны;

поликлиника N 2 городской больницы N 3 г.Нижнекамска;

поликлиника N 12 г.Казани;

поликлиника городской больницы N 8 г.Казани;

поликлиника N 11 (филиал) в поселке Левченко г.Казани;

филиал больницы N 12 в поселке Северный г.Казани;

разработка плана мероприятий по развитию сети учреждений общеврачебной практики на территории Республики Татарстан (на базе врачебных амбулаторий - 38, участковых больниц - 41, районных больниц - 5, центральных районных больниц - 45, городских больниц - 7, городских поликлиник - 26, автономных офисов - 60);

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»