В результате целого ряда негативных факторов, как объективных, так и субъективных, значительная часть предприятий республики оказалась финансово несостоятельной.
На повестку дня со всей остротой встал вопрос о создании рыночного механизма, с помощью которого можно было бы реально влиять на ситуацию с предприятиями - потенциальными банкротами. Таким механизмом и должен стать созданный в Татарстане Комитет по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению. Более того, применение на практике инструментов санации и банкротства несостоятельных предприятий можно рассматривать как один из наиболее эффективных в настоящее время путей развития экономики.
Вместе с тем, опыт проведения процедур банкротства в Татарстане выявил некоторые организационные проблемы, связанные, прежде всего, с определенной нерегламентированностью этого процесса на уровне нормативных документов. Для того, чтобы Комитет мог успешно выполнять свои функции, необходимы единые технологические стандарты и нормативно-правовые, организационно-финансовые условия их реализации. Комитет разработал соответствующий проект постановления Кабинета Министров РТ, которым определяется совокупность аспектов, которые требуют нормативной регламентации. Необходимость урегулирования этих вопросов вызвана самой практикой.
Рассмотрим основные положения предлагаемого проекта.
Создание системы мониторинга финансового состояния предприятий и организаций Республики Татарстан
Для того, чтобы вмешательство в финансовую и производственную ситуацию было своевременным, необходимо постоянно держать руку на пульсе каждого предприятия, причем, не только тех, где проявляются признаки несостоятельности. Создание условий, при которых формировалось бы целостное и рейтинговое представление о финансовом состоянии предприятий и организаций республики должно стать первым шагом создания системы финансового оздоровления экономики. Достичь этой цели можно путем создания на базе Комитета оперативной и постоянно действующей системы финансового мониторинга, позволяющей постоянно располагать информацией о степени кризисности состояния каждого из предприятий и своевременно выявлять негативные тенденции. Таким образом будет обеспечена адекватность и максимальная эффективность применяемых мер.
Однако построение системы финансового мониторинга невозможно без сведения воедино ведомственных информационных потоков. Мы предполагаем заключить с ведомствами, располагающими интересующей Комитет информацией, соглашения, определяющие организационные формы взаимодействия.
Практически с первых дней деятельности Комитета сложилось тесное взаимодействие со всеми структурами управления, перед которыми также стоят проблемы, связанные с финансовым оздоровлением экономики нашей республики. Решать их можно только в условиях самого тесного сотрудничества, взаимопомощи, обмена информацией, совместной выработки различных проектов, планов по каждому предприятию.
Создание и обеспечение деятельности Межведомственной балансовой комиссии по Республике Татарстан
Реальным проявлением подобного взаимодействия могла бы стать деятельность Межведомственной балансовой комиссии при Комитете Республики Татарстан по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению. Входящие в нее представители различных государственных структур - Министерства финансов, экономики и промышленности, Госкомимущества, налоговых органов, пенсионного и страхового фондов после рассмотрения всех возможных вариантов финансового оздоровления предприятий-должников принимали бы решения о целесообразности и формах применения к ним процедур банкротства. В функции комиссии должно входить также выявление факторов, ставших причинами кризисного состояния предприятия, оценка действий его руководителей.
Именно Межведомственной балансовой комиссии предстоит решать будет ли к предприятию применена процедура банкротства и какая процедура является наиболее целесообразной в данном конкретном случае, давать заключение о персональной ответственности высшего звена управления предприятием за сложившуюся на нем финансовую ситуацию. И это заключение может стать основанием для поражения в правах того или иного руководителя.
Определенный опыт подобной работы в республике есть: более года на базе Территориального агентства ФСДН России в РТ действовала региональная межведомственная балансовая комиссия. Учитывая ее опыт, мы пришли к выводу, что в дальнейшем речь должна идти о балансовой комиссии, наделенном более широкими полномочиями. Привлечение в состав МБК специалистов разных министерств и ведомств обеспечит всесторонность рассмотрения положения на каждом предприятии, проявляющем стойкую неплатежеспособность, и причин, приведших к его несостоятельности. Ведь есть банкротство как результат злоумышленных действий определенных юридических либо физических лиц, и есть банкротство, произошедшее или из-за объективных обстоятельств, или из-за неумелых действий собственника и управленца.
Подобная всесторонность и объективность важны еще и потому, что, к сожалению, современное российское законодательство не акцентирует внимание на этом различии. Комитет намерен в полной мере использовать в подобных ситуациях ту, пока еще незначительную правовую базу, которую дает федеральный закон. А впоследствии, возможно, и инициировать ее развитие в законодательстве Республики Татарстан с тем, чтобы распространить затем наш опыт в целом на Российскую Федерацию. Тем более что в этой области у Комитета существует полное взаимопонимание с Федеральной службой по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению.
Выявить же "первоочередников" для рассмотрения на заседаниях МБК призваны данные финансового мониторинга. Регламент деятельности МБК, ее состав и полномочия должны быть утверждены на уровне Кабинета Министров РТ.
Определение и утверждение перечня предприятий и организаций, имеющих особое социально-экономическое значение
Предприятия и организации, с которыми будет работать Комитет, можно разделить на три категории:
Первая категория - предприятия и организации, особо значимые для экономики РТ. Они требуют тщательного анализа финансового состояния всех технико-экономических показателей. На них, в первую очередь, должны реализовываться программы поддержки - финансового оздоровления, реструктуризации, внешнего управления. И лишь в самом крайнем случае к ним следует применять процедуру конкурсного производства, то есть собственно банкротства.
Вторая категория - предприятия и организации, которые являются должниками в бюджет и государственные внебюджетные фонды. С ними предполагается вести комплексную работу, обеспечивающую погашение задолженности. В случаях упорного нежелания руководства предприятия выплачивать накопившиеся долги, допустимы различные меры воздействия, включая самые жесткие.
Третья категория - это предприятия и организации, которые практически свернули свою работу и не имеют никаких перспектив дальнейшего существования. Они должны в кратчайшие сроки пройти процедуру ликвидации, полезную как с точки зрения "расчистки" экономики, так и с позиции хоть какого-то использования мощностей этих организаций.
Подход к предприятиям различных категорий должен и быть различным. В процессе мониторинга особое внимание, на мой взгляд, следует сосредоточить на предприятиях, имеющих важное социально-экономическое значение. Перечень таких предприятий должен быть утвержден на уровне правительства.
Установление единого порядка оценки и продажи имущества предприятия-должника
Одним из существенных моментов процедур внешнего управления или конкурсного производства является оценка и продажа имущества должника. Но и эта часть процесса банкротства не получила детальной разработки в Федеральном законе "О несостоятельности (банкротстве)". Не установлен, в частности, порядок проведения торгов и оценки имущества предприятия-должника. Проект Постановления Кабинета Министров РТ, разработанный Комитетом, предлагает один из вариантов решения этой проблемы. В нем детально проработаны формы торгов - аукционов, конкурсов, торгов на снижение стоимости, порядок их применения, порядок подготовки торгов и процедуры проведения торгов, а также установление уровня начальных цен.
В проекте зафиксированы и требования, предъявляемые к специалистам, которые уполномочены оценивать имущество. В настоящее время лицензирование специалистов по оценке имущества осуществляется Комиссией по лицензированию оценочной деятельности, которая создана при Государственном комитете РТ по управлению государственным имуществом. Однако в соответствии с Законом Российской Федерации "Об оценочной деятельности" оценка имущества должна осуществляться только независимыми оценщиками. Это понятно: оценщик, разумеется, не должен иметь в данном случае "своего" интереса. Между тем, Госкомимущество РТ является собственником всего государственного имущества в Татарстане. Таким образом, устанавливается как бы опосредованный контроль одного из крупнейших собственников за деятельностью оценщиков. Делегирование права на оценку имущества Комитету по делам о несостоятельности позволит, с одной стороны, сохранить государственный контроль над оценочной деятельностью, с другой - ликвидирует некоторую двусмысленность ситуации.
Комитет располагает штатом высококвалифицированных экспертов, имеющих значительный теоретический и практический опыт в области оценки. Эти специалисты, без сомнения, могут обеспечить выполнение указанных работ на должном уровне.
Установление оптимальной численности арбитражных управляющих и организационно-финансовое обеспечение их деятельности
Следующая задача, которую предстоит решить Комитету, - это изменение подходов к работе с арбитражными управляющими, то есть с теми предпринимателями, которым арбитражный суд поручает финансовый контроль над предприятием в период его санации.
Мы считаем принципиально важным, чтобы система санации несостоятельных предприятий охватывала всю республику. Не ошибусь, если скажу, что главным условием для достижения этой цели становится достаточное количество подготовленных и имеющих лицензионный допуск арбитражных управляющих. Конкретная численность управляющих в каждом городе и районе должна основываться, вероятно, на количестве предприятий и людей, работающих на них. Необходимо учитывать и значимость каждого предприятия для своего региона.
Между тем, в республике лишь 15 специалистов получили лицензии ФСДН России второй категории и 35 специалистов - лицензии первой категории. А в большинстве районов подготовленных управляющих нет вообще. Учитывая количество неплатежеспособных предприятий, этого явно недостаточно. Пока же в большинстве случаев постижение ремесла происходит главным образом болезненным методом проб и ошибок.
Постановлением Кабинета Министров Комитету вменяется в обязанность создание целостной системы подготовки и переподготовки специалистов по антикризисному управлению. Арбитражными управляющими не рождаются, этой профессии необходимо учить. Первый семинар при Комитете уже начал свою работу. Причем, в отличие от предыдущих, акцент делается на преподавателей-практиков. Мы должны не просто провести эту категорию предпринимателей через соответствующие курсы и выдать лицензию. Мы должны постоянно работать с ними, вооружать методологией, используя немалые возможности Комитета.