Недействующий

Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан
от 31 июля 1992 г. N 420
"О работе производственного объединения энергетики и электрификации
"Татэнерго" по развитию энергетических мощностей и обеспечению
надежности энергоснабжения потребителей Республики Татарстан"
(с изменениями от 24 апреля 1996 г.)

Заслушав и обсудив доклад генерального директора объединения "Татэнерго" т.Хайруллина Р.Г., Кабинет Министров Республики Татарстан отмечает, что в республике создан развитый энергетический комплекс, оказывающий значительное влияние на ее экономику.

В настоящее время установленная мощность электростанций объединения "Татэнерго" составляет 7056 МВт. 1991 году на предприятиях энергосистемы выработано 36029 млн.кВт.ч электроэнергии, или 98,7% к уровню 1990 года, из них тепловыми электростанциями - 34581 млн.кВт.ч (98,7%). За 6 месяцев 1992 года произведено 17036 млн.кВт.ч или 94,3% к соответствующему уровню 1991 года.

Принимаемые объединением меры по техническому перевооружению, реконструкции и модернизации оборудования позволили в последние годы обеспечить устойчивое энергоснабжение народного хозяйства республики.

Вместе с тем отрасль утратила динамизм своего развития. Начиная с 1988 года в энергосистеме не вводились новые генерирующие мощности. Прирост энергетических мощностей стал отставать от прироста энергопотребления в республике. Покрытие возрастающей потребности в электроэнергии обеспечивается в основном за счет интенсификации использования действующего оборудования. Это приводит к тому, что по оценке специалистов к 1995 году Татарская энергосистема из избыточной может превратиться в дефицитную.

Ситуация осложняется тем, что около 50 процентов основного и вспомогательного оборудования выработало свой расчетный ресурс и подлежит замене.

Прекращение в последние годы централизованного финансирования, недостаточность в условиях либерализации цен собственных средств привело к свертыванию работ по капитальному строительству, техническому перевооружению и реконструкции объектов энергетики, срывам в выполнении Программы развития производственных мощностей объединения "Татэнерго" на период до 2005 года.

До настоящего времени не начата реконструкция Казанской ТЭЦ-2, предусматривающая установку трех новых котлов низкого давления и одного энергетического котла, что препятствует нормализации теплоснабжения северной части города Казани. В аналогичной ситуации находится и Казанская ТЭЦ-1, где еще не приступили к работам по ее расширению.

Неудовлетворительными темпами ведется сооружение подстанции 220 кВ "Магистральная".

Передача электроэнергии в г.Казань осуществляется через единственную подстанцию 500 кВ "Киндери", при этом работы по проектированию подстанции 500 кВ "Казань" и воздушной линии напряжением 500 кВ Казань-Кама ведутся медленными темпами.

При этом возможности строительно-монтажных подразделений Казани не соответствуют задачам развития энергопредприятий города. Их производственные мощности значительно меньше потребных для выполнения объемов расширения и строительства казанских ТЭЦ, районных котельных, тепловых и электрических сетей.

Из-за полной выработки ресурса в крайне ненадежном состоянии находятся кабельные линии Казанских электрических сетей напряжением 6-10 кВ, более 50 процентов из них отработало свыше 35 лет. Не решен вопрос строительства и реконструкции этих сетей из-за отсутствия среди подрядных организаций объединения "Татэнерго" строительно-монтажного подразделения, специализирующегося по прокладке кабельных линий.

Снижена надежность электроснабжения нефтедобывающих районов республики из-за неудовлетворительного технического состояния автотрансформаторной группы подстанции "Бугульма-500" и задержки строительства подстанций 220/110 кВ "Новая Письмянка" и "Каргали".

Наиболее сложное положение с обеспечением надежности электроснабжения складывается в сельском хозяйстве республики. В настоящее время в неудовлетворительном и непригодном состоянии находится 9785,2 км воздушных линий напряжением от 0,4 до 10 кВ, что составляет 22,4 процента от их общего количества. Значительное количество таких сетей имеется в Агрызском, Пестречинском, Сабинском, Рыбно-Слободском, Мамадышском и Арском районах.

Это является основной причиной аварийных отключений подачи электроэнергии сельскохозяйственным потребителям. Только в 1991 году произошло 841 такое отключение с общей продолжительностью 5859 часов. Недоотпуск электроэнергии при этом составил 849 тысяч кВт.часов.

Принятая постановлением Совета Министров Татарской ССР от 4 июля 1989 года N 262 программа по дальнейшему развитию электрификации агропромышленного комплекса республики в 1989-1995 годах не выполняется. Фактический ввод трансформаторных подстанций 36-110 кВ за период с 1989 года составил лишь 52,6%, линий электропередач 35-110 кВ - 42,7%, а линий напряжением 380 вольт - всего 44,5 процента.

Современный уровень защитных сооружений и существующих технологических процессов на предприятиях объединения "Татэнерго" не обеспечивает достижения нормативных уровней воздействия производственных факторов на окружающую среду.

В целях дальнейшего развития энергетического комплекса республики, обеспечения прироста энергетических мощностей и надежного снабжения предприятий, организаций и населения республики электрической и тепловой энергией Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:

1. Указать объединению "Татэнерго" (тт.Хайруллин Р.Г., Щелоков Ю.В.) на недостаточную работу по развитию энергетических мощностей и обеспечению надежности энергоснабжения потребителей Республики Татарстан.

2. Принять к сведению, что объединением "Татэнерго" разработана и осуществляется Программа развития производственных мощностей объединения "Татэнерго" на период до 2005 года.

3. Объединению "Татэнерго":

обеспечить безусловное выполнение работ, предусмотренных программами развития производственных мощностей объединения "Татэнерго" на период до 2005 года и электрификации агропромышленного комплекса республики в 1989-1995 годах, принять необходимые меры по ускорению ввода в эксплуатацию генерирующих мощностей, сетевых и природоохранных объектов;

повысить надежность и эффективность энергетического производства, в том числе обеспечить улучшение использования топлива, снижение технологического расхода энергии в сетях, снижение непроизводительных расходов.

4. Государственному комитету Республики Татарстан по экономике и прогнозированию, объединению "Татэнерго" до 1 января 1993 года подготовить проект Закона Республики Татарстан об энергетике и энергосбережении, определив при этом до 1 сентября 1992 года порядок взаимодействия объединения "Татэнерго" с Министерством топлива и энергетики Российской Федерации.

5. Государственному комитету Республики Татарстан по экономике и прогнозированию, учитывая объемы поставок энергии за пределы республики, включить в экономическое соглашение с Правительством Российской Федерации раздел о долевом участии России в финансировании работ по возобновлению выбывающих мощностей энергосистемы, обеспечивающих указанные поставки энергии.

Объединению "Татэнерго" на этой основе разработать совместно с Министерством топлива и энергетики Российской Федерации перспективный план реализации этих работ по объектам межсистемного значения, в том числе реконструкции Заинской ГРЭС, Уруссинской ГРЭС, подстанции "Бугульма-500", строительству подстанции "Казань-500" с воздушной линией 500 кВ Кама-Казань-Киндери и подстанции "Кама-500".

6. Принять предложение объединения "Татэнерго" о том, что выдача технических условий на присоединение новых потребителей энергии будет осуществляться только при условии, если потребители обеспечат либо высвобождение равнозначной электрической или тепловой мощности (путем вывода из работы низкоэффективных энергоемких производств), либо строительство источников энергии необходимой мощности за счет собственных финансовых средств, вносимых объединению "Татэнерго" пропорционально заявленной мощности. Указанный порядок не распространяется на акционерное общество "Татэнергострой", включая подведомственные подразделения.

Государственному комитету Республики Татарстан по экономике и прогнозированию, объединению "Татэнерго" разработать до 1 ноября 1992 года Положение о порядке оплаты за подключаемую мощность.

7. Установить для предприятий и организаций Республики Татарстан обязательное долевое участие в финансировании работ по возобновлению выбывающих мощностей объединения "Татэнерго" в размерах, пропорциональных объемам потребления энергии.

8. Министерству финансов Республики Татарстан, Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан ежегодно предусматривать выделение из республиканского бюджета средств на развитие сельской электрификации в пределах ассигнований, направляемых агропромышленному комплексу.

Объединениям "Татэнерго", "Средневолжсксельэлектросетьстрой", "Татводмелиорация", Механизированной колонне N 73 объединения "Волгоэлектросетьстрой", Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан обеспечить освоение выделяемых средств в соответствии с Программой электрификации агропромышленного комплекса республики в 1989-1995 годах.

9. Республиканской энергетической комиссии:

оперативно решать вопросы по государственному регулированию тарифов на электрическую и тепловую энергию в связи с изменением цен на энергоресурсы и основную продукцию производственно-технического назначения, имея в виду обеспечение достаточности средств для нужд эксплуатации и капитального ремонта энергетического оборудования, а также уровня рентабельности, необходимого для сохранения надежного энергоснабжения потребителей и развития объединения в объемах, предусмотренных программой технического перевооружения энергетики Республики Татарстан на период до 2005 года;

в целях создания условий для стабилизации цен в Республике Татарстан утвердить до 1 сентября 1992 года базовые уровни тарифов на электрическую и тепловую энергию на 1993 год с учетом прогноза роста цен на топливо и продукцию производственно-технического назначения;

разработать механизм индексации тарифов на электрическую и тепловую энергию, позволяющий оперативно их уточнять по мере изменения цен на материально-технические ресурсы;

разработать до 1 января 1993 года программу по энергосбережению в народном хозяйстве Республики Татарстан.

10. Государственному комитету Республики Татарстан по экономике и прогнозированию, Министерству финансов Республики Татарстан, Государственному комитету Республики Татарстан по охране природы изменить порядок отчисления объединением "Татэнерго" платежей в экологический фонд с тем, чтобы использовать их непосредственно в энергосистеме для выполнения природоохранных мероприятий. При этом сохранить платежи за сверхнормативные выбросы и сбросы согласно действующему Положению.

11. Объединению "Татэнерго", Государственному комитету Республики Татарстан по охране природы разработать до 1 ноября 1992 года мероприятия по обеспечению безопасности и уменьшению вредного воздействия на окружающую среду электростанций и других энергетических объектов. Просить Академию наук Республики Татарстан принять участие в разработке и реализации указанных мероприятий.

12. Разрешить объединению "Татэнерго", в целях обеспечения закупок сырья, материалов и необходимого технологического оборудования за рубежом, реализацию на внешнем рынке мазута, сэкономленного за счет улучшения технико-экономических показателей работы электростанций.

13. Предприятиям и организациям, расположенным на территории Республики Татарстан, до 5 августа 1992 года ликвидировать задолженность за поставленную объединением "Татэнерго" электрическую и тепловую энергию.

14. Государственному комитету Республики Татарстан по экономике и прогнозированию при заключении соглашений об экономическом сотрудничестве с правительствами государств СНГ предусматривать вопросы материально-технического обеспечения предприятий и организаций объединения "Татэнерго".

15. Ассоциации "Татресурсы", Компании "Татглавснаб", Государственному комитету Республики Татарстан по экономике и прогнозированию обеспечивать материально-техническими ресурсами строительство и реконструкцию важнейших объектов энергетики в приоритетном порядке.

16. Государственному комитету Республики Татарстан по экономике и прогнозированию, объединению "Татэнерго", Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан, Ассоциации "Татресурсы" и объединению "Средневолжсксельэлектросетьстрой" разработать программу по изготовлению железобетонных опор и электротехнического оборудования необходимой номенклатуры для линий электропередач сельскохозяйственного назначения на собственной базе и на предприятиях республики и до 1 октября 1992 года представить свои предложения в Кабинет Министров Республики Татарстан.

17. Поручить Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан передавать, а объединению "Татэнерго" принимать на свой баланс вновь построенные и вводимые в эксплуатацию линии электропередач напряжением от 380 вольт до 10 кВ в соответствии с действующим законодательством.

18. Главе администрации города Казани совместно с Концерном "Камгэсэнергострой", управлением строительства "Теплоэнергострой-2" и объединением "Татэнерго" разработать до 1 сентября 1992 года мероприятия по развитию строительства базы этих организаций, обеспечивающие реконструкцию и строительство энергетических объектов г.Казани в соответствии с программой развития производственных мощностей объединения "Татэнерго", и представить их в Кабинет Министров Республики Татарстан.

19. Объединению "Татэнерго", главам администраций городов и районов завершить до 15 ноября 1992 года подготовку оборудования энергетических предприятий к работе в осенне-зимний период 1992/93 года.

20. Государственному комитету Республики Татарстан по экономике и прогнозированию, объединениям "Татстройгазификация", "Таттрансгаз", и "Татэнерго" решить с концерном "Газпром" вопросы обеспечения газообразным топливом вновь строящихся и расширяемых энергетических объектов.

21. Главам администраций городов и районов осуществлять строительство районных котельных и тепловых сетей в сроки и объемах, соответствующих вводу в эксплуатацию жилья и других социально-бытовых объектов за счет средств, выделяемых городам и районам из республиканского бюджета Республики Татарстан на развитие социальной сферы, а также за счет привлеченных средств предприятий и организаций, осуществляющих строительство по собственным титулам.

22. Контроль за выполнением данного постановления возложить на отдел развития и координации работы промышленности Секретариата Кабинета Министров Республики Татарстан и Государственный комитет Республики Татарстан по экономике и прогнозированию.

Премьер-министр
Республики Татарстан    М.Г.Сабиров

Начальник Секретариата Кабинета
Министров Республики Татарстан          М.Г.Мингазов

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»