Основные направления стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан на 2002-2006 годы (далее - стратегия) должны способствовать достижению главной цели органов государственной власти республики - обеспечению достойного уровня жизни населения.
Государственная политика должна ориентироваться на потребности человека. По данным социологических исследований, проводимых в республике ежеквартально с 1994 года, они менялись следующим образом.
С 1995 года по 1998 годы к числу наиболее значимых проблем татарстанского общества относились угроза безработицы, преступность, низкий уровень заработной платы и снижение качества медицинского обслуживания.
Финансово-экономический кризис середины 1998 года и последовавшие в связи с этим перемены привели к некоторым изменениям в перечне социальных тревог. В настоящее время 70% населения озабочено, прежде всего, ростом цен. Это свидетельствует в первую очередь о низких доходах населения. С ноября 1997 по октябрь 2001 года число граждан, заявивших в ходе социологических опросов об улучшении своего материального положения, сократилось с 18,8 до 3,6 процента. А о плохом и очень плохом материальном положении заявляет сегодня почти 51% опрошенных семей. Также в числе острых социальных проблем общество выделяет (в порядке убывания) распространение наркомании, состояние преступности, угрозу потерять работу, снижение качества медицинского обслуживания и другие.
Следовательно, вся деятельность органов государственной власти Республики Татарстан должна быть ориентирована на решение проблем, являющихся наиболее актуальными для татарстанцев.
Принципы и приоритеты развития всех направлений жизнедеятельности республики определяются исходя из целей государственной политики. Но цель не может быть обозначена без определения миссии государства, т.е. без ответа на вопрос "Для чего существует власть?"
Цель должна быть измеряема. Выполнить можно лишь ту работу, которую можно измерить. В контексте излагаемой стратегии миссией государства как власти является обеспечение социально-экономической безопасности (самодостаточности) республики.
Целью государственной политики является обеспечение уровня жизни населения не ниже нормативной экономической самодостаточности, измеряемой как отношение дохода к стоимостной величине минимального потребительского бюджета.
Основными направлениями деятельности правительства в общественно-политической и социально-экономической сфере на 2002-2006 годы будут:
достижение уровня экономической самодостаточности граждан, их семей, хозяйствующих субъектов, городов и районов республики, республики в целом на основе производства конкурентоспособной продукции с высокой добавленной стоимостью и конкурентоспособной властью;
создание условий для более полного удовлетворения культурных и духовных запросов населения республики;
обеспечение экологической безопасности;
дальнейшая интеграция Республики Татарстан в политическое, экономическое, информационное, правовое пространство России и мирового сообщества.
У республики достаточно ресурсов для созидательного развития. Природные богатства, удобное географическое положение, наличие высокотехнологичных производств, интеллектуальный потенциал - это те средства, которые должны быть использованы для достижения поставленной цели. При этом процесс их использования должен быть ориентирован на достижение уровня внутреннего регионального продукта (как агрегированной от добавленной стоимости величины), достаточного для решения поставленных задач. Для этого основными принципами государственной политики будут следующие:
создание благоприятных условий для поддержки и развития предпринимательства;
создание равных конкурентных условий для производителей товаров и услуг, демонополизация отраслей и видов деятельности и устранение административных препятствий на пути развития предпринимательства;
стимулирование привлечения инвестиций в республику;
четкое закрепление функций государственного управления за центрами ответственности;
использование системы индикативного управления в качестве метода государственного регулирования экономикой;
государственная поддержка товаропроизводителей независимо от формы собственности в виде дотаций, льгот, лизинга, кредита и т.д.;
поддержка правительством "сильных" товаропроизводителей, доказывающих свою экономическую, управленческую, техно-технологическую состоятельность и производящих товары-лидеры, к которым сегодня относятся:
нефть и нефтепродукты;
вертолеты и самолеты;
автомобили;
шины;
полиэтилен;
продукты химических производств;
меховые изделия;
мебель и продукция деревообработки;