Недействующий

Об Основных направлениях стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан на 2002-2006 годы (утратило силу)


5.2. Основные задачи правительства

Главная задача Правительства Республики Татарстан на ближайшие 5 лет - создать равные конкурентные условия для производства конкурентоспособных товаров и услуг. Государство как собственник должно обеспечить безубыточную деятельность всех предприятий с полным или частичным своим участием.

Быть безубыточным - это значит иметь возможность платить заработную плату на уровне установленных государственных гарантий и в полном объеме налоги. Безубыточное предприятие как минимум обеспечивает простое воспроизводство. Выше точки безубыточности находятся самодостаточные предприятия. Они будут поддерживаться государством. Государственная поддержка будет симметричной, то есть предоставляться независимо от формы собственности предприятий.

Государство как власть не будет вмешиваться в хозяйственную деятельность самодостаточных предприятий.

Государство как собственник "войдет" в управление предприятием на профессиональной основе. К 2004 году представителей государства - государственных чиновников на предприятиях не будет.

Оценка уровня экономической самодостаточности предприятий будет производиться по системе индикаторов, определенных в системе индикативного управления экономикой.

К основным индикаторам будут отнесены уровень заработной платы, доля фонда оплаты труда в структуре добавленной стоимости, уровень самодостаточности.

Промышленная политика должна обеспечивать производство конкурентоспособной продукции, суммарная величина от добавленной стоимости которой обеспечивает уровень экономической самодостаточности (безопасности) предприятий, их работников, районов республики, республики в целом. Это основное направление деятельности правительства в области промышленной политики. При этом важно в стратегическом плане определиться по двум основным моментам - в каком объеме и какую отрасль промышленности республики нужно развивать (в контексте государственной поддержки) и как добиться обеспечения уровня экономической самодостаточности предприятий.

В среднесрочной перспективе в качестве основного принципа развития промышленного сектора экономики будет декларироваться саморазвитие.

У государства нет ресурсов, необходимых для удовлетворения потребностей предприятий в них.

Правительство введет такие правила хозяйственного поведения, которые будут мотивировать предприятия на саморазвитие, разработку собственных долго-, средне- и краткосрочных программ, обновление основных фондов через увеличение инвестиций.

Для достижения поставленной цели будут решены следующие задачи: введение механизма стимулирования предприятий к увеличению добавленной стоимости путем создания одинаковых конкурентных условий. Это означает, что налоговые льготы и/или реинвестирование со стороны государства будут предоставляться предприятиям в сумме, рассчитанной исходя из превышения величины добавленной стоимости над базовой. При этом особое значение должно иметь увеличение заработной платы. До 2004 года будет ликвидировано перекрестное субсидирование предприятий и отраслей по энергоносителям;

полный уход государства в 2002 году как собственника из отраслей торговли, бытовых услуг, пищевой переработки, легкой промышленности;

введение механизма государственных инвестиций и других мер государственного протекционизма, ориентированных исключительно на определенные правительством и обеспеченные ресурсами приоритеты;

создание условий для обеспечения необходимого качества кадрового потенциала менеджеров предприятий;

введение в системы управления предприятий международных стандартов управления.

Приоритетными направлениями деятельности правительства в ближайшие пять лет будут следующие:

1. Производство товаров-лидеров, имеющих значительную долю реализуемой продукции за пределами республики (нефтедобыча, нефтепереработка, химическая отрасль, авиастроение, автомобилестроение, приборостроение, деревообработка).

2. Ориентация на отрасли, являющиеся потенциальными точками экономического роста:

нефтехимическую и химическую промышленность;

легкую промышленность;

пищевую промышленность;

мебельное производство и производства, технологически связанные с ним;

производство экспортоориентированной продукции;

производство строительных материалов.

3. Другие направления, сумевшие доказать технологическую, организационную, управленческую перспективность своего развития.

Таким образом, на государственную поддержку могут рассчитывать только те предприятия, которые сумели самостоятельно адаптироваться к хозяйствованию в новой экономической среде, а также те предприятия, которые умеют доказать наличие потенциальных возможностей в эффективном решении задач в областях продуктовой, технологической и управленческой политики.