Недействующий

Об Основных направлениях стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан на 2002-2006 годы (утратило силу)

Доходы населения

Основой развития потребительского рынка и в целом инвестиционной привлекательности Татарстана является высокий уровень доходов населения. Он определяется прежде всего величиной заработной платы работников предприятий и индивидуальных частных предпринимателей. Добавленная стоимость, включающая в себя заработную плату, амортизацию средств производства и прибыль, должна позволить обеспечить необходимый уровень величины личного и общественного потребления. Для оптимизации распределения этих видов доходов необходимо решить задачи определения государственных социальных гарантий на основе социального нормирования, а также определения структуры консолидированного бюджета. При этом на общественное потребление должны быть направлены ресурсы, аккумулируемые из отчислений с фонда оплаты труда и заработной платы работника. Для обеспечения существующего уровня общественного потребления в виде расходов на услуги отраслей социальной сферы и социальные выплаты фонд оплаты труда должен формироваться исходя из величины средней заработной платы в 2002 году в размере 3900 рублей. Величина средней заработной платы и ее доля в структуре добавленной стоимости будут одним из основных индикаторов оценки деятельности руководителей предприятий и представителей государства в них.

В 2006 году государство как самый крупный работодатель обязано обеспечить оплату труда работников бюджетной сферы на уровне 80% средней заработной платы по промышленности.

В 2002 году среднемесячная заработная плата работников села должна увеличиться до 1820 рублей, а в 2006 году - до уровня 80% среднереспубликанской. Для этого, прежде всего, будут пересмотрены и приведены в соответствие действующие тарифы и сдельные расценки по оплате труда в сельском хозяйстве. Эта работа будет завершена в 2002 году. Одновременно уже в ближайшее время будет пересмотрена структура дотаций селу.

Особенно важно обеспечить необходимый уровень заработной платы работникам, выходящим на пенсию, для того чтобы их пенсия не была ниже среднероссийской. Прежде всего, это касается работников села и бюджетной сферы. Для граждан, размер пенсии которых ниже прожиточного минимума, необходимо обеспечить дополнительные выплаты, активно развивая систему дополнительного пенсионного обеспечения и, прежде всего, через негосударственные пенсионные фонды. В 2005 году средняя пенсия граждан, выходящих на пенсию, будет не ниже среднероссийской.

В 2004 году коэффициент уровня жизни граждан, определяемый как отношение дохода к стоимостной величине минимального потребительского бюджета, составит 1, то есть доход будет не ниже черты обеспеченности.

Население, имеющее доходы ниже прожиточного минимума, будет защищено государственными социальными гарантиями.

Вышеуказанные меры помогут решить одну из основных задач правительства в области социальной стратификации - формирование среднего класса, так как его отсутствие не позволяет добиться согласованности социально-экономических стратегий различных групп населения. Здесь речь, прежде всего, идет о все нарастающем рассогласовании малообеспеченных и состоятельных слоев населения. При этом вторая группа, меньшая по численности, имеет более высокий достаток и готова заниматься социально-ответственным бизнесом, но не может преодолеть стереотипы общественного мнения первой группы населения, имеющей меньшие доходы, но пока еще высокие стандарты потребления.

Первая группа более ориентирована на получение от государства социальных гарантий, близких к "доперестроечному" периоду; вторая группа ориентирована на ведение рискованного бизнеса, построенного на предпринимательской инициативе и поддержке ее деятельности со стороны государства.

Органы государственной власти не в состоянии удовлетворить в полной мере интересы этих групп по причине полярности этих интересов. Именно это обстоятельство и является одной из причин распространенности оценки работы органов государственной власти как неэффективной. (И решение задачи формирования среднего класса нельзя подменять задачей реформирования организационной структуры правительства. Свою полезность правительство может обеспечить лишь решив первую задачу).

Поэтому не менее 51% населения республики в 2006 году будут иметь доход на уровне республиканских стандартов обеспеченности. Достижение этой цели будет основой социальной стабильности нашего общества.