1. Экспертный совет для проведения государственной религиоведческой экспертизы при Совете по делам религий при Кабинете Министров Республики Татарстан (далее - Совет) создан с целью проведения государственной религиоведческой экспертизы при государственной регистрации централизованных и местных религиозных организаций на территории Республики Татарстан.
Совет в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Татарстан, законодательствами Российской Федерации и Республики Татарстан, Порядком проведения государственной религиоведческой экспертизы и настоящим Положением.
Состав Совета формируется из представителей органов государственной власти, ученых-религиоведов, специалистов в области государственно-конфессиональных отношений и утверждается Премьер-министром Республики Татарстан.
2. Государственная религиоведческая экспертиза (далее - экспертиза) проводится в случаях, предусмотренных пунктом 8 статьи 11 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" и пунктом 6 статьи 13 Закона Республики Татарстан от 14 июля 1999 г. N 2279 "О свободе совести и о религиозных объединениях" по запросам Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Татарстан (далее - уполномоченный регистрирующий орган).
3. Основными задачами Совета при проведении экспертизы являются:
определение религиозного характера регистрируемой организации на основании представленных учредительных документов, сведений об основах ее вероучения и соответствующей ему практики;
проверка и оценка достоверности сведений, содержащихся в представленных религиозной организацией основах вероучения и иных документах;
разъяснение иных, возникающих при осуществлении государственной регистрации религиозных организаций вопросов, требующих экспертной оценки.
4. Запрос о проведении экспертизы направляется в Совет уполномоченным регистрирующим органом с приложением копий, предусмотренных статьей 11 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" и статьей 13 Закона Республики Татарстан "О свободе совести и о религиозных объединениях" документов, представляемых религиозной организацией для государственной регистрации.
В своем запросе уполномоченный регистрирующий орган должен обосновать необходимость проведения экспертизы, а также определить вопросы, требующие экспертной оценки. В случае, если запрос уполномоченного регистрирующего органа не основан на законе, он не подлежит рассмотрению, о чем Совет уведомляет уполномоченный регистрирующий орган.
5. Запросы уполномоченного регистрирующего органа, поступившие на экспертизу документы, иные материалы, используемые при ее проведении, учитываются в установленном порядке. Датой представления документов является дата их фактического поступления в Совет.
6. Экспертиза производится в течение 3 месяцев с даты поступления запроса в Совет. В случае необходимости получения разъяснений по представленным документам от религиозных организаций, а также дополнительных материалов и информации по линии дипломатических учреждений Российской Федерации в иностранных государствах срок проведения экспертизы может быть продлен на месяц с уведомлением об этом уполномоченного регистрирующего органа.
7. В процессе своей деятельности Совет вправе запрашивать и получать от органов исполнительной власти, общественных и религиозных организаций информацию, необходимую для проведения экспертизы, по вопросам, находящимся в их ведении.
8. Экспертные заключения по поручению председателя Совета или секретаря готовятся членами Совета и выносятся на рассмотрение Совета. В качестве консультантов к работе Совета могут привлекаться специалисты, не являющиеся его членами, а также представители религиозных организаций.
9. Рассмотрение запроса уполномоченного регистрирующего органа, касающегося конкретной религиозной организации, производится, как правило, в присутствии ее полномочного представителя, заблаговременно приглашаемого на соответствующее заседание Совета. В случае неявки представителя религиозной организации на заседание Совета экспертное заключение может быть принято в его отсутствие.
10. По результатам проведения экспертизы представленных документов Совет принимает экспертное заключение, содержащее обоснованные выводы в отношении возможности (невозможности) признания организации в качестве религиозной и достоверности сведений относительно основ ее вероучения и соответствующей ему практики. Экспертное заключение считается принятым, если оно одобрено большинством членов Совета.
Экспертное заключение подписывается председателем Совета или в его отсутствие секретарем и в письменной форме направляется уполномоченному регистрирующему органу с приложением копий материалов, использованных при проведении экспертизы, и протокола соответствующего заседания Совета.
11. Порядок работы Совета определяет его председатель в соответствии с настоящим Положением. Заседания Совета проводятся по мере необходимости и считаются правомочными, если на них присутствуют не менее половины его членов.
12. Совет имеет бланк и штамп со своим наименованием.