Заслушав и обсудив отчет министра торговли Республики Татарстан т.Нуруллина А.И. о работе по совершенствованию торгового обслуживания населения в условиях перехода к рыночной экономике, Кабинет Министров Республики Татарстан отмечает, что в республике проводится определенная работа по насыщению потребительского рынка товарами народного потребления и продуктами питания.
Эти вопросы систематически рассматриваются на заседаниях коллегии Министерства, еженедельно обсуждаются с руководителями торгующих организаций.
За 1992 год предприятиями торговли республики продано товаров народного потребления и продуктов питания на 83,6 млрд.рублей, что в 8 раз превышает уровень предыдущего года.
Проводится работа по развитию материально-технической базы торговли. В истекшем году на эти цели использовано более 460 млн.рублей, в том числе за счет собственных средств торговли и бюджета 181 млн.рублей.
Вместе с тем, в работе Министерства торговли Республики Татарстан и его подведомственных организаций имеются многочисленные неиспользованные резервы для совершенствования торгового обслуживания населения.
Не разработана программа основных направлений развития торговли республики на ближайшую перспективу. Слаба инициатива руководства Министерства по внедрению и развитию новых форм организации торговли при переходе к рыночной экономике.
Не отработана четкая система поставки товаров с предприятий промышленности и оптовой торговли в розничную торговую сеть. В течение года допускались перебои в обеспечении населения товарами, реализуемыми на чеки, при достаточном их наличии на складах и базах.
Министерство торговли Республики Татарстан слабо реагирует на изменения в конъюнктуре спроса и предложения, не оказывает действенного влияния на промышленность по увеличению выпуска пользующихся спросом у населения товаров, недостаточно использует возможности военно-промышленного комплекса по насыщению потребительского рынка товарами народного потребления.
При снижении объемов производства товаров народного потребления промышленными предприятиями республики на 10,6% объем товарооборота в сопоставимых ценах в 1992 году по сравнению с предыдущим годом сократился на 17 процентов. Не приняты исчерпывающие меры по насыщению рынка нужными для населения товарами объединениями и предприятиями оптовой торговли. Удельный вес поставок продукции ими в общем объеме товарооборота из года в год сокращается.
Недостаток денежных средств у торгующих организаций сдерживает поступление товаров в торговую сеть, что в значительной степени снижает рентабельность предприятий. Вместе с тем, не проявлено должной требовательности к предприятиям промышленности в выполнении распоряжения Кабинета Министров Республики Татарстан от 10 июля 1992 г. N 391-р по сохранению порядка расчетов за продовольственные товары первой необходимости платежными требованиями (в порядке инкассо).
За последние годы наблюдается спад строительства объектов торговли. Если в 1986-1990 годах среднегодовой ввод магазинов в эксплуатацию составил 12 тыс.кв.метров, то в 1991 году было введено 3,5 тыс.кв.метров, а в отчетном году - 5,6 тыс.кв.метров.
В то же время обеспеченность торговыми площадями остается низкой и составляет по республике лишь 77%, а по гг.Набережные Челны - 52,5, Нижнекамск - 62,5, Зеленодольск - 72,9 процента. Такое же положение и по холодильным емкостям. Требуется реконструкция введенного в эксплуатацию в 1929 году холодильника объединением оптовой торговли Татмясомолторга.
В настоящее время практически прекращена работа по внедрению прогрессивной технологии товародвижения с применением тары-оборудования. Сокращается поставка товаров в торговлю в фасованном виде, свертывается прогрессивная форма организации торговли методом самообслуживания.
Медленными темпами ведется работа по коммерциализации и приватизации предприятий, торговли. К 1 января 1993 года статус юридического лица получили 69 магазинов системы Министерства, что составляет лишь 12% от общего их количества. В конце 1992 года акционировано только одно хозрасчетное торгово-выставочное объединение "Новинка". В этом направлении неудовлетворительно организована работа в городах Зеленодольске и Казани, а в городах Альметьевске, Бугульме, Лениногорске, Чистополе, Елабуге, Мензелинске эта работа практически не ведется.
Продолжают иметь место нарушения правил торговли в магазинах, хищения и злоупотребления, низкая культура обслуживания. Не организована совместно с правоохранительными органами работа до пресечению фактов утечки товаров из торговой сети в коммерческие структуры. Много нареканий от покупателей по приему стеклопосуды, на низкое качество товаров.
В целях дальнейшего совершенствования торгового обслуживания населения в условиях перехода к рыночной экономике Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:
1. Отчет министра торговли Республики Татарстан т.Нурулллина А.И. принять к сведению и признать работу по совершенствованию торгового обслуживания населения в условиях перехода к рыночной экономике недостаточной,
2. Министерству торговли Республики Татарстан разработать программу основных направлений развития торговли республики на ближайшую перспективу, где предусмотреть:
меры по устранению имеющихся недостатков, упущений и нарушений;
ускорение работы по акционированию объединений и предприятий оптовой торговли и созданию на этой основе холдинг-компании;
меры по обеспечению ритмичной поставки объединениями и предприятиями оптовой торговли товаров в розничную торговую сеть и насыщению потребительского рынка качественными товарами;
рассмотрение совместно с Государственным комитетом Республики Татарстан по экономике и прогнозированию вопроса об организации выпуска предприятиями промышленности республики товаров детского ассортимента и товаров первой необходимости для лиц пожилого возраста;
рассмотрение и решение совместно с руководителями предприятий военно-промышленного комплекса вопроса о возможности освоения производства товаров народного потребления;
совместно с главами администрации городов и районов и другими заинтересованными организациями рассмотрение и решение вопроса об установлении предприятиям торговли обоснованных размеров арендной платы;
осуществление мер по повышению компетентности и профессионализма работников торговли.
3. Министерству торговли Республики Татарстан обязать торгующие организации и предприятия торговли восстановить в месячный срок прогрессивную форму организации торгового процесса методом самообслуживания.
В двухнедельный срок разработать и утвердить по согласованию с Министерством финансов Республики Татарстан Положение о порядке применения норм списания потерь товаров при реализации методом самообслуживания и использования экономии от снижения этих потерь.
4. Утвердить и ввести в действие с 1 апреля 1993 года нормы списания потерь продовольственных товаров при реализации их методом самообслуживания в размере 0,6% от объема реализации через самообслуживание.
5. Установить, что нормируемая величина расходов на оплату труда по предприятиям торговли увеличивается на сумму поощрительных выплат за экономию от снижения потерь товаров при реализации их методом самообслуживания.
6. Разрешить торгующим организациям устанавливать подведомственным предприятиям дифференцированные размеры торговых скидок на отдельные продовольственные товары, реализуемые по регулируемым розничным ценам, в зависимости от форм торгового обслуживания, согласно приложению N 1.
7. Главам администраций городов и районов совместно с Министерством торговли Республики Татарстан организовать работу по завершению в первом полугодии текущего года процесса коммерциализации магазинов государственной торговли непродовольственными товарами, с последующей ликвидацией промышленных торгов.
8. Главам администраций городов и районов, Государственному комитету Республики Татарстан по управлению государственным имуществом, Министерству торговли Республики Татарстан при составлении планов приватизации магазины "Ветеран" и другие магазины, обслуживающие ветеранов и инвалидов, включить в состав вновь образуемых акционерных обществ.
9. Министерству финансов Республики Татарстан в целях укрепления финансового состояния предприятий торговли:
внести предложение о выделении льготного кредита на пополнение оборотных средств и освобождении от налогообложения части прибыли, направляемой на дополнение собственных оборотных средств;
при формировании бюджетного послания на 1993 год внести предложение об освобождении объединения оптовой торговли "Татмясомолторг" и объединения оптовой торговли "Татоптпродторг" от уплаты налога на имущество по запасам продовольственных товаров, согласно приложению N 2;
рассмотреть предложение Татарского республиканского комитета профсоюза работников торговли, общественного питания и потребкооперации о финансировании ведомственных детских дошкольных учреждений из республиканского бюджета Республики Татарстан и внести в Кабинет Министров Республики Татарстан проект решения.
10. Национальному банку Республики Татарстан решить вопрос о выделении предприятиям торговли необходимых централизованных кредитных ресурсов на приобретение непродовольственных товаров сезонного спроса, согласно приложению N 3.
11. Министерству финансов Республики Татарстан обеспечить возмещение предприятиям торговли расходов, возникающих в связи с созданием необходимых запасов товаров, из республиканского бюджета Республики Татарстан.
12. Государственному комитету Республики Татарстан по экономике и прогнозированию предусмотреть в плане капитальных вложений на 1993 год выделение средств объединению оптовой торговли "Татмясомолторг" на финансирование проектных работ на реконструкцию холодильника и строительства фабрики мороженого на 10 тонн продукции в смену.
13. Министерству торговли Республики Татарстан о выполнении настоящего постановления информировать Кабинет Министров Республики Татарстан к 1 августа 1993 года и 1 февраля 1994 года.
Первый заместитель Премьер-министра
Республики Татарстан В.П.Васильев
Начальник Секретариата Кабинета
Министров Республики Татарстан М.Г.Мингазов
Приложение N 1
к постановлению КМ РТ
от 24 февраля 1993 г. N 20
Дифференцированные размеры торговых скидок
на отдельные продовольственные товары, реализуемые населению
по регулируемым розничным ценам, в зависимости
от форм торгового обслуживания
В % к регулируемой розничной цене | ||
Для | Для традиционной | |
Хлеб и хлебобулочные изделия | 26,3 | 25,7 |
Мука, крупа | 19,1 | 18,5 |
Мясо, мясопродукты, субпродукты | 15,8 | 15,2 |
Колбасные изделия | 11,4 | 10,8 |
Сахар | 18,4 | 17,8 |
Масло животное | 19,7 | 19,1 |
Масло растительное | 14,5 | 13,9 |
Молоко и цельномолочная продукция | 31,7 | 31,1 |
Яйцо | 22,8 | 22,2 |
Соль | 35,5 | 34,9 |
Начальник Секретариата Кабинета
Министров Республики Татарстан М.Г.Мингазов
Приложение N 2
к постановлению КМ РТ
от 24 февраля 1993 г. N 20
Список
товаров, освобождаемых от налога на имущество
Мясо и мясопродукты
Масло животное
Маргариновая продукция
Детское питание
Сахар
Чай
Соль
Табачные изделия
Начальник Секретариата Кабинета
Министров Республики Татарстан М.Г.Мингазов
Приложение N 3
к постановлению КМ РТ
от 24 февраля 1993 г. N 20
Список
непродовольственных товаров сезонного хранения, приобретаемых
за счет централизованных кредитных ресурсов
Шерстяные ткани
Пальто зимние, демисезонные
Школьная форма
Обувь резиновая
Обувь валяная
Варежки, шарфы, шапочки
Белье полушерстяное, шерстяное, хлопчатобумажное с начесом
Купальники, плавки
Носки шерстяные, полушерстяные
Садово-огородный инвентарь
Удобрения
Лыжи, лыжные палки
Коньки
Санки
Клюшки, шайбы
Велосипеды
Елки и елочные украшения
Тетради школьные
Ранцы, портфели школьные
Начальник Секретариата Кабинета
Министров Республики Татарстан М.Г.Мингазов