Письмо Министерства здравоохранения Республики Татарстан
от 13 июня 2002 г. N 8-417

Главным врачам республиканских медицинских
учреждений, начальникам территориальных
Управлений и отделов здравоохранения Министерства
здравоохранения Республики Татарстан

Министерство здравоохранения Республики Татарстан доводит для сведения Решение координационного совещания руководителей правоохранительных органов Республики Татарстан от 05.04.2002 г. "О состоянии исполнения законодательства об организации профилактической работы с несовершеннолетними, находящимися в социально-опасном положении".

Приложение: упомянутое 2 листа.

Заместитель министра
Министерства здравоохранения РТ                           Л.А.Никольская


Решение координационного совещания руководителей
правоохранительных органов Республики Татарстан
от 5 апреля 2002 г.
"О состоянии исполнения законодательства об организации
профилактической работы с несовершеннолетними,
находящимися в социально опасном положении"

Заслушав и обсудив информацию заместителя прокурора РТ Г.С.Галимова, выступления представителей министерств и ведомств, участвующих в совещании, о состоянии работы по предупреждению безнадзорности и попрошайничества среди несовершеннолетних, координационное совещание отмечает, что органам системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних необходимо активизировать работу по выявлению и устранению причин и условий, способствующих такому сложному социальному явлению, как детская безнадзорность и попрошайничество.

В последние годы серьезно обострились проблемы социальной дезадаптации детей и подростков. Безнадзорные дети, как правило, занимаются бродяжничеством, воровством употребляют спиртные напитки, токсические и наркотические вещества. Нередко подростки становятся жертвами сексуальных преступлений, оказываются вовлеченными в противоправную деятельность. Указанные негативные явления нарушают нормальное развитие и формирование личности несовершеннолетнего, препятствуют учебе, развивают паразитические наклонности. Количество учреждений досуга и дополнительного образования, специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, не соответствует социальным нормативам и потребность в них значительна, особенно в крупных городах, таких как Казань. Между тем, из года в год растет число родителей (опекунов, попечителей), состоящих на учете за ненадлежащее исполнение ими родительских обязанностей. Если в 2000 году таких лиц было 3371, то в 2001 году 3464. В 2001 году в органы милиции было доставлено 914 подростков, из них 120 были переданы в учреждения социального обслуживания, 794 - в учреждения образования и здравоохранения.

Существующие институты государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних зачастую действуют разрозненно и неэффективно. Комиссии по делам несовершеннолетних, на которых законодателем возложены обязанности по координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности несовершеннолетних, не готовы к выполнению таких функций, так как работают на общественных началах, затрачивая основные усилия на рассмотрение административных материалов в отношении подростков и их родителей.

В соответствии с Федеральным Законом "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" проблемы выявления и учета беспризорных и безнадзорных детей находятся в сфере деятельности различных органов и учреждений, осуществляющих индивидуальную профилактическую работу с несовершеннолетними и неблагополучными в социальном отношении семьями. Однако до сих пор отсутствует единая система оперативного выявления и учета безнадзорных несовершеннолетних. Нет межведомственного взаимодействия субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Органами системы образования ненадлежащим образом выполняются обязанности, возложенные на них федеральным законодательством по выявлению несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях, принятию мер по их воспитанию и получению ими основного общего образования.

Территориальные органы управления образованием не в полной мере владеют информацией о детях, занимающихся бродяжничеством, попрошайничеством, чьи жилищные и другие личные и имущественные права остаются незащищенными.

Немало подростков страдает социально значимыми заболеваниями, такими как алкоголизм, наркомания, токсикомания, туберкулез, заболеваниями, передающимися половым путем. В связи с чем, органам здравоохранения республики помимо оказания им медицинской помощи следует заниматься и выявлением таких подростков.

Одной из основных причин детской безнадзорности является неблагополучная обстановка в семье, жестокое обращение с подростками со стороны родителей, законных представителей, когда дети в знак протеста или из чувства самосохранения уходят из семьи на улицу, где оказываются втянутыми в противоправную деятельность. Ежегодно увеличивается число подростков, самовольно уходящих из семьи, детских домов и школ-интернатов. Органы милиции не всегда своевременно ставят на профилактический учет такие семьи, не в полном объеме используют меры воздействия в отношении нерадивых родителей по привлечению их к административной, гражданско-правовой, уголовной ответственности. Либо такие меры воздействия применяются с опозданием.

Принимаемые государственными органами меры по трудоустройству несовершеннолетних, также не соответствуют остроте проблемы. Республиканским Министерствам по труду и занятости, а также по делам молодежи и спорту следует объединить усилия в этом направлении. Имеющиеся программы по профессиональной подготовке и ориентации несовершеннолетних малоэффективны. Министерству по делам молодежи и спорту РТ следует активнее вовлекать в работу по оказанию помощи подросткам, находящимся в трудной жизненной ситуации, общественные организации и фонды.

Анализ состояния прокурорского надзора за исполнением Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" свидетельствует, что не во всех городах и районах республики он находится на должном уровне, в то время как ситуация требует безотлагательного вмешательства, принятия мер прокурорского реагирования.

На основании изложенного, с целью надлежащего исполнения Закона, координационное совещание РЕШИЛО:

1. Принять дополнительные меры к неукоснительному исполнению требований Федерального Закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" в Республике Татарстан.

Исполнители: Республиканская комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при КМ РТ, Министерство социальной защиты населения РТ, Министерство здравоохранения РТ, Министерство образования РТ, Министерство по труду и занятости РТ, Министерство по делам молодежи и спорту РТ, Министерство внутренних дел РТ.

Срок: постоянно.

2. Обратиться в Кабинет Министров с просьбой о необходимости принятия экстренных мер по финансированию строительства специальной школы закрытого типа в пос.Левченко, ремонтных работ в социальном приюте для детей и подростков по адресу: г.Казань, ул.К.Тинчурина, д.3, о решении вопросов открытия транзитного центра на базе отдельно стоящего здания, а также увеличения штатной численности освобожденных секретарей комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Исполнители: Прокуратура Республики Татарстан.

Срок: 2 квартал 2002 года.

3. Руководителям комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав организовать штаб по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних с участием представителей органов социальной защиты населения, здравоохранения, образования, по делам молодежи и спорту, внутренних дел, службы занятости. Секретарям комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав разработать, а председателям КДН утвердить положение о штабе, план работы, график проведения рейдов по местам времяпрепровождения безнадзорных детей.

Исполнители: Республиканская комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при КМ РТ, Министерство социальной защиты населения РТ, Министерство здравоохранения РТ, Министерство образования РТ, Министерство по труду и занятости РТ, Министерство по делам молодежи и спорту РТ, Министерство внутренних дел РТ.

Срок: 1 полугодие 2002 года.

4. Создать для всех органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних единый банк данных безнадзорных и беспризорных детей. Совместно с органами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетих разработать механизм получения вышеуказанной информации.

Исполнители: Республиканская комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при КМ РТ.

Срок: 1 полугодие 2002 года.

5. Министерству социальной защиты РТ во взаимодействии с органами местного самоуправления принять меры к открытию в каждом городе (районе) специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.

Исполнители: Министерство социальной защиты РТ.

Срок: 2002 год.

6. Министерству здравоохранения РТ обеспечить взаимодействие с органами по делам молодежи и спорту и социальной защиты по оказанию медицинской помощи детям находящихся в социальных приютах и социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних. Государственному комитету санитарно-эпидемиологического надзора РТ оказать помощь органам системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в профилактике инфекционных заболеваний среди несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Исполнители: Министерство здравоохранения РТ, Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора РТ, Министерство по делам молодежи и спорту РТ, Министерство социальной защиты РТ.

Срок: постоянно.

7. Министерству образования РТ в целях реализации требований Федерального Закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" обеспечить стопроцентный охват учебой детей школьного возраста.

Территориальные органы управления образованием Министерства образования РТ по итогам учебной четверти направлять в органы социальной защиты и внутренних дел списки несовершеннолетних, систематически пропускающих или оставивших занятия в образовательных учреждениях по неуважительным причинам, а также учащихся школ, занимающихся бродяжничеством. Органам социальной защиты оказать необходимую помощь указанным детям.

Органам внутренних дел принять меры профилактического характера к родителям, ненадлежащим образом занимающихся содержанием, воспитанием, обучением, защитой прав и интересов своих несовершеннолетних детей.

Исполнители: Министерство образования РТ, Министерство внутренних дел РТ, Министерство социальной защиты РТ.

Срок: постоянно.

8. Органам социальной защиты населения, по делам молодежи и спорту, здравоохранения городов и районов принять меры к открытию на местах телефонных линий экстренной социально-психологической помощи для несовершеннолетних, попавших в трудную жизненную ситуацию, их родителей, с доведением информации до населения об открытии таких линий.

Исполнители: Министерство социальной защиты РТ, Министерство по делам молодежи и спорту РТ, Министерство здравоохранения РТ.

Срок: 2002 год.

9. Органам системы профилактики поддержать предложения общественных организаций и религиозных конфессий, частных лиц об открытии благотворительных приютов в республики для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в целях организации их быта и досуга и оказать им в этом содействие.

Исполнитель: Республиканская комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при КМ РТ, Министерство социальной защиты РТ, Министерство здравоохранения РТ, Министерство образования РТ, Министерство по труду и занятости РТ, Министерство по делам молодежи и спорту РТ, Министерство внутренних дел РТ.

Срок: постоянно.

10. Прокурорам городов и районов республики обеспечить надлежащий надзор за исполнением Федерального Закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" государственными и правоохранительными органами города (района), с принятием в отношении виновных лиц мер прокурорского реагирования.

Исполнители: Прокуроры городов и районов, специализированные прокуроры.

Срок: постоянно.

О результатах исполнения данного решения руководителям органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений на местах доложить по ведомствам в установленные сроки. Контроль за исполнением решения координационного совещания возложить на заместителей руководителей министерств и ведомств, принимавших участие в совещании.

Председатель координационного совещания
руководителей правоохранительных органов РТ
Прокурор Республики Татарстан,
государственный советник юстиции третьего класса              К.Ф.Амиров


Министр внутренних дел РТ
генерал-лейтенант милиции                                    А.А.Сафаров


Начальник Управления Федеральной службы
безопасности РФ по РТ генерал-майор                            А.П.Гусев


Начальник Управления Федеральной
службы налоговой полиции РФ по РТ
генерал-майор налоговой полиции                       Ш.Х.Давлетгильдеев


Начальник управления исполнения
наказания Министерства юстиции РФ по РТ
полковник внутренней службы                                 Ш.К.Измаелов

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»