Недействующий

Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан
от 14 июня 2002 г. N 332
"Об утверждении Положения о медицинской экспертизе в системе
обязательного медицинского страхования Республики Татарстан"
(с изменениями на 12 декабря 2005 года)

Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:

В соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 21.01.2002 г. N 17 "Об утверждении Программы государственных гарантий оказания гражданам Республики Татарстан бесплатной медицинской помощи на 2002 год" утвердить прилагаемое Положение о медицинской экспертизе в системе обязательного медицинского страхования Республики Татарстан.

Премьер-министр
Республики Татарстан Р.Н.Минниханов

Руководитель Аппарата Кабинета
Министров Республики Татарстан И.Б.Фаттахов

Положение
"О медицинской экспертизе в системе обязательного медицинского
страхования Республики Татарстан
(утверждено постановлением КМ РТ от 14 июня 2002 г. N 332)

Медицинская экспертиза в системе обязательного медицинского страхования является одним из направлений вневедомственного контроля качества медицинской помощи.

1. Общие положения

Понятие вневедомственного контроля качества медицинской помощи в обязательном медицинском страховании предполагает оценку качества медицинской помощи субъектами вневедомственного контроля качества в пределах своей компетенции.

Право на проведение вневедомственного контроля закреплено за субъектами обязательного медицинского страхования Законом Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации", Законом Республики Татарстан "О медицинском страховании граждан Республики Татарстан".

Система вневедомственного контроля качества медицинской помощи обязательного медицинского страхования Республики Татарстан (далее ОМС) создается в соответствии с действующим законодательством в целях защиты прав граждан на получение бесплатной медицинской помощи должного объема и качества по договорам обязательного медицинского страхования.

Настоящее Положение устанавливает единые организационные и методические принципы вневедомственного контроля качества медицинских услуг, предоставляемых гражданам учреждениями здравоохранения независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности в соответствии с договорами обязательного медицинского страхования.

Вневедомственный контроль качества медицинской помощи осуществляется в соответствии с квалификационным уровнем медицинского учреждения, его ресурсными и кадровыми возможностями, используемыми технологиями.

Ответственность за организацию и состояние вневедомственного контроля качества медицинской помощи несут руководители и должностные лица организаций, осуществляющих вневедомственный контроль качества, имеющих право на его проведение в соответствии с должностными инструкциями и действующим законодательством.

3. Основания и порядок проведения вневедомственного контроля
качества медицинской помощи, оказанной по договорам ОМС

Основными причинами назначения вневедомственной медицинской экспертизы в системе ОМС являются:

жалобы пациентов или страхователей на качество и культуру оказания медицинской помощи;

факт неблагоприятного исхода заболевания;

включение в счет-реестр медицинских услуг, не входящих в территориальную программу ОМС;

наличие многочисленных нарушений в оказании медицинской помощи у отдельных специалистов, подразделений, учреждений;

несоответствие проведенного лечения диагнозу заболевания, повлиявшее на стоимость лечения.

Экспертиза качества медицинской помощи проводится непосредственно в медицинском учреждении в присутствии уполномоченного представителя экспертируемого учреждения здравоохранения по затребованной врачом-экспертом первичной медицинской документации и с обеспечением ему условий для осмотра больного. Врач-эксперт не имеет права создавать препятствия для основной деятельности персонала медицинского учреждения в процессе проведения им экспертизы качества медицинской помощи.

Цель экспертизы качества медицинской помощи - экспертиза объемов и качества оказанных медицинских услуг.

Объемы оказанной медицинской помощи должны соответствовать Территориальной программе ОМС. Качество медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования предусматривает ее соответствие федеральным, республиканским и учрежденческим стандартам, протоколам ведения больных, а при их отсутствии - соответствующим клиническим руководствам, которые содержат унифицированный набор и объем диагностических и лечебных мероприятий и нормативы длительности госпитализации больных по статистическим группам.

Качество лечебно-диагностического процесса оценивается по стандарту, включающему в себя основные элементы:

качественный сбор информации о больном (диагностические мероприятия по данной иозологии);

правильную постановку и обоснование диагноза;

качественно выполненные лечебные мероприятия.

По результатам работы в медицинском учреждении врачом-экспертом не позднее 10 дней после получения первичной медицинской документации заполняется акт экспертизы качества медицинской помощи (далее-Акт), содержащий обоснованные экспертные заключения, выводы и рекомендации с указанием специалиста, допустившего нарушение качества медицинской помощи, и направляется в территориальную больничную кассу и медицинское учреждение.

4. Организация взаимодействия субъектов вневедомственного
контроля качества медицинской помощи с учреждениями
здравоохранения, права и обязанности сторон

Для улучшения взаимодействия ведомственной и вневедомственной экспертизы качества медицинской помощи ТБК осуществляют запрос в клинико-экспертную комиссию медицинского учреждения или органа управления здравоохранения о результатах проведения ведомственной экспертизы по поставленным вопросам, оценивают ее результаты, и в случае согласия с ними принимают необходимые решения или соответствующие меры без проведения дополнительной экспертизы.

РБК ежеквартально передают в Министерство здравоохранения Республики Татарстан, а территориальные больничные кассы - в управления здравоохранения городов и отделов здравоохранения районов Министерства здравоохранения Республики Татарстан информацию о качестве медицинской помощи с оценкой специфики лечебно-диагностической и организационной деятельности, анализом причин неудовлетворительных результатов оказания медицинской помощи и предложениями о ее улучшении по согласованным формам.

По результатам вневедомственной экспертизы качества медицинской помощи ТБК представляют в лечебно-профилактические учреждения Акт, который должен быть рассмотрен и подписан главным врачом не позднее 10 рабочих дней со дня получения, после чего ТБК удерживают указанную в Акте сумму.

При несогласии с результатами экспертизы качества медицинской помощи администрация медицинского учреждения обязана не позднее 10 рабочих дней со дня получения Акта подать мотивированный письменный протест в ТБК. В этом случае сторонами назначается согласительная комиссия с равным количеством участников с обеих сторон. Работа согласительной комиссии и ее решения протоколируются. При отсутствии согласия сторон возможно привлечение независимых экспертов. Последней инстанцией досудебного рассмотрения споров является согласительная межведомственная комиссия, организуемая совместным приказом Министерства здравоохранения Республики Татарстан и Республиканской больничной кассы. При отсутствии договоренности сторон на согласительной межведомственной комиссии ТБК осуществляют неполную оплату медицинских услуг. В этом случае лечебно-профилактические учреждения вправе обратиться в арбитражный суд.

5. Порядок оплаты счетов-реестров по результатам
вневедомственной экспертизы

В случае невыполнения медицинским учреждением утвержденной программы ОМС по объему и качеству или условий договора страхования страховая организация вправе частично или полностью не возмещать затрат по оказанию медицинских услуг.

Акт заполняется по форме, утвержденной РБК, и направляется в ТБК, где экономистом в соответствии с выявленными нарушениями определяется сумма финансовых санкций.

Сумма средств территориальной больничной кассы по оплате медицинских услуг, оставшаяся после неполной оплаты счетов-реестров медицинского учреждения по результатам экспертизы качества медицинской помощи, используется в соответствии с Положением о фондах территориальной больничной кассы следующим образом:

70% - направляется на устранение причин неудовлетворительного качества медицинской помощи в конкретном медицинском учреждении (на повышение квалификации персонала, приобретение оборудования и т.д.);

10% - в резерв оплаты медицинских услуг ТБК;

20% - на организацию и проведение экспертизы качества медицинской помощи по обращениям пациентов в ТБК.

Приложение
к Положению о медицинской экспертизе
в системе обязательного медицинского
страхования Республики Татарстан

Перечень
нарушений в оказании медицинской помощи и размеры финансовых
санкций страховщика к медицинскому учреждению, работающему
в системе обязательного медицинского страхования

+------------------------------------------------------------------------+
¦  N   ¦         Перечень нарушений           ¦      Размер санкций      ¦
¦ п/п  ¦    в оказании медицинской помощи     ¦                          ¦
+------+--------------------------------------+--------------------------¦
¦1.    ¦Нарушение прав застрахованных граждан,¦                          ¦
¦      ¦предусмотренных Законом Республики Та-¦                          ¦
¦      ¦тарстан  "О  медицинском   страховании¦                          ¦
¦      ¦граждан Республики Татарстан"         ¦                          ¦
+------+--------------------------------------+--------------------------¦
¦1.1.  ¦Необоснованный отказ в оказании  меди-¦5 минимальных размеров оп-¦
¦      ¦цинской помощи,  в том числе застрахо-¦латы труда,  установленных¦
¦      ¦ванным гражданам, находящимся вне пос-¦Законом Российской Федера-¦
¦      ¦тоянного места жительства, в направле-¦ции                       ¦
¦      ¦нии на госпитализацию,  в госпитализа-¦                          ¦
¦      ¦ции, приведший:                       ¦                          ¦
+------+--------------------------------------+--------------------------¦
¦1.1.1.¦К удлинению сроков (удорожанию)  лече-¦5% стоимости  законченного¦
¦      ¦ния                                   ¦случая лечения            ¦
+------+--------------------------------------+--------------------------¦
¦1.1.2.¦К ухудшению состояния больного и (или)¦10% стоимости законченного¦
¦      ¦к хронизации заболевания              ¦случая лечения            ¦
+------+--------------------------------------+--------------------------¦
¦1.1.3.¦Инвалидизации, летальному исходу      ¦20% стоимости законченного¦
¦      ¦                                      ¦случая лечения            ¦
+------+--------------------------------------+--------------------------¦
¦1.2.  ¦Необоснованный отказ  в  выборе  врача¦2 минимальных размеров оп-¦
¦      ¦или медицинского учреждения           ¦латы труда,  установленных¦
¦      ¦                                      ¦Законом Российской Федера-¦
¦      ¦                                      ¦ции                       ¦
+------+--------------------------------------+--------------------------¦
¦1.3.  ¦Нарушение условий пребывания  пациента¦10% стоимости законченного¦
¦      ¦в  медицинском учреждении,  предусмот-¦случая лечения            ¦
¦      ¦ренных договором на оказание медицинс-¦                          ¦
¦      ¦ких услуг                             ¦                          ¦
+------+--------------------------------------+--------------------------¦
¦1.4.  ¦Нарушение правил транспортировки боль-¦20% стоимости законченного¦
¦      ¦ного                                  ¦случая лечения            ¦
+------+--------------------------------------+--------------------------¦
¦1.5.  ¦Нарушение преемственности  в  оказании¦10% стоимости законченного¦
¦      ¦медицинской помощи                    ¦случая лечения            ¦
+------+--------------------------------------+--------------------------¦
¦1.6.  ¦Отсутствие документально  оформленного¦5% стоимости  законченного¦
¦      ¦информированного  согласия больного на¦случая лечения            ¦
¦      ¦проведение медицинского вмешательства ¦                          ¦
+------+--------------------------------------+--------------------------¦
¦2.    ¦Травмы, отравления,  ожоги  и   другие¦20% стоимости законченного¦
¦      ¦состояния, возникшие в период пребыва-¦случая  лечения,  а  также¦
¦      ¦ния застрахованного в медицинском  уч-¦возмещение расходов  стра-¦
¦      ¦реждении по вине данного учреждения   ¦ховщика  на лечение и про-¦
¦      ¦                                      ¦ведение реабилитации в ЛПУ¦
¦      ¦                                      ¦работающих  в  системе ОМС¦
¦      ¦                                      ¦по выбору страховщика     ¦
+------+--------------------------------------+--------------------------¦
¦3.    ¦Внутрибольничное инфицирование  и  ос-¦20% стоимости законченного¦
¦      ¦ложнения  по вине медицинских работни-¦случая  лечения,  а  также¦
¦      ¦ков                                   ¦возмещение расходов  стра-¦
¦      ¦                                      ¦ховщика  на лечение и про-¦
¦      ¦                                      ¦ведение реабилитации в ЛПУ¦
¦      ¦                                      ¦работающих  в  системе ОМС¦
¦      ¦                                      ¦по выбору страховщика     ¦
+------+--------------------------------------+--------------------------¦
¦4.    ¦Сокрытие случаев внутрибольничного ин-¦20% стоимости законченного¦
¦      ¦фицирования, смерти                   ¦случая лечения            ¦
+------+--------------------------------------+--------------------------¦
¦5.    ¦Нарушения в  проведении  лечебно-диаг-¦                          ¦
¦      ¦ностических мероприятий               ¦                          ¦
+------+--------------------------------------+--------------------------¦
¦5.1.  ¦Неверно или неполно собранный анамнез,¦                          ¦
¦      ¦приведший к:                          ¦                          ¦
+------+--------------------------------------+--------------------------¦
¦5.1.1.¦Постановке необоснованного диагноза   ¦5% стоимости  законченного¦
¦      ¦                                      ¦случая                    ¦
+------+--------------------------------------+--------------------------¦
¦5.1.2.¦Неадекватному лечению                 ¦5% стоимости  законченного¦
¦      ¦                                      ¦случая                    ¦
+------+--------------------------------------+--------------------------¦
¦5.2.  ¦Невыполнение, несвоевременное или  не-¦10% стоимости законченного¦
¦      ¦качественное  выполнение диагностичес-¦случая                    ¦
¦      ¦ких мероприятий                       ¦                          ¦
+------+--------------------------------------+--------------------------¦
¦5.3.  ¦Необоснованный диагноз                ¦20% стоимости законченного¦
¦      ¦                                      ¦случая                    ¦
+------+--------------------------------------+--------------------------¦
¦5.4.  ¦Диагностическая ошибка, приведшая к:  ¦                          ¦
+------+--------------------------------------+--------------------------¦
¦5.4.1.¦Неправильному выбору клинико-статисти-¦5% стоимости  законченного¦
¦      ¦ческой группы                         ¦случая                    ¦
+------+--------------------------------------+--------------------------¦
¦5.4.2.¦Последующему ухудшению состояния боль-¦10% стоимости законченного¦
¦      ¦ного  и (или) удлинению сроков лечения¦случая                    ¦
¦      ¦или к хронизации заболевания          ¦                          ¦
+------+--------------------------------------+--------------------------¦
¦5.4.3.¦Инвалидизации, летальному исходу      ¦20% стоимости законченного¦
¦      ¦                                      ¦случая                    ¦
+------+--------------------------------------+--------------------------¦
¦5.5.  ¦Неверная интерпретация данных клинико-¦5% стоимости  законченного¦
¦      ¦лабораторного обследования            ¦случая                    ¦
+------+--------------------------------------+--------------------------¦
¦5.6.  ¦Невыполнение или  несвоевременное  вы-¦                          ¦
¦      ¦полнение, а также несоблюдение объемов¦                          ¦
¦      ¦и качества лечебных, реабилитационных,¦                          ¦
¦      ¦профилактических мероприятий,  привед-¦                          ¦
¦      ¦шие к:                                ¦                          ¦
+------+--------------------------------------+--------------------------¦
¦5.6.1.¦Ухудшению состояния пациента  и  (или)¦15% стоимости законченного¦
¦      ¦удлинению сроков (удорожанию) лечения,¦случая                    ¦
¦      ¦к хронизации заболевания              ¦                          ¦
+------+--------------------------------------+--------------------------¦
¦5.6.2.¦Инвалидизации, летальному исходу      ¦20% стоимости законченного¦
¦      ¦                                      ¦случая                    ¦
+------+--------------------------------------+--------------------------¦
¦5.6.3.¦Излишним процедурам, манипуляциям, ме-¦5% стоимости  законченного¦
¦      ¦дикаментозному назначению             ¦случая                    ¦
+------+--------------------------------------+--------------------------¦
¦5.7.  ¦Расхождение клинического и  патологоа-¦от 5 до 20%  стоимости за-¦
¦      ¦натомического диагнозов               ¦конченного случая         ¦
+------+--------------------------------------+--------------------------¦
¦5.8.  ¦Преждевременное прекращение    лечения¦15% стоимости законченного¦
¦      ¦без  улучшения  состояния  пациента по¦случая                    ¦
¦      ¦инициативе медицинского учреждения    ¦                          ¦
+------+--------------------------------------+--------------------------¦
¦5.9.  ¦Необоснованная или непрофильная госпи-¦20% стоимости законченного¦
¦      ¦тализация                             ¦случая                    ¦
+------+--------------------------------------+--------------------------¦
¦6.    ¦Нарушения в работе медицинских  учреж-¦                          ¦
¦      ¦дений,  наносящие  экономический ущерб¦                          ¦
¦      ¦страховщику:                          ¦                          ¦
+------+--------------------------------------+--------------------------¦
¦6.1.  ¦Взимание с  застрахованного  платы  за¦5 минимальных размеров оп-¦
¦      ¦услуги,  входящие  в Базовую программу¦латы труда,  установленных¦
¦      ¦обязательного медицинского страхования¦Законом Российской Федера-¦
¦      ¦                                      ¦ции                       ¦
+------+--------------------------------------+--------------------------¦
¦6.2.  ¦Любые способы завышения стоимости  за-¦5 минимальных размеров оп-¦
¦      ¦конченного  случая лечения (неправиль-¦латы труда,  установленных¦
¦      ¦ное определение клинико-статистической¦Законом Российской Федера-¦
¦      ¦группы)                               ¦ции                       ¦
+------+--------------------------------------+--------------------------¦
¦6.2.1.¦Дефекты оформления    счетов-реестров,¦замечание                 ¦
¦      ¦несвоевременное их представление      ¦                          ¦
+------+--------------------------------------+--------------------------¦
¦6.3   ¦Несоответствие оформления    первичной¦10% законченного    случая¦
¦      ¦медицинской  документации существующим¦лечения                   ¦
¦      ¦требованиям                           ¦                          ¦
+------+--------------------------------------+--------------------------¦
¦6.3.1.¦Небрежное оформление  первичной  меди-¦10% законченного    случая¦
¦      ¦цинской  документации,  препятствующее¦лечения                   ¦
¦      ¦проведению экспертизы                 ¦                          ¦
+------+--------------------------------------+--------------------------¦
¦6.3.2.¦Внесение в  медицинскую   документацию¦                          ¦
¦      ¦заведомо недостоверных сведений       ¦                          ¦
+------------------------------------------------------------------------+

Примечание: Врач-эксперт имеет право, выставляя код нарушения качества медицинской помощи, использовать сноску "замечание", в этом случае финансовая санкция к медицинскому учреждению не применяется.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»