В настоящее время в Республике Татарстан сложилась тревожная медико-демографическая ситуация, вызванная падением рождаемости, высоким уровнем общей, материнской и младенческой смертности, снижением коэффициента, заметным сокращением средней продолжительности жизни. В этих условиях особенно актуальное значение приобретают задачи сохранения не только состоявшейся, но и потенциальной человеческой жизни. Ухудшение состояния здоровья женщин, в том числе беременных, привело к значительному снижению качества здоровья новорожденных и детей первого года жизни. Так, вызывает тревогу рост врожденных пороков и аномалий развития, заболеваний перинатального периода, которые являются основными причинами смерти детей на первом году жизни.
Здоровье детей формируется как интегральный показатель сложного взаимодействия социально-экономических, демографических и медико-биологических факторов, важнейшими из которых являются ухудшение экологической обстановки, недостаточное и несбалансированное питание, условия и технология обучения и воспитания детей в школе и семье, стрессовые воздействия, связанные со снижением экономического благополучия семей, социальным напряжением в обществе, распространение вредных привычек (курение, употребление алкогольных напитков, токсикомания), снижение уровня медицинской помощи и т.д.
За последние годы состояние здоровья школьников Республики Татарстан заметно ухудшилось. Увеличилось число хронически больных детей, особенно болезнями нервной системы, органов пищеварения, онкологическими заболеваниями, заболеваниями крови, эндокринной системы, опорно-двигательного аппарата. Осмотр выпускников школ свидетельствует об уменьшении числа здоровых и увеличении числа больных детей.
Вызывают озабоченность показатели физического развития школьников в среднем у 22% девочек и 16% мальчиков отмечается дефицит массы тела. Выявлена низкая обеспеченность организма школьников витаминами: дефицит витамина С наблюдается у 88,6%, витамина А - у 37,9%, витамина В - у 95,8%, витамина D - у 52,2%, фолиевой кислоты - у 79,2% из них. По-прежнему остается острой и болезненной проблема организации школьного питания в республике. В 2000 году охват горячим питанием в городах составил от 50 до 70%, в сельской местности - от 80 до 100%. Не отлажен порядок учета и регистрации детей, нуждающихся в бесплатном питании.
За последние пять лет отмечен рост на 25% общей заболеваемости среди детей, наметилась четкая тенденция роста по всем основным группам болезней у детей, при этом особенно значительным был рост психических расстройств (в 1,7 раза).
Остается высокой численность детей-инвалидов в возрасте до 15 лет включительно, по итогам 2000 года она составила 17876 детей (в 1999 году - 16070 детей).
Несмотря на проводимые в Республике Татарстан мероприятия по улучшению условий жизни, медицинского обслуживания, повышения качества образования детей-инвалидов, остается нерешенным целый комплекс социальных, психолого-педагогических и медицинских проблем. Назрела необходимость решения на республиканском уровне вопросов обеспечения нормальной жизнедеятельности детей-инвалидов и семей, в которых они воспитываются.
Отмечается тенденция роста и такого социально обусловленного заболевания, как туберкулез. В 2000 году активной формой туберкулеза заболели 114 детей в возрасте до 14 лет и 59 детей - с 14 до 18 лет.
Негативное влияние на организм ребенка усиливается за счет несбалансированности режимов умственного труда и отдыха учащихся. В школах с углубленным изучением предметов, лицеях, гимназиях, колледжах учащиеся подвергаются усиленной нагрузке.
Анализ состояния здоровья школьников, условий обучения и воспитания их в образовательных учреждениях показывает, что вся инновационная работа, особенно изменения в содержании образования, требуют четкого и тщательного обоснования и контроля не только за качеством знаний.
Несмотря на ухудшение состояния здоровья детей и подростков, в республике произошло значительное сокращение числа оздоровительных учреждений. Так, с 1996 по 2000 год сеть стационарных учреждений и объектов отдыха и оздоровления сократилась более чем на 30%; загородных лагерей - со 144 до 98, стационарных лагерей труда и отдыха - с 27 до 5, спортивно-оздоровительных лагерей - с 18 до 13.
Необходимо отметить, что продолжается разрушение учебно-материальной базы образования, резко сократились капитальные вложения. Около одной трети образовательных учреждений требуют капитального ремонта или нового строительства вследствие обветшалости. В 2-3 смены работают около 17,6% школ, 50 общеобразовательных школ республики размещается в ветхих зданиях.
Значительный вклад в дело воспитания вносят детские общественные организации. В Татарстане действуют 6 республиканских и более 100 местных детских организаций, которые насчитывают в своих рядах более 200 тыс. детей. Но на сегодняшний день детские общественные организации переживают трудные времена, им отказывают в выделении помещений, отсутствует нормальная материальная база. Необходима реализация конкретных действий, направленных на поддержку и развитие детского движения.
Сократилось также количество подростковых клубов. Так, в середине 90-х годов в республике были закрыты 57 подростковых клубов, резко сократилось количество кружков и секций. Количество детей, занимающихся в ведомственных клубах, уменьшилось в 2 раза.
Одаренные дети еще не стали объектом усиленного внимания государственных органов, творческих союзов, университетов и научных школ. Требуется создание структур поиска и поддержки одаренных детей.
В республике отсутствует банк данных одаренных учащихся. Не проведены исследования, раскрывающие перспективы развития одаренных детей через 10-20 лет, как это принято в практике развитых государств.
В кризисной ситуации находятся техническое творчество, туризм и детский спорт. С каждым годом обостряются проблемы финансирования дополнительного образования детей. Низкий уровень доходов большинства населения ограничивает возможности родителей в оплате дополнительного образования детей, в связи с чем появляется проблема доступности этого вида образования.
Социальное здоровье общества во многом характеризуется отношением к сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Серьезную озабоченность вызывает тот факт, что ежегодно увеличивается количество детей, оставшихся без попечения родителей. В течение 1999/2000 учебного года были выявлены и взяты на учет 1620 детей, оставшихся без попечения родителей.
Количество детей-сирот, переданных в семьи граждан (в 1992 году - 960 детей, в 2000 году - 253) ежегодно растет, а потребность устройства детей на попечение государственных учреждений по-прежнему остается острой.
На фоне падения нравственных устоев особую актуальность в последние годы приобрели социально значимые болезни. Несмотря на принимаемые меры, в республике растет число подростков, употребляющих спиртные напитки и наркотические вещества: только за период с 1996 по 2000 гг. заболеваемость подростков алкоголизмом увеличилась в 1,2%, а число употребляющих наркотики - в 10 раз.
Угрожающий характер приняла распространенность заболеваний, передаваемых половым путем, у подростков: так, за период 1996-2000 гг. заболеваемость сифилисом составила 210 случаев, в т.ч. 39 - это дети до 14 лет, а число больных гонореей - 415, в т.ч. 34 ребенка до 14 лет.
Требуют пристального общественного внимания проблемы, связанные с ростом правонарушений среди школьников. Продолжает оставаться высокой криминальная активность несовершеннолетних жителей республики. В 2000 году в целом по республике зарегистрированы 4056 преступлений, совершенных несовершеннолетними, из них свыше 70% составляют преступления корыстной направленности (кражи, грабежи, разбойные нападения). Продолжает увеличиваться повторная преступность со стороны ранее судимых подростков. На криминогенную ситуацию оказывает влияние резко обострившаяся проблема наркомании. В 2000 году количество преступлений, совершенных в состоянии наркотического опьянения, возросло в целом по республике на 47,4 процента, при этом продолжает оставаться серьезной проблема подросткового пьянства. Каждый восьмой подросток, совершивший преступление, находился в состоянии алкогольного опьянения.
В последние годы, несмотря на некоторое снижение подростковой преступности, наблюдается тенденция ее омоложения. Существующие институты государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений не обеспечивают эффективной профилактики. Медленно развиваются, а порой и сокращаются учреждения досуга и дополнительного образования, социально-реабилитационные учреждения для дезадаптированных детей и другие службы социального обслуживания детей, подростков, семьи.
Не отвечает современным требованиям и нормативно-правовое, научно-методическое и кадровое обеспечение работы по решению проблем детей, их правовой и социальной защиты, профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, их социальной реабилитации.
Предлагаемая Программа является первым шагом в системном решении проблем, ориентированных на повышение уровня жизни детей.