Действующий

О Республиканской программе "Дети Татарстана" на 2002-2004 годы (с изменениями на 16 декабря 2004 г., 31 января 2005 года)

Раздел IV. "Одаренные дети"

1. Нормативное обеспечение

2. Методическое и информационное обеспечение

3. Кадровое обеспечение

4. Поиск, поддержка и развитие одаренных, талантливых детей

5. Укрепление материально-технической базы

Основной разработчик
раздела

Министерство образования Республики Татарстан

Исполнители основных
мероприятий

Министерство образования Республики Татарстан;
Министерство культуры Республики Татарстан;
Министерство по делам молодежи и спорту Республи-
ки Татарстан

Общий объем финанси-
рования мероприятий
раздела

12205 тыс.рублей, в том числе из средств респуб-
ликанского бюджета Республики Татарстан - 12205
тыс.рублей".  

Координация работы по
реализации мероприя-
тий раздела

Министерство образования Республики Татарстан

Контроль за исполне-
нием мероприятий раз-
дела

Кабинет Министров Республики Татарстан


Содержание проблемы: Развитие и воспитание одаренных и талантливых детей решает насущную задачу формирования творческого потенциала общества, обеспечивает возможности интенсивного социального и научно-технического прогресса, дальнейшего развития науки и культуры, всех областей производства и социальной жизни. На сегодняшний день накоплен определенный положительный опыт работы с одаренной молодежью, требующий научного обобщения и распространения.

В течение многих лет одаренность у учащихся выявляется и оценивается на различного рода олимпиадах, конкурсах, фестивалях, турнирах, конференциях, выставках, в летних лагерях, способствующих повышению социального статуса знаний. Дифференцированное обучение используется в школах с углубленным изучением ряда предметов, лицеях, гимназиях.

Вместе с тем следует отметить, что современное дошкольное и школьное обучение ориентировано на среднего ученика, а профессиональное и вузовское - на среднего студента и среднего специалиста. А работа, направленная на реализацию творческого потенциала каждой личности, часто носит бессистемный характер, проводится без опоры на фундаментальные психологические, социологические исследования по данному вопросу. В республике отсутствует банк данных одаренных учащихся. Не проведены исследования, раскрывающие перспективы развития одаренных детей через 10-20 лет, как это принято в практике развитых государств. Органы образования к работе с одаренными учащимися недостаточно активно привлекают представителей творческих союзов: писателей, художников, музыкантов, творческую интеллигенцию. Не отслеживается судьба выпускников специализированных школ.

Не во всех вузах и научных учреждениях найдены формы стимулирования деятельности преподавателей и научных сотрудников, работающих с талантливой молодежью.

Анализ состояния образования в республике, практика раннего выявления одаренности детей и учащихся свидетельствуют о необходимости координации и целенаправленности работы всех образовательных учреждений по выявлению, оказанию психологической помощи и развитию одаренных и талантливых детей и подростков. Проведение научных исследований и использование их результатов в системе дифференцированного обучения позволят более успешно решать проблему развития одаренных и талантливых детей и молодежи не путем стихийного отбора, а на основе современных знаний о природе одаренности, разработки психологических средств стимулирования и помощи одаренным и талантливым детям.

Задачи:

создание оптимальных условий для развития и реализации потенциальных способностей одаренных детей;

упорядочение и укрепление сети инновационных образовательных учреждений, повышение их эффективности; создание экспериментальных площадок для работы с одаренными детьми.

Ожидаемые результаты:

увеличение числа одаренных детей, которым оказывается государственная поддержка;

совершенствование системы работы с одаренными детьми, создание условий для ее устойчивого существования;

повышение качества подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов, работающих с одаренными детьми;

     расширение сети инновационных учреждений, работающих с одаренными детьми.