1. Предупреждение социального сиротства
2. Совершенствование системы социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
3. Научно-методическое обеспечение
4. Кадровое обеспечение системы воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
5. Информационное обеспечение
Основной разработчик | Министерство образования Республики Татарстан |
Исполнители основных | Министерство образования Республики Татарстан; |
Общий объем финансирования мероприятий раздела | 12185 тыс.рублей, в том числе из средств рес- |
Координация работы по | Министерство образования Республики Татарстан |
Контроль за исполнением | Кабинет Министров Республики Татарстан |
Состояние проблемы. Необходимость разработки подпрограммы обусловлена постоянным ростом числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ежегодно в республике выявляются более 1500 несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей.
В последние годы обострилась проблема социального сиротства. Основными причинами увеличения количества детей-сирот при живых родителях являются падение социального престижа семьи, ее материальные и жилищные трудности, рост внебрачной рождаемости и количества родителей, ведущих асоциальный образ жизни. В детских домах, школах-интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитываются около 90% социальных сирот. В 1990 г. количество детей, родители которых лишены родительских прав (права ограничены), было всего лишь 114, в 2000 году их количество составило 948, или 58,5% от общего количества выявленных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Несмотря на предпринимаемые усилия по устройству детей-сирот в семьи, в 2000 г. только 253 ребенка были усыновлены посторонними гражданами, из них в семьи иностранных граждан переданы лишь 29 человек, или 11,5%, под опеку (попечительство), в приемные семьи были устроены 75,9% детей), увеличивается число несовершеннолетних, устроенных в детские дома и школы-интернаты в 1998 г. - 386 чел., в 2000 г. - 400 человек.
Остро стоят проблемы постинтернатной адаптации выпускников детских домов, выбора сферы профессиональной деятельности, оптимально соответствующей личностным особенностям и запросам рынка труда. Слабо решаются вопросы трудоустройства выпускников детских домов и школ-интертанов для детей-сирот.
Воспитанники детских домов и школ-интернатов, подопечные дети и их опекуны испытывают потребность в медицинской и психологической поддержке. Около 60% воспитанников детских домов и школ-интернатов с различными заболеваниями находятся на диспансерном учете.
В последние годы резко снизился уровень материально-технического обеспечения учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе технологическим и физиотерапевтическим оборудованием, спортивным инвентарем, школьной и бытовой мебелью. Стареет и изнашивается оборудование мастерских (швейных, столярных, слесарных), не хватает автотранспорта и сельскохозяйственной техники для работы в подсобных хозяйствах.
Рост числа детей, нуждающихся в государственной опеке, требует экстренной поддержки и развития сети учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, укрепления материально-технической базы этих учреждений, совершенствования нормативно-правового обеспечения охраны и защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, создания психолого-педагогических служб помощи семьям с детьми.
Принятие подпрограммы "Дети-сироты" позволит на республиканском уровне комплексно осуществить систему мер, направленных на формирование и реализацию государственной политики в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечить их социальную защищенность, профессиональную подготовку, трудоустройство и полноценную интеграцию в общество.
Задачи:
создание условий для предупреждения сиротства, формирование системы дифференцированной помощи семьям с детьми, нуждающимся в дополнительной социальной поддержке;
совершенствование системы социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, квотирование рабочих мест для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
создание научно-методической базы социальной защиты детства, разработка новых подходов к организации режимов жизнедеятельности в интернатных учреждениях для детей-сирот, создание новых моделей и типов учреждений для таких категорий детей;
совершенствование системы подбора кадров в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, улучшение подготовки и переподготовки специалистов для работы в них;
расширение правовых гарантий, защита имущественных, жилищных и других интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
укрепление материально-технической базы учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
обеспечение координации действий государственных органов, общественных фондов, отечественных и зарубежных неправительственных организаций, коммерческих структур по профилактике социального сиротства, оказанию реальной помощи и поддержки в социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Ожидаемые результаты:
улучшение физического и психического здоровья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
создание необходимых условий социализации воспитанников детских домов, школ-интернатов, подготовки их к самостоятельной жизни и полноценной интеграции в общество;
укрепление материально-технической базы учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.