Действующий

О Республиканской программе "Дети Татарстана" на 2002-2004 годы (с изменениями на 16 декабря 2004 г., 31 января 2005 года)

Раздел VIII. "Дети-сироты"

1. Предупреждение социального сиротства

2. Совершенствование системы социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

3. Научно-методическое обеспечение

4. Кадровое обеспечение системы воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

5. Информационное обеспечение

Основной разработчик
раздела

Министерство образования Республики Татарстан

Исполнители основных
мероприятий

Министерство образования Республики Татарстан;
Министерство здравоохранения Республики Татарстан;
Министерство по делам молодежи и спорту Республики Татарстан;

Общий объем финансирования мероприятий раздела

12185 тыс.рублей, в том числе из средств рес-
публиканского бюджета Республики Татарстан -
12185 тыс.рублей"

Координация работы по
реализации мероприятий
раздела

Министерство образования Республики Татарстан

Контроль за исполнением
мероприятий раздела

Кабинет Министров Республики Татарстан


Состояние проблемы. Необходимость разработки подпрограммы обусловлена постоянным ростом числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ежегодно в республике выявляются более 1500 несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей.

В последние годы обострилась проблема социального сиротства. Основными причинами увеличения количества детей-сирот при живых родителях являются падение социального престижа семьи, ее материальные и жилищные трудности, рост внебрачной рождаемости и количества родителей, ведущих асоциальный образ жизни. В детских домах, школах-интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитываются около 90% социальных сирот. В 1990 г. количество детей, родители которых лишены родительских прав (права ограничены), было всего лишь 114, в 2000 году их количество составило 948, или 58,5% от общего количества выявленных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Несмотря на предпринимаемые усилия по устройству детей-сирот в семьи, в 2000 г. только 253 ребенка были усыновлены посторонними гражданами, из них в семьи иностранных граждан переданы лишь 29 человек, или 11,5%, под опеку (попечительство), в приемные семьи были устроены 75,9% детей), увеличивается число несовершеннолетних, устроенных в детские дома и школы-интернаты в 1998 г. - 386 чел., в 2000 г. - 400 человек.

Остро стоят проблемы постинтернатной адаптации выпускников детских домов, выбора сферы профессиональной деятельности, оптимально соответствующей личностным особенностям и запросам рынка труда. Слабо решаются вопросы трудоустройства выпускников детских домов и школ-интертанов для детей-сирот.

Воспитанники детских домов и школ-интернатов, подопечные дети и их опекуны испытывают потребность в медицинской и психологической поддержке. Около 60% воспитанников детских домов и школ-интернатов с различными заболеваниями находятся на диспансерном учете.

В последние годы резко снизился уровень материально-технического обеспечения учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе технологическим и физиотерапевтическим оборудованием, спортивным инвентарем, школьной и бытовой мебелью. Стареет и изнашивается оборудование мастерских (швейных, столярных, слесарных), не хватает автотранспорта и сельскохозяйственной техники для работы в подсобных хозяйствах.

Рост числа детей, нуждающихся в государственной опеке, требует экстренной поддержки и развития сети учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, укрепления материально-технической базы этих учреждений, совершенствования нормативно-правового обеспечения охраны и защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, создания психолого-педагогических служб помощи семьям с детьми.

Принятие подпрограммы "Дети-сироты" позволит на республиканском уровне комплексно осуществить систему мер, направленных на формирование и реализацию государственной политики в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечить их социальную защищенность, профессиональную подготовку, трудоустройство и полноценную интеграцию в общество.

Задачи:  

создание условий для предупреждения сиротства, формирование системы дифференцированной помощи семьям с детьми, нуждающимся в дополнительной социальной поддержке;

совершенствование системы социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, квотирование рабочих мест для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

создание научно-методической базы социальной защиты детства, разработка новых подходов к организации режимов жизнедеятельности в интернатных учреждениях для детей-сирот, создание новых моделей и типов учреждений для таких категорий детей;

совершенствование системы подбора кадров в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, улучшение подготовки и переподготовки специалистов для работы в них;

расширение правовых гарантий, защита имущественных, жилищных и других интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

укрепление материально-технической базы учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

обеспечение координации действий государственных органов, общественных фондов, отечественных и зарубежных неправительственных организаций, коммерческих структур по профилактике социального сиротства, оказанию реальной помощи и поддержки в социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Ожидаемые результаты:

улучшение физического и психического здоровья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

создание необходимых условий социализации воспитанников детских домов, школ-интернатов, подготовки их к самостоятельной жизни и полноценной интеграции в общество;

укрепление материально-технической базы учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.