Действующий

О Республиканской программе "Дети Татарстана" на 2002-2004 годы (с изменениями на 16 декабря 2004 г., 31 января 2005 года)

Раздел VII. "Организация работы среди детей и подростков
по месту жительства"

1. Нормативно-правовое обеспечение

2. Научно-исследовательское обеспечение

3. Кадровое обеспечение

4. Методическое и информационное обеспечение

5. Организационное обеспечение

6. Материально-техническое и финансовое обеспечение

Основной разработчик
раздела

Министерство по делам молодежи и спорту Рес-
публики Татарстан:

Исполнители основных ме-
роприятий

Министерство по делам молодежи и спорту Рес-
публики Татарстан;
Министерство внутренних дел Республики Татарс-
стан;
Министерство образования Республики Татарстан;
Министерство социальной защиты Республики Та-
тарстан;
Министерство юстиции Республики Татарстан;
Министерство здравоохранения Республики Та-
тарстан;
Центр экономических и социальных исследований
при Кабинете Министров Республики Татарстан;
Государственная налоговая инспекция Республики
Татарстан

Общий объем финансирова-
ния мероприятий раздела

87807 тыс.рублей, в т.ч. из средств республи-
канского бюджета Республики Татарстан - 28235
тыс.рублей;
местных бюджетов- 58972 тыс.рублей;
внебюджетных источников - 600 тыс.рублей

Координация работы по
реализации мероприятий
раздела

Министерство по делам молодежи и спорту Рес-
публики Татарстан

Контроль за исполнением
мероприятий раздела

Кабинет Министров Республики Татарстан

Содержание проблемы. Среди причин социального неблагополучия несовершеннолетних одно из существенных мест занимает проблема семейного неблагополучия, связанного с распадом семей, уклонением родителей от воспитания детей и жестоким обращением с ними. Атмосфера жестокости, дефицит нравственности и культуры в семье крайне негативно сказываются на поведении подростков и являются одними из причин их ранней криминализации.

В числе первоочередных мер, без которых невозможно развитие социальной поддержки семьи, детей и молодежи, необходимо выделить дальнейшее развитие в районах и городах республики оптимальной сети учреждений социального обслуживания семьи, детей и молодежи, в том числе и центров социальной помощи семье и детям. Опыт работы социальных служб республики показывает, что оптимальная комплексная сеть учреждений способствует снижению социальной напряженности в обществе; созданию условий для оказания помощи семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию; созданию действенного механизма защиты прав и интересов детей и подростков, оставшихся без попечения родителей, безнадзорных детей, а также профилактики правонарушений среди несовершеннолетних.

Ежегодно растет количество правонарушений, совершаемых детьми и подростками. Так, в 2000 году по сравнению с 1999 годом на 9,2% выросло количество правонарушений, совершенных детьми и подростками. Почти каждое третье правонарушение совершается неработающими и необучающимися подростками. Значительная часть подростков совершает общественно опасные деяния до достижения возраста уголовной ответственности. Практически нерешенной остается проблема предупреждения правонарушений несовершеннолетних, имеющих аномалии в психике, они составляют до 30% от числа всех правонарушителей.

Существующие институты государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних зачастую действуют разрозненно и неэффективно. Сокращается количество учреждений досуга и дополнительного образования, медленно развиваются социально-реабилитационные учреждения для дезадаптированных детей и другие службы социального обслуживания детей, подростков, семьи.

Не отвечает современным требованиям нормативно-правовое, научно-методическое и кадровое обеспечение по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, их социальной реабилитации.

Решение этих проблем на республиканском уровне требует программно-целевого подхода.

Задачи:

реализация мер по повышению эффективности функционирования и координации деятельности учреждений дополнительного образования по месту жительства, а также государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений детей и подростков;

обеспечение исследований проблем (теории и методики) процесса профилактики безнадзорности и правонарушении детей и подростков по месту жительства;

совершенствование подготовки и повышения квалификации кадров системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, работающий в учреждениях для детей и подростков по месту жительства.

Ожидаемые результаты:

создание комплексной системы социальной профилактики безнадзорности и правонарушений детей и подростков по месту жительства;

снижение уровня социально-негативных явлений среди детей и подростков по месту жительства.