Действующий

О Республиканской программе "Дети Татарстана" на 2002-2004 годы (с изменениями на 16 декабря 2004 г., 31 января 2005 года)

Раздел III. "Организация оздоровления, отдыха,
занятости детей и подростков"

1. Научно-правовое обеспечение организации оздоровления, отдыха, занятости детей и подростков

2. Научно-методическое обеспечение организации оздоровления, отдыха, занятости детей и подростков

3. Кадровое обеспечение организации оздоровления, отдыха, занятости детей и подростков

4. Организационное обеспечение оздоровления, отыха, занятости детей и подростков

5. Материально-техническое обеспечение организации оздоровления, отдыха, занятости детей и подростков

Основной разработчик
раздела

Министерство по делам молодежи и спорту Республики
Татарстан

Исполнители основных
мероприятий

Министерство по делам молодежи и спорту Республики
Татарстан;
Министерство здравоохранения Республики Татарстан;
Министерство социальной защиты Республики Татарс-
тан;
Министерство труда и занятости Республики Татарс-
тан

Общий объем финанси-
рования мероприятий
раздела

505879,3 тыс.рублей, в т.ч. из средств республи-
канского бюджета Республики Татарстан - 199346,15
тыс.рублей;
местных бюджетов - 49340,02 тыс.рублей

Координация работы
по реализации меро-
приятий раздела

Министерство по делам молодежи и спорту Республики
Татарстан

Контроль за исполне-
нием мероприятий
раздела

Кабинет Министров Республики Татарстан


Состояние проблемы. Одной из социально-важных проблем является охрана здоровья населения и профилактика заболеваемости.

Неблагоприятная демографическая ситуация усугубляется все ухудшающимися показателями здоровья населения, особенно детей и подростков. Численность детей-инвалидов в возрасте до 16 лет, получающих социальные пенсии, с 1996 по 2000 годы выросла с 11932 до 17876 человек.

Сохраняется тревожная тенденция ежегодного сокращения числа здоровых детей во всех возрастных группах и увеличивается количество детей, имеющих хронические заболевания. За последние три года численность заболеваниями крови у детей выросла на 15,8%, с заболеваниями органов системы кровообращения на 31,1%, органов мочеотделения - на 26,1%, органов пищеварения на 30%. Особую тревогу вызывает рост числа детей с психическими отклонениями.

Большую роль в укреплении здоровья детей и подростков играет физическая подготовка, спорт. По данным Министерства по делам молодежи и спорту Республики Татарстан, в 2000 году в 176 физкультурно-спортивных клубах и детско-юношеских клубах физической подготовки занимались 56 тыс. детей и подростков. В 132 детско-юношеских спортивных школах занимаются около 94 тыс.человек. Вместе с тем, привлечение к занятиям физкультурой и спортом более широкого круга детей и подростков, превращение его в массовый спорт требует совместных усилий государственных и общественных организаций в части популяризации здорового образа жизни, физической культуры и спорта среди детей и подростков, а также сохранения и развития детских и подростковых спортивных клубов, любительских объединений и организаций по месту жительства.

Одним из способов поддержания здоровья населения и профилактики заболеваемости, кроме учреждений здравоохранения, является система учреждений отдыха и оздоровления, которая до 1992 года находилась в ведении профсоюзов.

Разветвленная сеть подобных парамедицинских учреждений различного профиля и назначения создавалась в республике в течение десятков лет. К ним относятся санатории, дома и базы отдыха, санатории-профилактории, разные виды лагерей для детей и подростков. Все они предназначены для отдыха и оздоровления в период отпуска или летних каникул, для проведения восстановительного лечения после перенесенных болезней.

Несмотря на ухудшение состояния здоровья детей и подростков, в республике произошло значительное сокращение числа оздоровительных лагерей. Так, с 1996 по 2000 год сеть стационарных учреждений и объектов отдыха и оздоровления сократилась более чем на 30%, загородных лагерей - со 144 до 98, стационарных лагерей труда и отдыха - с 27 до 5, спортивно-оздоровительных лагерей - с 18 до 13.

Фактором, оказавшим негативное влияние на состояние здоровья детей и подростков, стало ухудшение медицинского обслуживания. Снижение объема бюджетного финансирования системы здравоохранения привело к сокращению профилактических осмотров детей и подростков, уменьшению числа санаториев и других оздоровительных учреждений. Следует сказать, что уменьшение из года в год числа здоровых детей и подростков (т.е., ухудшение генофонда республики) связано и с системой образования. Более 20% детей занимаются в школах в три смены, сократилось количество детей и подростков, занимающихся физкультурой и спортом, уменьшилось из-за сокращения финансирования этой работы.

Для преодоления кризисных явлений в сфере организации оздоровления, отдыха, занятости детей и подростков необходимо определить перечень социальных услуг, достаточных для укрепления здоровья детей и подростков, и установить уровень государственных гарантий, направленных на сохранение и развитие сети оздоровительно-досуговых учреждений.

Задачи:

координация работы министерств, ведомств и предприятий по организации оздоровления, отдыха и занятости детей и подростков;

создание условий, обеспечивающих охрану, отдых и укрепление здоровья детей и подростков;

информационно-методическое обеспечение детских оздоровительных учреждений;

подготовка и повышение квалификации кадров детских оздоровительных учреждений.

Ожидаемые результаты:

сохранение и развитие сети детских оздоровительных учреждений в Республике Татарстан;

обеспечение полноценным отдыхом детей и подростков;

приобщение к занятиям спортом, здоровому образу жизни детей и подростков;

укрепление общего физического состояния детей.