1. Научно-правовое обеспечение организации оздоровления, отдыха, занятости детей и подростков
2. Научно-методическое обеспечение организации оздоровления, отдыха, занятости детей и подростков
3. Кадровое обеспечение организации оздоровления, отдыха, занятости детей и подростков
4. Организационное обеспечение оздоровления, отыха, занятости детей и подростков
5. Материально-техническое обеспечение организации оздоровления, отдыха, занятости детей и подростков
Основной разработчик | Министерство по делам молодежи и спорту Республики |
Исполнители основных | Министерство по делам молодежи и спорту Республики |
Общий объем финанси- | 505879,3 тыс.рублей, в т.ч. из средств республи- |
Координация работы | Министерство по делам молодежи и спорту Республики |
Контроль за исполне- | Кабинет Министров Республики Татарстан |
Состояние проблемы. Одной из социально-важных проблем является охрана здоровья населения и профилактика заболеваемости.
Неблагоприятная демографическая ситуация усугубляется все ухудшающимися показателями здоровья населения, особенно детей и подростков. Численность детей-инвалидов в возрасте до 16 лет, получающих социальные пенсии, с 1996 по 2000 годы выросла с 11932 до 17876 человек.
Сохраняется тревожная тенденция ежегодного сокращения числа здоровых детей во всех возрастных группах и увеличивается количество детей, имеющих хронические заболевания. За последние три года численность заболеваниями крови у детей выросла на 15,8%, с заболеваниями органов системы кровообращения на 31,1%, органов мочеотделения - на 26,1%, органов пищеварения на 30%. Особую тревогу вызывает рост числа детей с психическими отклонениями.
Большую роль в укреплении здоровья детей и подростков играет физическая подготовка, спорт. По данным Министерства по делам молодежи и спорту Республики Татарстан, в 2000 году в 176 физкультурно-спортивных клубах и детско-юношеских клубах физической подготовки занимались 56 тыс. детей и подростков. В 132 детско-юношеских спортивных школах занимаются около 94 тыс.человек. Вместе с тем, привлечение к занятиям физкультурой и спортом более широкого круга детей и подростков, превращение его в массовый спорт требует совместных усилий государственных и общественных организаций в части популяризации здорового образа жизни, физической культуры и спорта среди детей и подростков, а также сохранения и развития детских и подростковых спортивных клубов, любительских объединений и организаций по месту жительства.
Одним из способов поддержания здоровья населения и профилактики заболеваемости, кроме учреждений здравоохранения, является система учреждений отдыха и оздоровления, которая до 1992 года находилась в ведении профсоюзов.
Разветвленная сеть подобных парамедицинских учреждений различного профиля и назначения создавалась в республике в течение десятков лет. К ним относятся санатории, дома и базы отдыха, санатории-профилактории, разные виды лагерей для детей и подростков. Все они предназначены для отдыха и оздоровления в период отпуска или летних каникул, для проведения восстановительного лечения после перенесенных болезней.
Несмотря на ухудшение состояния здоровья детей и подростков, в республике произошло значительное сокращение числа оздоровительных лагерей. Так, с 1996 по 2000 год сеть стационарных учреждений и объектов отдыха и оздоровления сократилась более чем на 30%, загородных лагерей - со 144 до 98, стационарных лагерей труда и отдыха - с 27 до 5, спортивно-оздоровительных лагерей - с 18 до 13.
Фактором, оказавшим негативное влияние на состояние здоровья детей и подростков, стало ухудшение медицинского обслуживания. Снижение объема бюджетного финансирования системы здравоохранения привело к сокращению профилактических осмотров детей и подростков, уменьшению числа санаториев и других оздоровительных учреждений. Следует сказать, что уменьшение из года в год числа здоровых детей и подростков (т.е., ухудшение генофонда республики) связано и с системой образования. Более 20% детей занимаются в школах в три смены, сократилось количество детей и подростков, занимающихся физкультурой и спортом, уменьшилось из-за сокращения финансирования этой работы.
Для преодоления кризисных явлений в сфере организации оздоровления, отдыха, занятости детей и подростков необходимо определить перечень социальных услуг, достаточных для укрепления здоровья детей и подростков, и установить уровень государственных гарантий, направленных на сохранение и развитие сети оздоровительно-досуговых учреждений.
Задачи:
координация работы министерств, ведомств и предприятий по организации оздоровления, отдыха и занятости детей и подростков;
создание условий, обеспечивающих охрану, отдых и укрепление здоровья детей и подростков;
информационно-методическое обеспечение детских оздоровительных учреждений;
подготовка и повышение квалификации кадров детских оздоровительных учреждений.
Ожидаемые результаты:
сохранение и развитие сети детских оздоровительных учреждений в Республике Татарстан;
обеспечение полноценным отдыхом детей и подростков;
приобщение к занятиям спортом, здоровому образу жизни детей и подростков;
укрепление общего физического состояния детей.