Действующий

О Республиканской программе "Дети Татарстана" на 2002-2004 годы (с изменениями на 16 декабря 2004 г., 31 января 2005 года)

Перечень мероприятий раздела "Одаренные дети"

+--------------------------------------------------------------------------------------+
¦ N  ¦    Содержание работ     ¦Срок  ¦      Исполнители       ¦Объем  и  источники фи-¦
¦    ¦                         ¦испол-¦                        ¦нансирования   (в  тыс.¦
¦    ¦                         ¦нения ¦                        ¦рублей)                ¦
¦    ¦                         ¦      ¦                        +-----------------------¦
¦    ¦                         ¦      ¦                        ¦Всего¦   в том числе   ¦
¦    ¦                         ¦      ¦                        ¦     ¦    по годам     ¦
¦    ¦                         ¦      ¦                        ¦     +-----------------¦
¦    ¦                         ¦      ¦                        ¦     ¦  в  ¦  в  ¦  в  ¦
¦    ¦                         ¦      ¦                        ¦     ¦2002 ¦2003 ¦2004 ¦
¦    ¦                         ¦      ¦                        ¦     ¦ г.  ¦ г.  ¦ г.  ¦
+--------------------------------------------------------------------------------------¦
¦                            1. Нормативное обеспечение                               ¦
+--------------------------------------------------------------------------------------¦
¦1.1 ¦Разработка      норматив-¦2002- ¦                        ¦                       ¦
¦    ¦но-правовых документов:  ¦2004  ¦                        ¦                       ¦
¦    ¦положение о      конкурсе¦гг.   ¦Министерство образования¦за счет средств текуще-¦
¦    ¦"Ученик года" ("Гимназист¦      ¦Республики Татарстан    ¦го финансирования      ¦
¦    ¦года", "Лицеист года");  ¦      ¦                        ¦                       ¦
+----+-------------------------+------+------------------------+-----------------------¦
¦    ¦положение о научных  кон-¦      ¦Министерство образования¦за счет средств текуще-¦
¦    ¦ференциях  старшеклассни-¦      ¦Республики    Татарстан,¦го финансирования      ¦
¦    ¦ков;                     ¦      ¦Министерство  по   делам¦                       ¦
¦    ¦                         ¦      ¦молодежи  и  спорту Рес-¦                       ¦
¦    ¦                         ¦      ¦публики Татарстан       ¦                       ¦
+----+-------------------------+------+------------------------+-----------------------¦
¦    ¦положение о конкурсе уча-¦      ¦Министерство образования¦за счет средств текуще-¦
¦    ¦щихся-изобретателей;     ¦      ¦Республики    Татарстан,¦го финансирования      ¦
¦    ¦                         ¦      ¦Министерство  по   делам¦                       ¦
¦    ¦                         ¦      ¦молодежи  и  спорту Рес-¦                       ¦
¦    ¦                         ¦      ¦публики Татарстан       ¦                       ¦
+----+-------------------------+------+------------------------+-----------------------¦
¦    ¦положение о     конкурсах¦      ¦Министерство образования¦за счет средств текуще-¦
¦    ¦профессионального    мас-¦      ¦Республики    Татарстан,¦го финансирования      ¦
¦    ¦терства учащихся учрежде-¦      ¦Министерство  по   делам¦                       ¦
¦    ¦ний начального профессио-¦      ¦молодежи  и  спорту Рес-¦                       ¦
¦    ¦нального образования     ¦      ¦публики Татарстан       ¦                       ¦
+----+-------------------------+------+------------------------+-----------------------¦
¦1.2 ¦Создание банка  данных  о¦2002- ¦Министерство образования¦за счет средств текуще-¦
¦    ¦технологиях работы с ода-¦2004  ¦Республики    Татарстан,¦го финансирования      ¦
¦    ¦ренными  и   талантливыми¦гг.   ¦Министерство  по   делам¦                       ¦
¦    ¦детьми                   ¦      ¦молодежи  и  спорту Рес-¦                       ¦
¦    ¦                         ¦      ¦публики Татарстан       ¦                       ¦
+----+-------------------------+------+------------------------+-----------------------¦
¦1.3 ¦Подготовить проекты  пос-¦2002- ¦Министерство образования¦за счет средств текуще-¦
¦    ¦тановлений  Кабинета  Ми-¦2004  ¦Республики    Татарстан,¦го финансирования      ¦
¦    ¦нистров  Республики   Та-¦гг.   ¦Министерство  по   делам¦                       ¦
¦    ¦тарстан  о стипендии ода-¦      ¦молодежи  и  спорту Рес-¦                       ¦
¦    ¦ренным школьникам        ¦      ¦публики Татарстан       ¦                       ¦
+----+-------------------------+------+------------------------+-----------------------¦
¦1.4 ¦Разработать     программу¦2002- ¦Министерство образования¦за счет средств текуще-¦
¦    ¦развития  дополнительного¦2004  ¦Республики    Татарстан,¦го финансирования      ¦
¦    ¦образования в  Республике¦гг.   ¦Министерство  по   делам¦                       ¦
¦    ¦Татарстан                ¦      ¦молодежи  и  спорту Рес-¦                       ¦
¦    ¦                         ¦      ¦публики Татарстан       ¦                       ¦
+--------------------------------------------------------------------------------------¦
¦                     2. Методическое и информационное обеспечение                    ¦
+--------------------------------------------------------------------------------------¦
¦2.1 ¦Создание районных    (го-¦2002- ¦Министерство образования¦за счет средств текуще-¦
¦    ¦родских), республиканско-¦2004  ¦Республики    Татарстан,¦го финансирования      ¦
¦    ¦го банка данных  об  ода-¦гг.   ¦Министерство  по   делам¦                       ¦
¦    ¦ренных детях             ¦      ¦молодежи  и  спорту Рес-¦                       ¦
¦    ¦                         ¦      ¦публики  Татарстан,  Ми-¦                       ¦
¦    ¦                         ¦      ¦нистерство культуры Рес-¦                       ¦
¦    ¦                         ¦      ¦публики Татарстан, адми-¦                       ¦
¦    ¦                         ¦      ¦нистрации  городов и ра-¦                       ¦
¦    ¦                         ¦      ¦йонов Республики Татарс-¦                       ¦
¦    ¦                         ¦      ¦тан                     ¦                       ¦
+----+-------------------------+------+------------------------+-----------------------¦
¦2.2 ¦Проведение конкурса   ав-¦2002- ¦Министерство образования¦  150¦  50 ¦  50 ¦   50¦
¦    ¦торских  методик по выяв-¦2004  ¦Республики    Татарстан,¦     ¦     ¦     ¦     ¦
¦    ¦лению и развитию  одарен-¦гг.   ¦Министерство    культуры¦     ¦     ¦     ¦     ¦
¦    ¦ности детей              ¦      ¦Республики Татарстан    ¦     ¦     ¦     ¦     ¦
+----+-------------------------+------+------------------------+-----------------------¦
¦2.3 ¦Издание сборников:  "Луч-¦2002- ¦Министерство образования¦за счет средств текуще-¦
¦    ¦шие  сочинения  выпускни-¦2004  ¦Республики Татарстан    ¦го финансирования      ¦
¦    ¦ков-медалистов",         ¦гг.   ¦                        ¦                       ¦
¦    ¦"Творчество юных"        ¦      ¦                        ¦                       ¦
+----+-------------------------+------+------------------------+-----------------------¦
¦2.4 ¦Развитие новых    моделей¦2002- ¦Министерство    культуры¦за счет средств текуще-¦
¦    ¦детских школ искусств    ¦2004  ¦Республики    Татарстан,¦го финансирования      ¦
¦    ¦                         ¦гг.   ¦Министерство образования¦                       ¦
¦    ¦                         ¦      ¦Республики Татарстан    ¦                       ¦
+--------------------------------------------------------------------------------------¦
¦                               3. Кадровое обеспечение                               ¦
+--------------------------------------------------------------------------------------¦
¦3.1 ¦Проведение     семинаров,¦2002- ¦Министерство образования¦за счет средств текуще-¦
¦    ¦курсов учителей, классных¦2004  ¦Республики    Татарстан,¦го финансирования      ¦
¦    ¦руководителей, воспитате-¦гг.   ¦Министерство  по   делам¦                       ¦
¦    ¦лей  образовательных  уч-¦      ¦молодежи  и  спорту Рес-¦                       ¦
¦    ¦реждений,  педагогов  уч-¦      ¦публики Татарстан       ¦                       ¦
¦    ¦реждений  дополнительного¦      ¦                        ¦                       ¦
¦    ¦образования по подготовке¦      ¦                        ¦                       ¦
¦    ¦их  к работе с одаренными¦      ¦                        ¦                       ¦
¦    ¦детьми                   ¦      ¦                        ¦                       ¦
+----+-------------------------+------+------------------------+-----------------------¦
¦3.2 ¦Разработка и  введение  в¦2002- ¦Министерство образования¦за счет средств текуще-¦
¦    ¦педагогических   училищах¦2004  ¦Республики Татарстан    ¦го финансирования      ¦
¦    ¦программы факультативов и¦гг.   ¦                        ¦                       ¦
¦    ¦спецкурсов  по  работе  с¦      ¦                        ¦                       ¦
¦    ¦одаренными и талантливыми¦      ¦                        ¦                       ¦
¦    ¦детьми                   ¦      ¦                        ¦                       ¦
+----+-------------------------+------+------------------------+-----------------------¦
¦3.3 ¦Проведение  республиканс-¦2002.,¦Министерство образования¦     ¦     ¦     ¦     ¦
¦    ¦ких конкурсов:           ¦2004  ¦Республики    Татарстан,¦     ¦     ¦     ¦     ¦
¦    ¦авторских программ    для¦г.    ¦администрации городов  и¦  200¦ 100 ¦   - ¦  100¦
¦    ¦педагогов дополнительного¦      ¦районов  Республики  Та-¦     ¦     ¦     ¦     ¦
¦    ¦образования;             ¦      ¦тарстан,    Министерство¦     ¦     ¦     ¦     ¦
¦    ¦"Замечательный вожатый"  ¦2002- ¦образования   Республики¦  300¦ 100 ¦ 100 ¦  100¦
¦    ¦                         ¦2004  ¦Татарстан,  Министерство¦     ¦     ¦     ¦     ¦
¦    ¦                         ¦гг.   ¦по   делам   молодежи  и¦     ¦     ¦     ¦     ¦
¦    ¦                         ¦      ¦спорту  Республики   Та-¦     ¦     ¦     ¦     ¦
¦    ¦                         ¦      ¦тарстан,   администрации¦     ¦     ¦     ¦     ¦
¦    ¦                         ¦      ¦городов и  районов  Рес-¦     ¦     ¦     ¦     ¦
¦    ¦                         ¦      ¦публики Татарстан       ¦     ¦     ¦     ¦     ¦
+----+-------------------------+------+------------------------+-----------------------¦
¦3.4 ¦Организация стажировок  и¦2002- ¦Министерство образования¦за счет средств текуще-¦
¦    ¦авторских  курсов на базе¦2004  ¦Республики Татарстан    ¦го финансирования      ¦
¦    ¦опыта педагогов,  имеющих¦гг.   ¦                        ¦                       ¦
¦    ¦достижения   в  работе  с¦      ¦                        ¦                       ¦
¦    ¦одаренными детьми        ¦      ¦                        ¦                       ¦
+--------------------------------------------------------------------------------------¦
¦             4. Поиск,поддержка и развитие одаренных, талантливых детей              ¦
+--------------------------------------------------------------------------------------¦
¦4.1 ¦Проведение районных,  го-¦2002- ¦Министерство образования¦за счет средств текуще-¦
¦    ¦родских,  республиканских¦2004  ¦Республики    Татарстан,¦го финансирования      ¦
¦    ¦олимпиад школьников, уча-¦гг.   ¦администрации городов  и¦                       ¦
¦    ¦щихся  учреждений началь-¦      ¦районов  Республики  Та-¦                       ¦
¦    ¦ного и среднего професси-¦      ¦тарстан                 ¦                       ¦
¦    ¦онального образования по:¦      ¦                        ¦                       ¦
¦    ¦математике;              ¦      ¦                        ¦                       ¦
¦    ¦физике;                  ¦      ¦                        ¦                       ¦
¦    ¦черчению;                ¦      ¦                        ¦                       ¦
¦    ¦татарскому языку и  лите-¦      ¦                        ¦                       ¦
¦    ¦ратуре;                  ¦      ¦                        ¦                       ¦
¦    ¦русскому языку и  литера-¦      ¦                        ¦                       ¦
¦    ¦туре  в  школах с русским¦      ¦                        ¦                       ¦
¦    ¦языком обучения и  нацио-¦      ¦                        ¦                       ¦
¦    ¦нальных школах;          ¦      ¦                        ¦                       ¦
¦    ¦экологии;                ¦      ¦                        ¦                       ¦
¦    ¦иностранным языкам  (анг-¦      ¦                        ¦                       ¦
¦    ¦лийскому,      немецкому,¦      ¦                        ¦                       ¦
¦    ¦французскому);           ¦      ¦                        ¦                       ¦
¦    ¦географии;               ¦      ¦                        ¦                       ¦
¦    ¦геологии;                ¦      ¦                        ¦                       ¦
¦    ¦основам рыночной экономи-¦      ¦                        ¦                       ¦
¦    ¦ки;                      ¦      ¦                        ¦                       ¦
¦    ¦биологии;                ¦      ¦                        ¦                       ¦
¦    ¦химии;                   ¦      ¦                        ¦                       ¦
¦    ¦основам права;           ¦      ¦                        ¦                       ¦
¦    ¦информатике;             ¦      ¦                        ¦                       ¦
¦    ¦астрономии;              ¦      ¦                        ¦                       ¦
¦    ¦экономике                ¦      ¦                        ¦                       ¦
+----+-------------------------+------+------------------------+-----------------------¦
¦4.2 ¦Проведение  межрегиональ-¦2003  ¦Министерство образования¦  120¦  -  ¦ 120 ¦  -  ¦
¦    ¦ного фестиваля танца "Ве-¦г.    ¦Республики Татарстан    ¦     ¦     ¦     ¦     ¦
¦    ¦сенние выкрутасы-2003"   ¦      ¦                        ¦     ¦     ¦     ¦     ¦
+----+-------------------------+------+------------------------+-----+-----+-----+-----¦
¦4.3 ¦Проведение фестиваля  хо-¦2003- ¦Министерство образования¦  240¦  -  ¦ 120 ¦  120¦
¦    ¦ровых коллективов        ¦2004  ¦Республики Татарстан    ¦     ¦     ¦     ¦     ¦
¦    ¦                         ¦гг.   ¦                        ¦     ¦     ¦     ¦     ¦
+----+-------------------------+------+------------------------+-----+-----+-----+-----¦
¦4.4 ¦Проведение      фестиваля¦2003- ¦Министерство образования¦  200¦  -  ¦ 100 ¦  100¦
¦    ¦творческих    коллективов¦2004  ¦Республики    Татарстан,¦     ¦     ¦     ¦     ¦
¦    ¦татарской   молодежи-уча-¦гг.   ¦Министерство  по   делам¦     ¦     ¦     ¦     ¦
¦    ¦щихся школ               ¦      ¦молодежи  и  спорту Рес-¦     ¦     ¦     ¦     ¦
¦    ¦                         ¦      ¦публики Татарстан       ¦     ¦     ¦     ¦     ¦
+----+-------------------------+------+------------------------+-----+-----+-----+-----¦
¦4.5 ¦Проведение второго Между-¦2002  ¦Министерство по    делам¦  200¦ 200 ¦  -  ¦  -  ¦
¦    ¦народного фестиваля детс-¦г.    ¦молодежи  и  спорту Рес-¦     ¦     ¦     ¦     ¦
¦    ¦ких фольклорных коллекти-¦      ¦публики  Татарстан,  Ми-¦     ¦     ¦     ¦     ¦
¦    ¦вов                      ¦      ¦нистерство   образования¦     ¦     ¦     ¦     ¦
¦    ¦                         ¦      ¦Республики Татарстан    ¦     ¦     ¦     ¦     ¦
+----+-------------------------+------+------------------------+-----------------------¦
¦4.6 ¦Проведение встреч    юных¦2002- ¦Министерство по    делам¦за счет средств текуще-¦
¦    ¦спортсменов-чемпионов Та-¦2004  ¦молодежи  и  спорту Рес-¦го финансирования      ¦
¦    ¦тарстана, России, Европы,¦гг.   ¦публики  Татарстан,  Ми-¦                       ¦
¦    ¦мира с руководителями ми-¦      ¦нистерство   образования¦                       ¦
¦    ¦нистерств образования, по¦      ¦Республики Татарстан    ¦                       ¦
¦    ¦делам  молодежи  и спорту¦      ¦                        ¦                       ¦
¦    ¦Республики Татарстан     ¦      ¦                        ¦                       ¦
+----+-------------------------+------+------------------------+-----------------------¦
¦4.7 ¦Целевая поддержка участия¦2002- ¦Министерство    культуры¦  300¦ 100 ¦ 100 ¦  100¦
¦    ¦одаренных  детей  во все-¦2004  ¦Республики    Татарстан,¦     ¦     ¦     ¦     ¦
¦    ¦российских и  международ-¦гг.   ¦Министерство  по   делам¦     ¦     ¦     ¦     ¦
¦    ¦ных конкурсах            ¦      ¦молодежи  и  спорту Рес-¦     ¦     ¦     ¦     ¦
¦    ¦                         ¦      ¦публики  Татарстан,  Ми-¦     ¦     ¦     ¦     ¦
¦    ¦                         ¦      ¦нистерство   образования¦     ¦     ¦     ¦     ¦
¦    ¦                         ¦      ¦Республики Татарстан    ¦     ¦     ¦     ¦     ¦
+----+-------------------------+------+------------------------+-----+-----+-----+-----¦
¦4.8 ¦Целевая поддержка  работы¦2002- ¦Министерство    культуры¦  220¦ 100 ¦  60 ¦   60¦
¦    ¦летних  творческих  школ,¦2004  ¦Республики    Татарстан,¦     ¦     ¦     ¦     ¦
¦    ¦лагерей,   мастер-классов¦гг.   ¦Министерство  по   делам¦     ¦     ¦     ¦     ¦
¦    ¦по   музыкальному,  худо-¦      ¦молодежи  и  спорту Рес-¦     ¦     ¦     ¦     ¦
¦    ¦жественному образованию  ¦      ¦публики  Татарстан,  Ми-¦     ¦     ¦     ¦     ¦
¦    ¦                         ¦      ¦нистерство   образования¦     ¦     ¦     ¦     ¦
¦    ¦                         ¦      ¦Республики Татарстан    ¦     ¦     ¦     ¦     ¦
+----+-------------------------+------+------------------------+-----+-----+-----+-----¦
¦4.9 ¦Издание творческих  работ¦2002- ¦Министерство    культуры¦  220¦ 100 ¦ 120 ¦  -  ¦
¦    ¦учащихся-участников  рес-¦2003  ¦Республики    Татарстан,¦     ¦     ¦     ¦     ¦
¦    ¦публиканских    конкурсов¦гг.   ¦Министерство  по   делам¦     ¦     ¦     ¦     ¦
¦    ¦"Юный композитор" и "Юный¦      ¦молодежи  и  спорту Рес-¦     ¦     ¦     ¦     ¦
¦    ¦художник"                ¦      ¦публики  Татарстан,  Ми-¦     ¦     ¦     ¦     ¦
¦    ¦                         ¦      ¦нистерство   образования¦     ¦     ¦     ¦     ¦
¦    ¦                         ¦      ¦Республики Татарстан    ¦     ¦     ¦     ¦     ¦
+----+-------------------------+------+------------------------+-----+-----+-----+-----¦
¦4.10¦Обучение одаренных  детей¦2003- ¦Министерство по    делам¦  240¦  -  ¦ 120 ¦  120¦
¦    ¦в  странах СНГ и за рубе-¦2004  ¦молодежи  и  спорту Рес-¦     ¦     ¦     ¦     ¦
¦    ¦жом                      ¦гг.   ¦публики  Татарстан,  Ми-¦     ¦     ¦     ¦     ¦
¦    ¦                         ¦      ¦нистерство   образования¦     ¦     ¦     ¦     ¦
¦    ¦                         ¦      ¦Республики    Татарстан,¦     ¦     ¦     ¦     ¦
¦    ¦                         ¦      ¦Министерство    культуры¦     ¦     ¦     ¦     ¦
¦    ¦                         ¦      ¦Республики Татарстан    ¦     ¦     ¦     ¦     ¦
+----+-------------------------+------+------------------------+-----+-----+-----+-----¦
¦4.11¦Организация поездки хоро-¦2002  ¦Министерство образования¦ 1000¦1000 ¦  -  ¦  -  ¦
¦    ¦вого  коллектива во Фран-¦г.    ¦Республики Татарстан    ¦     ¦     ¦     ¦     ¦
¦    ¦цию на Международный  мо-¦      ¦                        ¦     ¦     ¦     ¦     ¦
¦    ¦лодежный хоровой конгресс¦      ¦                        ¦     ¦     ¦     ¦     ¦
+----+-------------------------+------+------------------------+-----+-----+-----+-----¦
¦4.12¦Организация и  проведение¦2002- ¦Министерство образования¦  300¦  -  ¦ 150 ¦  150¦
¦    ¦республиканского конкурса¦2004  ¦Республики    Татарстан,¦     ¦     ¦     ¦     ¦
¦    ¦"Лучший   по   профессии"¦гг.   ¦Министерство  по   делам¦     ¦     ¦     ¦     ¦
¦    ¦(профессиональное    мас-¦      ¦молодежи  и  спорту Рес-¦     ¦     ¦     ¦     ¦
¦    ¦терство учащихся профтех-¦      ¦публики Татарстан       ¦     ¦     ¦     ¦     ¦
¦    ¦училищ)                  ¦      ¦                        ¦     ¦     ¦     ¦     ¦
+----+-------------------------+------+------------------------+-----+-----+-----+-----¦
¦4.13¦Проведение фестиваля  ис-¦2003  ¦Министерство образования¦  700¦  -  ¦ 700 ¦  -  ¦
¦    ¦кусств детей народов Рес-¦г.    ¦Республики    Татарстан,¦     ¦     ¦     ¦     ¦
¦    ¦публики Татарстан        ¦      ¦Министерство    культуры¦     ¦     ¦     ¦     ¦
¦    ¦                         ¦      ¦Республики Татарстан    ¦     ¦     ¦     ¦     ¦
+--------------------------------------------------------------------------------------¦
¦                     5. Укрепление материально-технической базы                       ¦              
¦                                                                                      ¦
+--------------------------------------------------------------------------------------¦
¦5.2 ¦Приобретение  спортивного¦2003- ¦Министерство образования¦ 5000¦  -  ¦2500 ¦ 2500¦
¦    ¦инвентаря  для учреждений¦2004  ¦Республики Татарстан    ¦     ¦     ¦     ¦     ¦
¦    ¦дополнительного образова-¦гг.   ¦                        ¦     ¦     ¦     ¦     ¦
¦    ¦ния   детей   спортивного¦      ¦                        ¦     ¦     ¦     ¦     ¦
¦    ¦профиля                  ¦      ¦                        ¦     ¦     ¦     ¦     ¦
+----+-------------------------+------+------------------------+-----+-----+-----+-----¦
¦5.3 ¦Приобретение компьютерно-¦2003- ¦Министерство образования¦ 3815¦  -  ¦1815 ¦ 2000¦
¦    ¦го  оборудования  для уч-¦2004  ¦Республики Татарстан    ¦     ¦     ¦     ¦     ¦
¦    ¦реждений  дополнительного¦гг.   ¦                        ¦     ¦     ¦     ¦     ¦
¦    ¦образования              ¦      ¦                        ¦     ¦     ¦     ¦     ¦
+--------------------------------------------------------------+-----+-----+-----+-----¦
¦Итого                                                         ¦12205¦ 750 ¦6055 ¦ 5400¦
+--------------------------------------------------------------+-----+-----+-----+-----¦
¦в том числе из средств республиканского бюджета Республики Та-¦12205¦ 750 ¦6055 ¦ 5400¦
¦тарстан                                                       ¦     ¦     ¦     ¦     ¦
+--------------------------------------------------------------------------------------+

1. Нормативное обеспечение детских, подростковых общественных организаций

2. Научно-исследовательское обеспечение детских, подростковых общественных организаций

3. Методическое и информационное обеспечение детских, подростковых общественных организаций

4. Кадровое обеспечение детских, подростковых общественных организаций

5. Организационное обеспечение детских, подростковых общественных организаций

Основной разработчик
раздела

Министерство по делам молодежи и спорту Республи-
ки Татарстан

Исполнители основных
мероприятий

Министерство по делам молодежи и спорту Республи-
ки Татарстан;
Министерство образования Республики Татарстан;
Министерство культуры Республики Татарстан;

Общий объем финанси-
рования мероприятий
раздела

7050 тыс.рублей, в том числе из средств республи-
канского бюджета Республики Татарстан - 6070
тыс.рублей;
внебюджетных источников - 980 тыс.рублей

Координатор исполне-
ния мероприятий раз-
дела

Министерство по делам молодежи и спорту Республи-
ки Татарстан

Контроль за исполне-
нием мероприятий раз-
дела

Кабинет Министров Республики Татарстан


Содержание проблемы. До недавнего времени воспитательная деятельность государственных образовательных учреждений была неразрывно связана с деятельностью детской самодеятельной организации. В каждой школе существовала пионерская дружина, в каждом дворце пионеров - пионерские штабы и другие формирования: советы друзей октябрят, клубы интернациональной дружбы. Государственная система образования фактически решала задачи воспитания детей в стенах своих учреждений силами своих кадров и, преимущественно средствами детской самодеятельной организации. Такими, например, как самоуправление, структура коллектива, символика, традиции, законы, способы и формы организации совместной деятельности. При этом сама пионерская организация являлась как бы неотъемлемой частью этой системы. Целенаправленные и стихийные процессы социального развития привели к значительным изменениям в общественной системе воспитания и отразились на состоянии детских организаций.

Сегодня детские объединения переживают трудное время, сталкиваясь с серьезными проблемами. Из разряда "любимых" в обществе они попали в разряд "гонимых". Нередко интересы детских объединений ущемляются и игнорируются: им отказывают в выделении помещений, отсутствует нормальная материально-техническая база, из них уходят опытные, знающие кадры. Общественное мнение, к сожалению, часто равнодушно к проблемам детского движения.

Данные опроса показывают, что 59% ребят хотят состоять в детских организациях, в том числе 66% этой группы предпочитают быть членами организации по интересам, 47% утверждают: организация нужна, чтобы интересно проводить свободное время, а 31 % - чтобы лучше подготовиться к взрослой жизни.

Конвенция о правах ребенка, принятая ООН 20 ноября 1989 года, наряду с защитой жизни, здоровья детей, созданием условий для получения образования, полноценного развития, профессии, предусматривает права детей на их активное участие в жизни общества; утверждает права ребенка на свободу слова, получение информации, выбор религии и выражение собственного мнения, а также свободу ассоциаций и мирных собраний.

Детское объединение - это добровольная самодеятельная, самоуправляемая общественная организация детей, подростков и взрослых. Оно не принадлежит ни к какой партии и отвергает диктат любой политической силы. Его усилия направлены ни на то, чтобы приспособить детей и подростков к господствующей идеологии, а на то, чтобы помочь им войти в общество, сформировать у них стремление к постоянному обновлению, создать условия для социального творчества через многообразные формы деятельности. Забота о духовном здоровье растущего человека, всестороннем его развитии, приобщении к общечеловеческим ценностям и социально значимым делам - вот главная задача организации. Только познавая мир и себя как его частицу, вступая в разнообразные отношения с людьми, ребенок становится членом общества. Детское объединение - это также забота об организации досугового времени детей. Досуг детей - это самовыражение, самопоиск, самореализация и самореабилитация. Здесь дети всегда стремятся стать незаменимыми, понять и принять другого, показать себя, выявить лидеров, сделать свой выбор. Причем позиция детской организации - не подменять школу как социальный институт, основной задачей которого является приобщение детей и подростков к жизненно необходимым знаниям, а через присущие ей формы и методы создавать необходимые условия для развития личности и адаптации в новых социально-экономических условиях.

К 2000 году в детском движении сложилась ситуация, которую можно охарактеризовать следующим образом:

детское движение - реально существующий факт;

современное детское движение крайне разнообразно как по формам организации, так и по спектру реализуемых проектов;

детское движение Республики Татарстан имеет большой кадровый потенциал и опыт методической работы,

государственная педагогическая система перестала включать в себя как обязательный элемент детское общественное движение;

социальный потенциал детских организаций не востребован современным обществом в полном объеме, государственная поддержка детского движения реализуется крайне незначительно и бессистемно;

отсутствует система информационного и научного обеспечения деятельности детских объединений;

нет единой системы подготовки и переподготовки кадров для работы в детских общественных объединениях;

взаимодействие детских организаций между собой носит эпизодический и бессистемный характер;

социально-правовой статус лидеров детских организаций крайне низок;

общественное мнение равнодушно к проблемам детских объединений;

детские общественные организации теряют возможность реализации программ профильных смен актива детских организаций, что связано с несвоевременным финансированием;

детское движение лишено какой-либо собственности, не имеет стабильных источников дохода.