Развитие вторичного рынка земли связано с управлением земельными участками, находящимися в собственности граждан, предприятий и организаций.
Первый этап рыночных преобразований для земель сельскохозяйственного назначения республики завершился массовой бесплатной передачей сотням тысяч сельчан миллионов гектар продуктивных земель. Однако правовое ограничение в обороте, недостаток трудовых и материальных ресурсов, слабое инженерное и социальное обустройство сельских территорий, отсутствие кооперации производства и переработки, неразвитость специализированных финансовых институтов, формализм при выдаче документов на земельную долю и организацию коллективных предприятий привели к тому, что главная цель земельной реформы создание реального рачительного хозяина земли - до конца не достигнута:
собственники земельных долей не реализуют в полной мере права по их распоряжению;
переход к созданию более эффективных хозяйствующих субъектов осуществляется медленно;
продуктивность сельскохозяйственных угодий остается низкой;
реальные доходы населения от обладания земельными долями низки или полностью отсутствуют.
Основными направлениями государственной земельной политики в части регулирования отношений, связанных с правом собственности на земельные доли, должны стать:
разработка и утверждение единой формы учредительных документов сельскохозяйственных предприятий;
создание механизмов, позволяющих конвертировать свидетельство о праве на земельную долю в оборотоспособный инструмент - ценную бумагу;
внедрение методов корпоративного управления (при сохранении социальных гарантий) в сельском хозяйстве;
проведение процедур банкротства убыточных сельскохозяйственных предприятий.
Развитие вторичного рынка земли предполагает прежде всего разработку различного рода механизмов вовлечения земель в хозяйственный оборот, а также создание соответствующей инфраструктуры.
Одним из таких механизмов является использование инструментов фондового рынка для вовлечения в оборот земельных ресурсов. Необходимо разработать концепцию внедрения ценных бумаг на земельные участки, определить конструкцию этих ценных бумаг, принять соответствующие нормативные правовые акты. Внедрение данного механизма в республике ускорит переход земли в частную собственность, увеличит число сделок с землей, установит механизмы рыночного ценообразования, повысит инвестиционную привлекательность рынка земли, увеличит приток кредитов в реальный сектор экономики, обеспечит рост налоговых поступлений в бюджет и повышение доходности земель.