Недействующий

Об утверждении Концепции создания системы управления недвижимостью Республики Татарстан (с изменениями на 14 декабря 2005 г., 1 декабря 2008 года) (утратило силу на основании постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 14.04.2023 N 467)

4.2. Регулирование деятельности профессиональных участников
рынка недвижимости в Республике Татарстан

Оценочная деятельность

Становление вторичного рынка недвижимости, введение в хозяйственный оборот земельных участков, развитие системы ипотечного кредитования предъявляют жесткие требования к оценке недвижимого имущества. Сегодня необходимо учитывать не только восстановительную, ликвидационную или остаточную стоимость, но и рыночную стоимость, базирующуюся преимущественно на методах доходности и сопоставимых продаж.

Основными направлениями деятельности по развитию института профессиональной оценки недвижимого имущества являются:

развитие механизмов государственного регулирования оценочной деятельности (лицензирования оценочных фирм на основе делегирования соответствующих полномочий Министерством имущественных отношений Российской Федерации, аккредитации оценочных организаций на право оценки государственных объектов недвижимости и т.д.);

развитие системы профессиональной подготовки и переподготовки специалистов по оценочной деятельности на базе высших учебных заведений.

Риэлтерская деятельность

Риэлтерские структуры составляют один из наиболее значимых сегментов инфраструктуры рынка недвижимости, поскольку большая часть их деятельности в настоящее время связана с квартирными сделками и непосредственно соприкасается с имущественными интересами значительного контингента населения республики.

В связи с отменой лицензий на риэлтерскую деятельность необходимо разработать новые подходы к проблеме регулирования риэлтерской деятельности с целью снижения риска посреднических сделок с недвижимостью, обеспечения гарантий правообладателям недвижимости при их сотрудничестве с риэлтерскими структурами.

Сервейинговая деятельность

Сложность и многогранность недвижимости, разнообразие возможностей ее рыночного обращения и видов ее использования обуславливают необходимость создания эффективной системы, которая охватывала бы все этапы жизненного цикла, обеспечивала эффективность управления всеми видами и формами пользования недвижимого имущества.

Концепция профессионального подхода к технологии системного управления недвижимостью (сервейинга) получила широкое распространение в мировой практике. В перспективе сервейеры должны выполнять функции по сбору, предоставлению и обработке информации об объектах недвижимости, планированию, подготовке и внедрению проектов по застройке, оценке и управлению недвижимостью, ремонту, реконструкции и модернизации зданий, принимать участие в продаже и аренде коммерческой недвижимости.

На современном этапе развития экономики республики образование сервейинговых компаний возможно на основе:

крупных собственников недвижимости, организующих у себя структурные подразделения по управлению принадлежащими им объектами, которые затем перерастают в самостоятельные управляющие компании;

компаний-застройщиков, принимающих после завершения строительства функции эксплуатирующей компании и перерастающих в сервейинговые компании;

риэлтерских фирм, оказывающих услуги крупным собственникам недвижимости по сдаче в аренду их зданий и помещений путем стягивания на себя функций по управлению объектами недвижимости.

Дальнейшее развитие сервейингового бизнеса требует создания соответствующей нормативной базы. Кроме того, необходимо разработать единые стандарты и критерии оценки деятельности сервейинговых компаний.

Развитие системы консалтинговых услуг по управлению недвижимостью

Услуги профессиональных консультантов могут потребоваться в целях повышения обоснованности управленческих решений для осуществления ряда функций, связанных с анализом рынка недвижимости, мониторингом качества управления объектами недвижимости, разработкой программ наилучшего и наиболее эффективного использования объектов недвижимости.

Расширение функций саморегулируемых организаций

Проблемы обеспечения защиты интересов всех участников рынка недвижимости должны решаться, помимо лицензирования оценочной деятельности, путем расширения функций соморегулируемых организаций профессиональных объединений участников рынка недвижимости (Ассоциации риэлтеров Республики Татарстан, Гильдии сервейеров, Общества оценщиков Татарстана и т.д.), включения в сферу их полномочий вопросов создания механизмов гарантий соблюдения прав третьих лиц (путем введения субсидиарной ответственности членов ассоциации или создания специальных страховых фондов), контроля за соблюдением членами ассоциации установленных стандартов и т.д.

Повышение уровня профессиональной подготовки специалистов, участвующих в процессе управления недвижимостью

Развитие рынка недвижимости требует создания системы подготовки и переподготовки специалистов по управлению недвижимостью, включающей как краткосрочные, так и долгосрочные формы обучения руководящего состава, сотрудников органов государственного управления недвижимостью, руководителей и сотрудников частных фирм и компаний.