Недвижимое имущество, переданное в хозяйственное ведение и оперативное управление
Основные задачи управления государственной недвижимостью определены Концепцией управления государственным имуществом Республики Татарстан. В частности, основной целью управления госимуществом, переданным в хозяйственное ведение ГУП, является обеспечение его максимальной доходности в рамках уставных задач, сохранности и капитализации.
Для реализации этой цели необходимо:
обеспечение жесткой контрактной политики в отношении руководителей предприятий, предусматривающей ответственность руководителей за доходность и капитализацию имущества;
разработка и внедрение методики анализа эффективности использования государственного имущества, а также порядка проведения мероприятий по контролю за использованием государственного имущества;
принятие решений, предусматривающих наделение предприятий имуществом по потребностям бизнеса;
перераспределение невостребованных и неиспользуемых объектов недвижимости для их последующей реализации предпринимателям, другим собственникам, передачи в доверительное управление либо сдачи в аренду.
При этом принятие управленческих решений по вопросам использования государственного имущества должно согласовываться с отраслевыми министерствами в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 27.03.2000 г. N 198 "О мерах по усилению взаимодействия министерств в сфере государственного управления отраслями экономики Республики Татарстан" (в редакции постановлений Кабинета Министров Республики Татарстан от 25.09.2001 г. N 686 и 04.10.2001 г. N 726), предусматривающем ответственность отраслевых министерств за эффективность использования имущества поведомственных предприятий.
Вместе с тем необходима разработка и закрепление на нормативном и правовом уровне механизмов:
безусловного изъятия с последующей приватизацией неэффективно используемых производственных мощностей и площадей, переданных в хозяйственное ведение предприятиям, либо их передачи в управление профессиональным управляющим компаниям;
передачи вновь создаваемым государственным унитарным предприятиям недвижимого имущества на правах аренды вместо закрепления его на праве хозяйственного ведения, как это делается в настоящее время.
Объем имущества, переданного в оперативное управление, должен быть ограничен путем введения нормативов, регламентирующих состав и площадь объектов недвижимости, используемых учреждениями для выполнения своих функций.
Недвижимое имущество, находящееся в собственности хозяйственных обществ с преобладающей госдолей
Недвижимость хозяйственных обществ с преобладающей госдолей составляет существенную часть их имущества, что определяет ее значительное влияние на стоимость госпакета акций и его доходность. Поэтому одной из важнейших задач является формирование системы контроля за ее эффективным использованием через институт госпредставителей.
Не завершенные строительством объекты
В целях возмещения значительных капиталовложений государства, замороженных в не завершенных строительством объектах, вовлечения их в хозяйственный оборот при отсутствии у государства средств на их завершение (реконструкцию) необходимо организовать либо реализацию таких объектов на аукционе, либо передачу инвестиционно-строительным компаниям с условием завершения строительства с дальнейшим выделением в объекте после завершения его строительства доли государства.
Имущество казны
Необходимо разработать нормативную правовую базу, регулирующую правоотношения по вопросам государственной казны Республики Татарстан. Казну необходимо сформировать из государственного имущества Республики Татарстан, переданного в безвозмездное пользование федеральным государственным организациям, акционерным обществам (государственного имущества затратного характера, не подлежащего приватизации), переданного в долгосрочную аренду или доверительное управление коммерческим организациям, а также выявленного неиспользуемого имущества, не закрепленного за кем-либо и не находящегося у кого-либо на балансе.