Недействующий

Об утверждении Концепции создания системы управления недвижимостью Республики Татарстан (с изменениями на 14 декабря 2005 г., 1 декабря 2008 года) (утратило силу на основании постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 14.04.2023 N 467)

3.2. Повышение эффективности управления неэффективно
используемыми объектами недвижимости

Основными формами коммерческого использования временно неиспользуемой государственными организациями недвижимости являются: сдача ее в аренду, организация технопарков, передача в управление сервейинговым и лизинговым компаниям, передача на концессионных началах.

Аренда

Для обеспечения основных целей управления государственной недвижимостью в ходе ее аренды необходимо осуществить оптимизацию механизма определения арендной платы в соответствии со следующими принципами:

арендная плата за государственное имущество должна быть максимально приближенной к рыночной без учета вида деятельности арендатора;

арендная плата должна оперативно и гибко реагировать на изменение ситуации на рынке аренды;

должно соблюдаться равенство всех арендаторов, отказ от предоставления льгот.

При этом должна обеспечиваться открытость информации о предлагаемых в аренду объектах государственной недвижимости.

Организация технопарков, передача объектов недвижимости в управление сервейинговым и лизинговым компаниям

Функции управления рядом неэффективно используемых объектов государственного недвижимого имущества (в первую очередь, испытывающих потребность в капитальных вложениях для доведения до нормальных потребительских качеств) должны быть переданы негосударственным организациям для последующей сдачи ими этого имущества в аренду и создания технопарков. Создание технопарков позволяет решать одну из приоритетных социально-экономических программ республики - поддержать предпринимательство, обеспечивая его необходимыми помещениями, не требующими капиталовложений, и соответствующими услугами.

Для управления объектами недвижимости государство может привлекать профессиональных управляющих, в качестве которых могут выступать как специализированные структурные подразделения в хозяйствующих субъектах, так и независимые сервейинговые компании. Реализация этого механизма должна осуществляться на основе разработки и внедрения в практику различных форм передачи объектов в управление (доверительное управление, возложение на агента прав собственника управлять и распоряжаться объектом по договору агентирования и т.д.)

При распоряжении неэффективно используемыми производственными мощностями и площадями целесообразно в качестве профессиональных управляющих привлекать лизинговые компании, обладающие такими преимуществами, как ускоренная амортизация лизингового имущества и повышенная инвестиционная привлекательность лизинговых операций (объект лизинга может одновременно являться залоговым обеспечением).

Перспективной формой управления государственным недвижимым имуществом, в том числе не подлежащим приватизации, может стать концессия - договор государства и частного инвестора по управлению государственной собственностью.

Необходимо разработать нормативную правовую базу, а также конкретные механизмы и технологии участия на концессионных началах частных лиц в хозяйственной эксплуатации государственной недвижимости, в первую очередь, объектов экономической и социальной инфраструктуры, сферы обслуживания, коммунального хозяйства, здравоохранения, культуры.

Гарантии квалифицированного подхода привлекаемых компаний к управлению государственной недвижимостью должны обеспечиваться на основе:

осуществления передачи объектов государственной недвижимости в управление исключительно на тендерной основе;

разработки критериев и требований к профессиональным управляющим;

внедрения системы аккредитации и аттестации специалистов доверительных управляющих недвижимым имуществом, сервейинговых и лизинговых компаний.