1. Концепция оказания первой медицинской помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях разработана с учетом положений Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Федерального закона "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей", постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 г. N 794 г. "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", постановления Правительства Российской Федерации от 1994 г. N 420 "О защите жизни и здоровья населения в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, вызванных стихийными бедствиями, авариями и катастрофами", постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 17.08.2001 г. N 555 "Об обязательном обучении отдельных категорий должностных лиц и работников организаций, обязанных владеть практическими навыками оказания первой медицинской помощи" и других законодательных и нормативных актов по вопросам защиты населения и организации медицинской помощи населению в чрезвычайных ситуациях.
2. Анализ нормативных правовых документов и опыт ликвидации последствий стихийных бедствий и техногенных катастроф, происшедших за последнее десятилетие, свидетельствует о том, что система, обеспечивающая оказание первой медицинской помощи пострадавшим в оптимальные сроки, окончательно не сформирована. Ведется поиск наиболее рациональных правовых, организационных и экономических основ и принципов построения такой системы, оптимальных задач и функций органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, учреждений, организаций и предприятий по обеспечению ее эффективного функционирования.
Это обуславливает во многих случаях импровизированный характер и низкую эффективность мер по обеспечению оказания первой медицинской помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях.
3. Необходимость четкой организации оказания первой медицинской помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях определяется:
наличием рисков возникновения стихийных бедствий и техногенных катастроф с тяжелыми медико-санитарными последствиями во многих городах и районах Республики Татарстан;
зависимостью исхода поражения от своевременности и качества оказания первой медицинской помощи, что подтверждается отечественным и зарубежным опытом ликвидации крупномасштабных чрезвычайных ситуаций;
недостаточными возможностями существующей системы медицинской защиты и административных территорий по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим в оптимальные сроки;
экономической и социальной значимостью спасения жизни и восстановления здоровья максимально возможному количеству пострадавших в чрезвычайных ситуациях;
необходимостью возможно более полного удовлетворения "пиковой" потребности в силах и средствах для оказания первой медицинской помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях;
недостаточным уровнем подготовки населения к оказанию первой медицинской помощи в условиях чрезвычайной ситуации;
свертыванием производства и накопления медицинских средств индивидуальной защиты, низкой обеспеченностью ими формирований гражданской обороны, рабочих и служащих городов, отнесенных к категориям по гражданской обороне, а также недостаточной эффективностью медицинских средств индивидуальной защиты при применении в чрезвычайных ситуациях мирного времени;