В целях сохранения жизни и здоровья людей, создания системы подготовки специалистов, осуществляющих обучение практическим навыкам оказания первой медицинской помощи, а также установления обязательности владения практическими навыками оказания первой медицинской помощи для определенного круга лиц Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:
1. Утвердить прилагаемый перечень категорий должностных лиц и работников организаций, обязанных владеть практическими навыками оказания первой медицинской помощи.
2. Министерству по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в течение 2001 года разработать единую систему обучения указанных лиц.
3. Министерству здравоохранения Республики Татарстан, руководителям учреждений здравоохранения обеспечить контроль за своевременным обучением медицинских работников на аттестационно-сертификационных циклах, включающих вопросы оказания первой медицинской помощи.
4. Татарской региональной организации общественной организации "Российское общество Красного Креста":
осуществлять обучение указанных лиц на договорной основе по единой программе с выдачей свидетельств установленного образца;
оказать организационно-методическую помощь местным организациям указанного общества в оборудовании классов медицинской подготовки.
5. Министерству внутренних дел Республики Татарстан:
осуществлять обучение своих сотрудников практическим навыкам оказания первой медицинской помощи на базе подчиненных медицинских и учебных подразделений в системе служебной подготовки по программе, утвержденной действующим законодательством;
направлять врачей лечебно-профилактических учреждений медицинского отдела министерства, осуществляющих обучение своих сотрудников практическим навыкам оказания первой медицинской помощи, на учебу на безвозмездной основе в Казанскую государственную медицинскую академию.
6. Руководителям министерств, ведомств и организаций Республики Татарстан:
обеспечить подготовку должностных лиц и работников в соответствии с перечнем, утвержденным настоящим постановлением, с периодичностью не реже одного раза в три года на базе центров по обучению навыкам оказания первой медицинской помощи;
ежегодно планировать расходы на обучение лиц, обязанных владеть практическими навыками оказания первой медицинской помощи.
7. Утвердить прилагаемые:
Концепцию оказания первой медицинской помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;
перечень медикаментов и медицинских средств, входящих в коллективную аптечку первой помощи, для организаций, предприятий и учреждений Республики Татарстан (кроме предприятий торговли и питания);
перечень медикаментов и медицинских средств, входящих в коллективную аптечку первой помощи, для предприятий торговли и питания Республики Татарстан.
8. Руководителям предприятий, учреждений и организаций Республики Татарстан обеспечить персонал медикаментами и медицинскими средствами в соответствии с указанными перечнями.
9. Министерству образования и науки Республики Татарстан совместно с Министерством по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан:
пересмотреть перечень требований, предъявляемых к лицензируемым организациям, в части обучения слушателей практическим навыкам оказания первой медицинской помощи;
обеспечить контроль за наличием соответствующей учебной, материально-технической базы и подготовленных специалистов для обучения навыкам оказания медицинской помощи в лицензируемых организациях.
10. Министерству образования и науки Республики Татарстан, Министерству труда и занятости Республики Татарстан, Управлению Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Республики Татарстан оказать содействие в организации обучения установленных категорий работников предприятий, учреждений и организаций Республики Татарстан на базе центров по обучению навыкам оказания первой медицинской помощи
11. Предложить Управлению Приволжского округа Госгортехнадзора России, федеральному государственному учреждению "Татгосэнергонадзор" принять участие в мероприятиях, указанных в п.10 настоящего постановления".
12. Министерству по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан осуществлять контроль за организацией подготовки указанных лиц.
Премьер-министр
Республики Татарстан Р.Н.Минниханов
Руководитель Аппарата Кабинета
Министров Республики Татарстан И.Б.Фаттахов
Категории лиц | Ответственные |
Личный состав территориальных гражданских органи- | главы администраций |
Сотрудники Министерства внутренних дел Республики | Министерство внут- |
Сотрудники Министерства по делам гражданской обо- | Министерство по де- |
Работники и специалисты, занятые в производстве | руководители учреж- |
Виды рабочих профессий: | |
Водители и другие работники автомобильного транс- | Министерство транс- |
Работники магистрального и промышленного железно- | Казанское отделение |
Работники домов ночного пребывания, социальных | Министерство соци- |
Преподаватели основ безопасности жизнедеятельности | Министерство образо- |
* Примечание: если на предприятии, в организации имеются не указанные в настоящем Перечне профессии рабочих и виды работ, к которым следует предъявлять повышенные требований по безопасности, руководителю организации (предприятия) предоставляется право, по согласованию с местными органами государственной инспекции, вносить в Перечень соответствующие дополнения (данный перечень рабочих профессий должен проходить обучение навыкам оказания первой медицинской помощи в соответствии с постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13.01.03 г. N 1/29). Обучению навыкам оказания первой медицинской помощи подлежат работники из числа перечня профессий и видов работ предприятий и учреждений, создаваемого в соответствии с п.п.4.1, 4.2 ГОСТа 12.0.004-90 "Организация обучения безопасности труда".
1. Концепция оказания первой медицинской помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях разработана с учетом положений Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Федерального закона "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей", постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 г. N 794 г. "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", постановления Правительства Российской Федерации от 1994 г. N 420 "О защите жизни и здоровья населения в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, вызванных стихийными бедствиями, авариями и катастрофами", постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 17.08.2001 г. N 555 "Об обязательном обучении отдельных категорий должностных лиц и работников организаций, обязанных владеть практическими навыками оказания первой медицинской помощи" и других законодательных и нормативных актов по вопросам защиты населения и организации медицинской помощи населению в чрезвычайных ситуациях.
2. Анализ нормативных правовых документов и опыт ликвидации последствий стихийных бедствий и техногенных катастроф, происшедших за последнее десятилетие, свидетельствует о том, что система, обеспечивающая оказание первой медицинской помощи пострадавшим в оптимальные сроки, окончательно не сформирована. Ведется поиск наиболее рациональных правовых, организационных и экономических основ и принципов построения такой системы, оптимальных задач и функций органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, учреждений, организаций и предприятий по обеспечению ее эффективного функционирования.
Это обуславливает во многих случаях импровизированный характер и низкую эффективность мер по обеспечению оказания первой медицинской помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях.
3. Необходимость четкой организации оказания первой медицинской помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях определяется:
наличием рисков возникновения стихийных бедствий и техногенных катастроф с тяжелыми медико-санитарными последствиями во многих городах и районах Республики Татарстан;
зависимостью исхода поражения от своевременности и качества оказания первой медицинской помощи, что подтверждается отечественным и зарубежным опытом ликвидации крупномасштабных чрезвычайных ситуаций;
недостаточными возможностями существующей системы медицинской защиты и административных территорий по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим в оптимальные сроки;
экономической и социальной значимостью спасения жизни и восстановления здоровья максимально возможному количеству пострадавших в чрезвычайных ситуациях;
необходимостью возможно более полного удовлетворения "пиковой" потребности в силах и средствах для оказания первой медицинской помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях;
недостаточным уровнем подготовки населения к оказанию первой медицинской помощи в условиях чрезвычайной ситуации;
свертыванием производства и накопления медицинских средств индивидуальной защиты, низкой обеспеченностью ими формирований гражданской обороны, рабочих и служащих городов, отнесенных к категориям по гражданской обороне, а также недостаточной эффективностью медицинских средств индивидуальной защиты при применении в чрезвычайных ситуациях мирного времени;
1. Организация первой медицинской помощи пострадавшим является приоритетным компонентом системы общегосударственных мероприятий, направленных на защиту жизни и здоровья населения в чрезвычайных ситуациях. Это одна из важнейших задач единой республиканской системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Четко организованный процесс оказания первой медицинской помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях имеет большую социальную и экономическую значимость. От своевременного оказания первой медицинской помощи в решающей степени зависит спасение жизни пострадавших и сохранение их здоровья. Она существенно влияет на продолжительность лечения пострадавших, сроки их временной нетрудоспособности и уровень инвалидности.
2. Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, катастрофы, опасного природного явления, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Одним из главных показателей, использующихся при классификации чрезвычайных ситуаций, является число пострадавших в этих ситуациях.
Пострадавший (пораженный) - это человек, получивший в чрезвычайных ситуациях увечье (травму, ранение, контузию), отравление или заболевание и нуждающийся в различных видах медицинской помощи.
Чрезвычайные ситуации в зависимости от количества пострадавших в них подразделяются на:
местные - более 5 пострадавших;
локальные - более 10 пострадавших;
республиканские - более 50 пострадавших;
федеральные - свыше 250 пострадавших.
По характеру поражений людей чрезвычайные ситуации условно подразделяются на:
сопровождающиеся преимущественно механическими повреждениями (травмами, ранениями, контузиями) - землетрясения, ураганы, смерчи, тайфуны, лавины, сели, обвалы, оползни, катастрофы на транспорте, взрывы; сопровождающиеся преимущественно термическими поражениями - пожары, снежные заносы;
сопровождающиеся преимущественно радиационными поражениями - катастрофы на радиационно-опасных объектах;
сопровождающиеся преимущественно поражениями ядовитыми веществами - катастрофы на химически опасных объектах;
сопровождающиеся преимущественно поражением биологическими агентами и инфекционными заболеваниями - вспышки инфекционных заболеваний, аварии на биологически опасных объектах;
вызванные факторами психоэмоционального характера;
вызванные двумя и более поражающими факторами (комбинированными, сочетанными поражениями).
3. Организация работ но# розыску пострадавших, извлечению их из-под завалов (заносов), из разрушенных зданий и сооружений, оказанию пострадавшим первой медицинской помощи возлагается на Министерство по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан (далее - МЧС Республики Татарстан), региональные и территориальные органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, руководителей учреждений, организаций и предприятий.
4. Первая медицинская помощь представляет собой комплекс простейших медицинских мероприятий, выполняемых на месте поражения или вблизи от него в порядке само- и взаимопомощи, личным составом аварийно-спасательных формирований с использованием подручных и (или) табельных медицинских средств, с целью устранения дальнейшего воздействия поражающего фактора, спасения жизни пострадавших, снижения и предупреждения развития тяжелых осложнений.
Содержание первой медицинской помощи зависит от вида чрезвычайной ситуации и характера поражения человека.
Первая медицинская помощь оказывается, как правило, непосредственно на месте происшествия и включает:
извлечение пострадавших из-под завалов (заносов), из разрушенных зданий, сооружений, транспортных средств;
вынос (вывоз) пострадавших из зон поражения в безопасные места; тушение горящей одежды;
надевание средств защиты на пострадавшего;
восстановление проходимости верхних дыхательных путей (удаление из полости рта инородных предметов), искусственную вентиляцию легких методом "изо рта в рот" или "изо рта в нос" и др.;
непрямой, закрытый массаж сердца;
временную остановку наружного кровотечения (давящей повязкой, пальцевым прижатием сосуда на его протяжении, наложением жгута и т.п.);
придание физиологически выгодного положения пострадавшему;
введение антидотов и обезболивающих средств, применение радиозащитных и противобактериальных средств; наложение первичной асептической повязки на рану и ожоговую поверхность, наложение оклюзионной повязки при открытом пневмотораксе (проникающем ранении груди);
транспортную иммобилизацию конечностей при переломах, обширных ожогах и размозжениях мягких тканей;
фиксацию туловища к доске или щиту при травмах позвоночника;
согревание пострадавшего;
промывание желудка;
дачу адсорбентов;
применение средств экстренной профилактики;
частичную или полную санитарную обработку;