Недействующий

Об утверждении Программы мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения в Республике Татарстан на 2001-2005 гг., финансируемых фондом безопасности дорожного движения Управления ... (с изменениями от 21 июня 2002 г.) (утратило силу)

Состояние безопасности дорожного движения в Республике Татарстан

Одним из основных показателей работы Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД Республики Татарстан является состояние аварийности на обслуживаемой территории.

В 2000 году в республике удалось сохранить число дорожно-транспортных происшествий и пострадавших в них людей на уровне прошлого года. За 2000 год на территории республики совершены 4413 дорожно-транспортных происшествий, при которых 676 человек погибли и 5078 получили ранения. По сравнению с аналогичным периодом 1999 года количество дорожно-транспортных происшествий (далее - ДТП) снизилось на 0,2%, погибших - на 0,7% и раненых - на 0,2 процента. Тяжесть последствий в ДТП составила 11,7 погибших на 100 пострадавших (в 1999 г. - 11,8).

Тенденция снижения тяжести последствий при ДТП наблюдается с 1993 года.

Основными причинами совершения ДТП стали:

1. Превышение скорости - 948 ДТП (33,9% от общего количества ДТП по вине водителей);

2. Нарушение правил обгона - 363 ДТП (13% от общего количества ДТП по вине водителей);

3. Управление транспортным средством в нетрезвом состоянии - 439 ДТП (15,7% от общего количества ДТП по вине водителей).

Самым распространенным видом нарушений правил дорожного движения (далее - ПДД) остается превышение установленной скорости движения. По этой причине за 12 месяцев 2000 года совершена каждая третья автоавария, а доля выявленных нарушений скоростного режима составила 50,9 процента.

Особую тревогу продолжает вызывать управление транспортными средствами в состоянии алкогольного опьянения. По этой причине в республике происходит каждое шестое ДТП по вине водителей. В течение года выявлен 35641 (+9,5%) случай управления транспортом нетрезвыми водителями, что составляет 4,3% от общего количества нарушений, совершенных указанной категорией участников движения. В то же время по их вине произошло 16,0% ДТП.

Несмотря на то, что руководство УГИБДД МВД Республики Татарстан постоянно поднимает вопрос об усилении работы с нетрезвыми водителями, в ряде районов до сих пор эта работа не налажена. В 7 районах республики соответствующие показатели снизились.

Данная ситуация наметилась из-за того, что до сих пор не во всех подразделениях ГИБДД личный состав ориентирован на выявление нетрезвых водителей, а также не проводится детальный анализ аварийности в сравнении с выявляемостью нарушений ПДД.

Как показывает многолетняя практика, меры административного воздействия на нетрезвых водителей также играют немаловажную роль в профилактике аварийности. Руководство МВД и УГИБДД республики постоянно указывает на недопустимость проявления излишнего либерализма при вынесении решений в результате выявления подобных нарушений.

Основной, проблемой в реализации Концепции развития ГИБДД на период с 1998 по 2005 годы и Указа Президента Российской Федерации от 15.06.98 г. N 711 "О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения" в деятельности УГИБДД МВД Республики Татарстан являются взаимоотношения участников дорожного движения.

Согласно указанию ГУГИБДД МВД Российской Федерации от 31 января 2000 года N 13/4-509 Управлением ГИБДД МВД Республики Татарстан проводится мониторинг общественного мнения о деятельности ГИБДД.

Отмечается тенденция к улучшению в отношениях между сотрудниками ГИБДД и участниками дорожного движения.

С целью улучшения взаимоотношений участников дорожного движения с апреля 1997 года сотрудники ГИБДД ориентированы на выявление только грубых нарушений ПДД и их доля в общем количестве нарушений должна составлять не менее 90 процентов. При этом и среди грубых нарушений имеются свои приоритеты. Так, доля выявленных нарушений скоростного режима в общем числе грубых нарушений составила 50,9 процента. По результатам 2000 года доля выявленных грубых нарушений в общем числе нарушений ПДД составила 92,4 процента.

Начальником ГУГИБДД МВД Российской Федерации Федоровым В.А. на Всероссийском селекторном совещании 27.01.2000 г. одной из основных задач ГИБДД по обеспечению безопасности дорожного движения была названа активизация контрольно-надзорной деятельности.

За 12 месяцев 2000 года по линии дорожного надзора Управлением ГИБДД МВД Республики Татарстан было выдано 2802 (+42,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года) предписания, в т.ч. должностным лицам дорожных организаций 1283 (+47,3%), коммунальных организаций 1386 (+83,3%) и 124 предписания - должностным лицам, ответственным за содержание железнодорожных переездов. 1648 (+58,6%) должностных лиц оштрафованы за нарушение правил содержания дорог, искусственных сооружений и железнодорожных переездов.

3а этот же период произошло 1673 ДТП (в 6,7 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года) из-за неудовлетворительного содержания дорог и улиц, это 37,9% от общего количества ДТП. При этом погиб 191 человек, т.е. каждый четвертый погибший в Республике Татарстан (в 3,9 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года), и ранены 1880, т. е. каждый третий раненый (в 6,1 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года).

Одним из основных направлений в надзорной деятельности ГИБДД за участниками дорожного движения остается контроль за техническим состоянием транспортных средств.

В истекшем году руководством Управления ГИБДД МВД Республики Татарстан была поставлена задача повышения качества надзорной деятельности за техническим состоянием транспортных средств. Хотя небольшие изменения в данном направлении имеются, однако в целом эта работа организована не на должном уровне. Об этом свидетельствует анализ аварийности по вине состояния транспорта предприятий и организаций различных форм собственности. За 12 месяцев истекшего года по вине водителей вышеуказанной категории транспортных средств совершено 514 ДТП (+2%), в которых погибли 129 (+14,2%) и были ранены 617 (+0,3%) человек. Тяжесть последствий составила 17,3%, аналогичный показатель по Республике Татарстан - 11,7 процента.

Сотрудниками автотехнической инспекции обследованы 915 (+7,5%) автопредприятий, проведены 7602 (+13,4%) контрольные проверки транспортных средств при выезде и возвращении в гараж, выявлены 29086 автомобилей с техническими неисправностями, из них запрещена эксплуатация 14743. По результатам проделанной работы направлено 6756 (+5,5%) предписаний должностным лицам автопредприятий за различные нарушения в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, из них исполнены лишь 6390 (+9,5%).

На протяжении последних 2 лет Управлением ГИБДД не прекращалась работа по созданию сети станций и пунктов годового технического осмотра. В целом работа в данном направлении в большинстве регионов организована хорошо. В истекшем году осмотрено 664367 единиц транспортных средств, что составляет 93,7% от общего количества стоящих на учете.

Наряду с осуществлением контрольно-надзорных функций в сфере безопасности дорожного движения перед УГИБДД МВД Республики Татарстан также стоит и общемилицейская задача - борьба с преступностью.

За 12 месяцев 2000 г. работниками подразделений ГИБДД республики раскрыто 4404 преступления (на 12,6% больше, чем за аналогичный период прошлого года), в удельном весе от общего числа раскрытых преступлений это 8,2 процента.

Также за истекший период в Республике Татарстан зарегистрировано 1173 случая краж и угонов транспортных средств, что на 2,3% больше, чем за аналогичный период 1999 года. Службой ГИБДД раскрыто 281 подобное преступление, что составляет 23,9% от числа зарегистрированных. Долевое участие ГИБДД в раскрытии преступлений данного вида составляет 45,2 процента.

Положительным результатом деятельности сотрудников ГИБДД следует считать процент раскрытых ими краж и угонов автомототранспорта, который увеличился с 17% в 1999 г. до 24% в 2000 г., а также увеличение долевого участия в раскрытии преступлений данного вида (1999 г. 33,5%; 2000 г. - 45,2%).

Для улучшения криминогенной, обстановки УГИБДД МВД Республики Татарстан предпринял следующие меры:

совместно с заинтересованными службами разработаны и направлены в территориальные ОВД Методические рекомендации по обнаружению, задержанию и выдаче транспортных средств с измененными идентификационными номерами от 04.10.2000 г. N 24/2471;