В целях активизации экспортной деятельности, стимулирования развития экспортоориентированных и импортозамещающих производств в Республике Татарстан Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Программу стимулирования создания и развития экспортоориентированных и импортозамещающих производств в Республике Татарстан на период до 2003 года.
2. Министерству торговли и экономического сотрудничества Республики Татарстан обеспечить координацию работ министерств, госкомитетов, ведомств и учреждений по выполнению указанной Программы.
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Премьер-министра Республики Татарстан - министра экономики и промышленности Республики Татарстан С.А.Когогина.
Премьер-министр
Республики Татарстан Р.Н.Минниханов
Заместитель Премьер-министра Республики
Татарстан - Руководитель Аппарата Кабинета
Министров Республики Татарстан И.Б.Фаттахов
Паспорт Программы стимулирования создания и развития экспортоориентированных и импортозамещающих производств в Республике Татарстан на период до 2003 года.
Введение.
1. Цель и задачи Программы стимулирования создания и развития экспортоориентированных и импортозамещающих производств в Республике Татарстан на период до 2003 года.
2. Система государственной поддержки экспортоориентированных и импортозамещающих производств.
3. Финансовое обеспечение Программы.
Приложение 1. План мероприятий по реализации Программы стимулирования создания и развития экспортоориентированных и импортозамещающих производств в Республике Татарстан на период до 2003 года.
Приложение 2. Структура и динамика внешнеторгового оборота Республики Татарстан.
Основание для | |
Разработчик | Министерство торговли и экономического сотрудничества |
Исполнители | Министерство экономики и промышленности Республики Та- |
Цель Программы | Стратегической целью Программы является поэтапное обес- |
Источники | Бюджетные средства всех уровней, средства внебюджетных |
В последние годы наблюдаются положительные тенденции в экономике Республики Татарстан: с 1995 по 1998 гг. ежегодные темпы прироста объемов товарной продукции составляли до 3,5 процента. В целом за четыре года объемы промышленного производства возросли на 9%, а в 1999 г. темп роста составил 110,1 процента. По объемам промышленного производства республика находится на 4 месте среди субъектов Российской Федерации, а по среднедушевому объему промышленного производства, который составляет более 3,5 тыс.рублей в месяц, на 6 месте. Наиболее динамично развивающейся отраслью является машиностроение, темп роста объемов производства в которой составил в 1999 г. до 30%, а его доля в объеме промышленного производства увеличилась в 1,5 раза и превышает 20 процентов.
Успешно развивается и внешняя торговля. Внешнеторговый оборот Республики Татарстан в 1999 г. превысил уровень 1998 г. на 2,9% и составил 1751 млн.долларов США. Также выросла доля внешнеторгового оборота Республики Татарстан в общем объеме внешней торговли Российской Федерации до 1,8% в 1999 г. (1,6% - в 1998 г.). Рост положительного сальдо торгового баланса республики, которое составило 1183,4 млн. долларов США в 1999 г. (830,4 млн.долларов США - в 1998 г.), произошел под влиянием роста экспорта (на 15,9% по сравнению с 1998 г.) и снижения импорта (на 34,9%, соответственно).
Вместе с тем, несмотря на рост промышленного производства и положительные результаты внешнеторговой деятельности, современное состояние экономики Республики Татарстан характеризуется наличием ряда проблем. Среди них следует отметить ограниченные возможности платежеспособного спроса на внутреннем рынке, высокий уровень износа основных производственных фондов многих республиканских предприятий, применение морально устаревших технологий и, как следствие, низкая конкурентоспособность производимой продукции. В результате структура республиканского экспорта продолжает сохранять сырьевую направленность. Определяющее влияние на динамику экспорта и результаты внешнеторговой деятельности Татарстана оказывает ценовая конъюнктура на мировых рынках на основные сырьевые товары. Положительной динамики экспорта в 1999 г. удалось достичь благодаря значительному росту мировых цен на топливное сырье и увеличению объема экспорта нефти против 1998 г. на 27,7 процента. По-прежнему высокой остается зависимость республики от результатов экспортной деятельности, поскольку поступающие валютные ресурсы обеспечивают платежеспособность Татарстана на международном уровне.
В связи с необходимостью ускоренного развития реального сектора экономики, оптимизации структуры внешнеторгового оборота и повышения качества жизни населения республики в настоящей Программе в качестве приоритетных направлений определены развитие экспортоориентированных и импортозамещающих производств, поддержка продвижения продукции на зарубежные рынки.
Создание новых экспортоориентированных производств позволит диверсифицировать структуру республиканского экспорта. В Программе экспорту отводится решающая роль не только как источнику валютных доходов для оплаты ввоза прогрессивных технологий и обеспечения платежеспособности республики перед зарубежными кредиторами, но и как фактору развития реального сектора экономики.
Создание производств конкурентоспособной импортозамещающей продукции должно быть направлено на повышение качества и расширение номенклатуры товаров и услуг, предлагаемых на внутреннем рынке.
Гармоничная экспортно-импортная политика должна сочетать элементы экспортоориентированной и импортозамещающей моделей и быть направлена на экспорт продукции, производимой на базе экспортоориентированных производств, развивающихся с привлечением новейших зарубежных технологий и современного оборудования.
При разработке комплекса мер, предлагаемых в Программе, учитывался зарубежный опыт таких стран, как США, Германия, Италия, Франция, Чехия, Словакия, Япония, а также опыт ряда регионов России, создающих благоприятные региональные условия для развития экспортоориентированных и импортозамещающих производств.
Основное содержание Программы состоит в обосновании и последующей реализации комплекса экономических, организационно-правовых и специальных мер государственного регулирования, направленных на формирование благоприятных условий для создания новых и развития действующих экспортоориентированных и импортозамещающих производств в Республике Татарстан (приложение 1). Конечными результатами Программы являются укрепление экономического потенциала республики и повышение благосостояния населения.
Масштабность и сложность поставленной проблемы определили целесообразность установления периода действия Программы до 2003 года.
Стратегической целью Программы является поэтапное обеспечение экономической самодостаточности Республики Татарстан. Реализация Программы должна, в том числе, обеспечить достижение в 2003 г. следующих пороговых значений индикаторов:
1. Доля безубыточных хозяйствующих субъектов в реальном секторе экономики должна быть более 86 процентов.
2. Темп прироста валового регионального продукта в сопоставимых ценах к предыдущему году должен быть более 2,5 процента.
3. Увеличение доли региональных товаропроизводителей на потребительском рынке Республики Татарстан должно составить:
- в пищевой промышленности - до 82 %,
- в легкой промышленности - до 52 %,
- в деревообрабатывающей промышленности - до 34 процентов.
4. Ежегодное увеличение физических объемов экспорта товаров в течение периода действия Программы должно составить:
- нефть и нефтепродукты - на 1,2%,
- автомобили - на 5 %,
- полиэтилен - на 1,5%,
- меховые изделия - на 1,5%,
- вертолеты - на 1,5%,
- мебель и полуфабрикаты деревообрабатывающей промышленности - на 0,8 процента.
В Республике Татарстан в среднесрочной перспективе в качестве основного принципа развития реального сектора экономики определено саморазвитие. Это означает, что государство не обладает ресурсами, достаточными для удовлетворения потребностей всех предприятий отрасли. С учетом этого ограничения данная Программа определяет исключительные приоритетные направления, по которым будет осуществляться государственная поддержка.
Реализация Программы позволит придать импульс внедрению новых технологий, освоению принципиально новых видов продукции, созданию новых рабочих мест, ускоренному развитию промышленного производства в республике и укрепить позиции Татарстана как на российском, так и на мировом рынках.
Основополагающими задачами, решение которых направлено на достижение поставленной цели, являются:
- активное взаимодействие Республики Татарстан с федеральными органами государственного управления с целью координации и повышения эффективности внешнеэкономической деятельности республики;
- поиск возможных новых рынков сбыта для товаров республиканских производителей и разработки рекомендаций по доработке продукции в соответствии с требованиями зарубежных рынков;
- оказание активной государственной помощи при продвижении продукции на зарубежные рынки, включая финансовую поддержку научных разработок высокотехнологичной наукоемкой продукции;
- поддержка на республиканском уровне предприятий промышленности при освоении продукции, конкурентоспособной на внешнем рынке.
Решение поставленных задач предполагает их реализацию в двух основных направлениях.
1. Создание новых и развитие действующих экспортоориентированных и импортозамещающих производств.
2. Содействие продвижению продукции предприятий Республики Татарстан на зарубежные рынки.
Активное участие государства в области поддержки экспортоориентированных и импортозамещающих производств предполагает наличие эффективно действующей системы государственной поддержки, координацию усилий всех заинтересованных сторон в этом направлении, а также формирование долгосрочных партнерских отношений органов государственной власти и управления и деловых кругов в обеспечении торгово-экономических интересов Республики Татарстан за рубежом.
В первую очередь усилия всех заинтересованных сторон должны быть направлены на поддержку производств, обеспечивающих экономическую безопасность и самодостаточность Республики Татарстан. Приоритетными направлениями для господдержки импортозамещающих производств являются:
- легкая промышленность;
- пищевая промышленность;
- деревообрабатывающая промышленность.
Приоритетным направлением для господдержки экспортоориентированных производств является производство товаров-лидеров, к которым относятся:
- нефть и нефтепродукты;
- автомобили;
- полиэтилен;
- меховые изделия;
- вертолеты;
- мебель и полуфабрикаты деревообрабатывающей промышленности.
При осуществлении государственной поддержки в реализации мер, предусмотренных данной Программой, и за счет источников финансирования, указанных в данной Программе, в первую очередь реализуются проекты, относящиеся к вышеназванным приоритетным направлениям.
Список приоритетов не является конечным и может изменяться по предложению любых заинтересованных субъектов хозяйственной деятельности, министерств, госкомитетов и ведомств. Решение по отнесению того или иного вида деятельности к приоритетным принимается Министерством экономики и промышленности Республики Татарстан в соответствии с результатами анализа экспортного потенциала и наличия перспективных рынков сбыта. Главными критериями выбора приоритетов развития являются:
- наличие потенциальных возможностей эффективного решения задач в продуктовой, технологической и управленческой политике предприятия;
- соответствие производства и выпускаемой продукции требованиям российского и мирового рынков;
- большой мультипликативный эффект от инвестиций.
Одним из необходимых условий успешной государственной поддержки экспортоориентированных и импортозамещающих производств в Республике Татарстан является координация действий всех участников этого процесса - промышленных предприятий, финансово-кредитных учреждений, таможенных, налоговых служб и внешнеторговых объединений, корпоративных структур, органов государственного управления. Роль государства должна, в том числе, заключаться и в активном участии в формировании соответствующих организационной, финансовой и информационной инфраструктур.
Механизм государственной поддержки экспортоориентированных и импортозамещающих производств должен предусматривать тесное взаимодействие всех государственных структур, обеспечивающих реальную помощь заинтересованным предприятиям в течение всего производственно-коммерческого цикла - от начала организации экспортоориентированных производств до продвижения готовой продукции на зарубежные рынки.
Система государственной поддержки экспортоориентированных и импортозамещающих производств включает комплекс мер государственного регулирования, направленный на повышение эффективности промышленного производства и конкурентоспособности отечественной продукции, рост производства высокотехнологичной и наукоемкой продукции, наращивание экспортного потенциала и совершенствование структуры экспорта и импорта.
- развитие коммерческого кредитования проектов в области импортозамещения и экспортных проектов промышленных предприятий, также с привлечением крупных банков с государственным участием;
- страхование экспортных операций, а также страхование экспортеров от коммерческих и политических рисков;
- предоставление государственной финансовой поддержки на срочной и возвратной основе по высокоэффективным экспортным и импортозамещающим проектам;
- предоставление на конкурсной основе государственных гарантий:
1) для страхования экспортных кредитов, направленных на обеспечение модернизации экспортоориентированных производств;
2) банкам, финансирующим экспортные поставки;
3) по кредитам на участие в международных торгах;
- при разработке проекта закона Республики Татарстан "О бюджетной системе Республики Татарстан на 2001 год" необходимо предусмотреть направление средств на государственную поддержку экспортоориентированных и импортозамещающих производств в Республике Татарстан;
- реинвестирование средств, поступающих в бюджет Республики Татарстан от экспортоориентированных и импортозамещающих производств, в целях развития данных производств.
- совершенствование нормативно-правовой базы и механизма реализации нормативных актов, регламентирующих внешнеэкономическую деятельность, в том числе отдельные вопросы развития экспорта;
- выработка и реализация долгосрочной стратегии участия Республики Татарстан в системе международного разделения труда;
- создание баз данных и информационных справочников в области правового регулирования внешнеэкономической деятельности;
- информационное обеспечение внешнеторговой деятельности через создание информационно-консультационных центров, создание и развитие различных систем информации и баз данных по экспорту, технологиям, стандартам;