от 7 июля 2000 г. N 486
Об организации историко-архитектурного и природного парка "Долгая Поляна" на территории Тетюшского района
В целях сохранения историко-культурного наследия, уникальных природных систем, активизации культурной, эколого-просветительской деятельности, улучшения экологической ситуации в Тетюшском районе Кабинет Министров Республики Татарстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Принять предложение Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Республики Татарстан, Министерства культуры Республики Татарстан, администрации Тетюшского района об организации историко-архитектурного и природного парка "Долгая Поляна" площадью 328 га согласно прилагаемой карте-схеме с приданием ему статуса особо охраняемой природной территории республиканского значения.
2. Администрации Тетюшского района:
обеспечить внесение в территориальные комплексные схемы землеустройства изменений в соответствии с границами историко-архитектурного и природного парка "Долгая Поляна", учитывать его при разработке планов и перспектив экономического и социального развития района, территориальных комплексных схем, схем землеустройства и районной планировки;
произвести передачу на баланс историко-архитектурного и природного парка "Долгая Поляна" всех зданий, расположенных в его границах.
3. Установить, что историко-культурный и природный парк "Долгая Поляна" находится в ведении Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Республики Татарстан.
4. Утвердить прилагаемое Положение об историко-культурном и природном парке "Долгая Поляна".
5. Министерству охраны окружающей среды и природных ресурсов Республики Татарстан образовать администрацию историко-архитектурного и природного парка "Долгая Поляна", предусмотрев ее финансирование за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных на содержание администрации историко-архитектурного и природного парка "Долгая Поляна" по строке текущих расходов Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Республики Татарстан.
6. Министерству культуры Республики Татарстан обеспечить разработку проектно-сметной документации на проведение работ по восстановлению памятников истории и культуры, расположенных на территории историко-архитектурного и природного парка "Долгая Поляна".
7. Министерству финансов Республики Татарстан, Министерству культуры Республики Татарстан ежегодно, начиная с 2001 года, в сводной смете расходов Министерства культуры Республики Татарстан по республиканскому бюджету Республики Татарстан предусматривать отдельные статьи расходов на финансирование мероприятий по восстановлению памятников истории и культуры, расположенных на территории историко-архитектурного и природного парка "Долгая Поляна".
8. Министерству охраны окружающей среды и природных ресурсов Республики Татарстан, Министерству лесного хозяйства Республики Татарстан, Государственному комитету Республики Татарстан по земельным ресурсам и земельной реформе, Управлению по охране и регулированию использования охотничьих животных при Кабинете Министров Республики Татарстан, администрации Тетюшского района обеспечить контроль за соблюдением установленного режима особой охраны физическими и юридическими лицами, в том числе собственниками, владельцами, пользователями участков земель и акваторий, расположенных в границах историко-архитектурного и природного парка "Долгая Поляна".
9.Контроль за ходом выполнения настоящего постановления возложить на Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов Республики Татарстан.
Премьер-министр
Республики Татарстан Р.Н.Минниханов
Заместитель Премьер-министра Республики
Татарстан - Руководитель Аппарата Кабинета
Министров Республики Татарстан И.Б.Фаттахов
(утверждено постановлением КМ РТ от 7 июля 2000 г. N 486)
1.1. Историко-архитектурный и природный парк "Долгая Поляна" расположен на территории Тетюшского района, занимает площадь 328 га, образован на землях Монастырского Совета местного самоуправления и территории Тетюшского лесхоза (без изъятия земель).
1.2. Историко-архитектурный и природный парк имеет природоохранное, историко-культурное, научно-исследовательское и просветительское значение. Целью его организации является сохранение историко-архитектурного и садово-паркового ансамбля дома-усадьбы Малостовых, прилегающих природных, историко-культурных территорий, создание условий для научно-исследовательской и просветительской деятельности.
2.1. Историко-архитектурный и природный парк "Долгая Поляна" (далее - парк) является природоохранным и историко-культурным учреждением, территория которого включает в себя природные комплексы, исторические объекты, сохранившиеся стилизованные элементы дореволюционного паркового искусства, имеющие экологическую и эстетическую ценность.
2.2. Парк является юридическим лицом в форме некоммерческой организации и финансируется за счет средств республиканского бюджета Республики Татарстан, внебюджетных источников, собственных средств, имеет свой счет, в том числе валютный, печать.
2.3. Парк распоряжается в установленном порядке средствами, получаемыми:
в счет возмещения вреда, причиненного в результате деятельности физических и юридических лиц;
от рекреационной, рекламно-издательской и иной деятельности, не противоречащей функциональному назначению парка;
в порядке безвозмездной помощи физических и юридических лиц, в том числе иностранных граждан и международных организаций.
2.4. Парк может участвовать в деятельности фондов, ассоциаций и иных организаций, способствующих развитию парка, в соответствии с законодательством.
2.5. Территория парка учитывается при разработке планов и перспектив экономического и социального развития Тетюшского района, территориальных комплексных, схем, схем землеустройства и районной планировки.
2.6. В своей деятельности парк руководствуется действующим на территории Республики Татарстан законодательством, иными нормативными правовыми актами и настоящим Положением.
В соответствии с установленным правовым статусом дирекция парка:
3.1. Обеспечивает исполнение природоохранного законодательства на подведомственной территории и подконтрольных объектах.
3.2. Организует выполнение мероприятий, направленных на сохранение природных и исторических объектов, расположенных на территории парка.
3.3. Осуществляет реализацию международных и государственных программ по проблемам экологии, историко-культурного наследия.
3.4. Содействует проведению научно-исследовательской работы, необходимой для обеспечения эффективного сохранения природных и историко-культурных объектов, а также проведению практических занятий при подготовке специалистов и научных кадров по функциональному профилю парка.
3.5. Осуществляет просветительскую деятельность в области экологии, историко-культурного наследия.
4.1. Парк находится в ведении и управлении Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Республики Татарстан.
4.2. Парк возглавляет директор, назначаемый на должность и освобождаемый от должности приказом министра охраны окружающей среды и природных ресурсов Республики Татарстан.
Директор несет полную ответственность за деятельность и состояние парка.
4.3. Хозяйственная деятельность парка направлена на обеспечение эффективной охраны природных и историко-культурных объектов, выполнение мероприятий по уходу за ними и их восстановлению.
4.4. Хозяйственная деятельность осуществляется в соответствии с настоящим Положением и финансируется за счет средств, выделяемых из бюджета Республики Татарстан, и иных не запрещенных законом источников.
5.1. На территории парка запрещаются:
всякая деятельность, угрожающая существованию природных комплексов и взятых под охрану историко-культурных объектов;
проведение гидромелиоративных и ирригационных работ;
осуществление геолого-разведочных работ, разработка полезных ископаемых, нарушение почвенного покрова;
строительство и эксплуатация хозяйственных (кроме ранее созданных, а также связанных с деятельностью парка), промышленных и жилых объектов;
действия, изменяющие гидрологический режим, эксплуатация водных ресурсов, если она наносит вред природным комплексам парка;
строительство магистральных дорог, трубопроводов, линий электропередач и других коммуникаций, не связанных с функционированием парка;
применение ядохимикатов, минеральных удобрений, химических средств защиты растений и стимуляторов роста;
проезд и стоянка автотранспорта вне дорог общего пользования, устройство привалов, биваков, туристических стоянок и лагерей, разведение костров за пределами предусмотренных для этого мест;
рубки главного пользования, сплошные рубки и другие виды рубок, кроме санитарных, заготовка живицы;
добывание животных, не отнесенных к объектам охоты и рыболовства, другие виды пользования животным миром;
промысловая, любительская и спортивная охота;
сбор зоологических, ботанических и минералогических коллекций, а также палеонтологических объектов;
засорение и замусоривание территории парка;
взрывные работы.
5.2. На территории парка регламентируются следующие виды деятельности:
строительство частных жилых объектов (только в границах населенных пунктов);
сенокошение допускается после завершения вегетационного периода (по согласованию с администрацией заказника);
выпас, водопой скота допускается на специально отведенных участках (по согласованию с администрацией заказника).
5.3. На территории парка разрешается на специально отведенных участках заготовка и сбор грибов, ягод, орехов, плодов, семян, лекарственных и иных растений (только коренному населению), за исключением видов, занесенных в Красную книгу Республики Татарстан.
5.4. Собственники земель, владельцы и пользователи земельных участков, расположенных в границах парка, обязаны соблюдать все требования установленного режима охраны и несут за его нарушение административную, уголовную и иную установленную законом ответственность.
5.5. Сенокошение и иные виды природопользования (сбор ягод, грибов, орехов, заготовка лекарственных растений) регламентируются и допускаются только по специальным разрешениям администрации парка по согласованию с Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Республики Татарстан.
5.6. Парк обозначается на местности предупредительными и информационными знаками по периметру его границ.
6.1. Директор парка и его заместитель(и) являются соответственно главным государственным инспектором и его заместителем(ями) по охране территории парка и имеют право:
запрещать хозяйственную и иную деятельность, не соответствующую установленному режиму особой охраны парка;
налагать административные взыскания за нарушения природоохранного законодательства, действующего на территории Республики Татарстан;
предъявлять иски физическим и юридическим лицам о взыскании в пользу парка средств в счет возмещения ущерба, нанесенного его природным комплексам и объектам в результате нарушений установленного режима особой охраны;
в случаях, предусмотренных действующим законодательством, направлять материалы о нарушениях природоохранного законодательства в правоохранительные органы.
6.2. Работники парка, являющиеся государственными инспекторами по охране его территории, в соответствии с действующим законодательством имеют право:
проверять у лиц, находящихся на территории парка, разрешение на право пребывания на указанной территории;
требовать от граждан и должностных лиц объяснения по поводу нарушения ими природоохранного законодательства на территории парка;
производить на территории парка досмотр транспортных средств и личных вещей;
изымать у нарушителей природоохранного законодательства продукцию и орудия незаконного природопользования, транспортные средства, а также соответствующие документы;
задерживать на территории парка лиц, нарушивших природоохранное законодательство, и доставлять указанных нарушителей в правоохранительные органы;
составлять акты проверок, протоколы о нарушениях режима охраны и природоохранного законодательства, а также выдавать обязательные для выполнения предписания организациям, предприятиям и хозяйствам, расположенным на границах парка;
направлять материалы о привлечении лиц, виновных в нарушениях установленного режима парка, к административной ответственности;
беспрепятственно посещать любые объекты, находящиеся на территории парка, для проверки требований природоохранного законодательства;
приостанавливать хозяйственную и иную деятельность, не соответствующую установленному режиму особой охраны парка.
6.3. Государственные инспекторы по охране парка пользуются также всеми правами должностных лиц государственной лесной охраны и других специально уполномоченных на то государственных органов в области охраны окружающей природной среды.
6.4. Государственные инспекторы по охране парка подлежат обязательному государственному страхованию в соответствии с действующим природоохранным законодательством.
Должностные лица (госинспекторы) обязаны:
7.1. Обеспечивать на территории парка соблюдение установленного режима охраны.
7.2. Вести разъяснительную работу и пропаганду экологических знаний среди населения с целью профилактики нарушений режима особой охраны парка.
7.3. Содействовать проведению научно-исследовательских работ на территории парка.
7.4. Вести наблюдение за экологическим состоянием природных комплексов парка.
7.5. Выявлять и пресекать нарушения режима особой охраны парка.
7.6. В случае обнаружения нарушений режима парка и отсутствия возможности их пресечения собственными силами незамедлительно извещать об этом руководство парка или милицию.
7.7. В установленном порядке представлять вышестоящему должностному лицу информацию о выявленных нарушениях режима особой охраны парка.
7.8. В случае обнаружения загорания или пожара в парке или на прилегающих к нему территориях немедленно принимать меры по их тушению с извещением о пожаре руководства парка либо местных органов власти.
7.9. Содержать в исправном состоянии и обеспечивать сохранность вверенного имущества, служебных и иных строений, транспорта, средств связи, других материальных ценностей, включая принятое на временное хранение имущество, изъятое у нарушителей режима особой охраны парка.
8.1. Научно-исследовательская деятельность в парке направлена на разработку и внедрение научных методов сохранения биологического разнообразия, природных и историко-культурных комплексов, оценки и прогноза экологической обстановки.
8.2. Научно-исследовательская деятельность в парке проводится научно-исследовательскими учреждениями и высшими учебными заведениями соответствующего профиля на договорных началах.
Государственный контроль за деятельностью парка осуществляется Министерством охраны окружающей природной среды и природных ресурсов Республики Татарстан, Министерством культуры Республики Татарстан и иными государственными органами в пределах их компетенции.