Государственный контроль использования и охраны земель стал одной из основных функций управления земельными ресурсами, которая приобретает особо важное значение в условиях формирования, развития и совершенствования новых земельных отношений.
Государственный контроль использования и охраны земель ведется в соответствии с Законом Республики Татарстан "Об административной ответственности за нарушение земельного законодательства", который был принят в 1994 году. Его принятие позволило усилить методы воздействия на нарушителей земельного законодательства при осуществлении государственного контроля использования и охраны земель. За период действия указанного Закона в результате деятельности государственных инспекторов устранено около 11 тысяч нарушений земельного законодательства, около 3 тысяч правонарушителей (юридических, физических и должностных лиц) привлечены к административной ответственности.
Вместе с тем в связи с принятием новой редакции Земельного кодекса Республики Татарстан возникла необходимость приведения Закона Республики Татарстан "Об административной ответственности за нарушение земельного законодательства" в соответствие с содержащимися в нем правовыми нормами.
Сохраняется высокий уровень самовольного занятия земель, распространены случаи уклонения от оформления и переоформления прав на землю, несвоевременного внесения земельных платежей, нецелевого использования земельных участков или их неэффективного использования, приводящего к порче земель и уничтожению плодородного слоя почвы.
Наряду с этим при проведении большого комплекса землеустроительных работ, необходимых для обеспечения земельной реформы, имеющиеся нормы действующего закона уже не позволяют осуществлять полноценный эффективный контроль использования и охраны земель.
Государственные инспекторы в своей работе сталкиваются с рядом нарушений, связанных с использованием земель, ответственность за которые действующим законом не предусмотрена, например:
- нарушение обременений земельных участков, установленных в соответствии с земельным законодательством;
- снижение плодородия почв в результате хозяйственной деятельности;
- систематическое невнесение платежей за землю или невозмещение в установленные земельным законодательством сроки потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства;
уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение предписаний, выданных должностными лицами органов, осуществляющих государственный контроль использования и охраны земель;
- неиспользование земель, предоставленных для определенных целей, в сроки, предусмотренные земельным законодательством или договором;
- захламление земель;
- нарушение требований утвержденной землеустроительной документации;
- противоправные действия, повлекшие за собой самовольное занятие земельных участков, нарушения прав собственников земли, землевладельцев и землепользователей;
- воспрепятствование проведению инвентаризации земель.
Все эти факторы вызывают необходимость внесения изменений в действующее законодательство о государственном контроле использования земель.
В ходе реализации Программы будут разработаны законодательные и иные нормативные правовые акты, предусматривающие:
уточнение порядка государственного контроля использования и охраны земель:
усиление административной и уголовной ответственности за нарушение земельного законодательства;
расширение перечня видов нарушений, за которые устанавливается ответственность;
введение экономического стимулирования охраны земель, направленного на повышение заинтересованности собственников, владельцев, пользователей и арендаторов земельных участков в сохранении и повышении плодородия почв, защите земель от негативных последствий производственной деятельности;
усиление мер по обеспечению прав и государственной защиты государственных инспекторов по использованию и охране земель и материальному стимулированию их деятельности;
совершенствование механизма определения ущерба, причиненного нарушениями земельного законодательства;
улучшение профилактической работы по предотвращению нарушений земельного законодательства и информированности населения о деятельности органов государственного контроля использования и охраны земель;
укрепление взаимодействия органов, осуществляющих государственный контроль использования и охраны земель, органов прокуратуры, юстиции, внутренних дел путем проведения совместных комплексных целевых проверок соблюдения земельного законодательства.