Действующая система земельных платежей регулируется Законом Республики Татарстан "О плате за землю" и соответствующим Федеральным законом, согласно которым формами земельных платежей являются земельный налог и арендная плата. Введение платы за землю сыграло значительную роль в повышении эффективности управления земельными ресурсами.
Вместе с тем выявилось, что существующая система платежей не совершенна с точки зрения и налоговой политики, и рационального землепользования. Главным недостатком системы являются ее недостаточная гибкость и наличие неоправданно большого количества налогоплательщиков, имеющих право на льготы, и не облагаемых налогом площадей, процент которых постоянно увеличивается. Земельный налог сегодня уплачивается только с 64% всех земель Республики Татарстан, а в населенных пунктах налогом облагается 44% площадей.
В условиях развития земельного рынка следует исходить из необходимости повышения значимости земельных платежей в формировании доходной части бюджета и совершенствования системы платежей за землю как инструмента рационализации землепользования.
Совершенствование системы платежей целесообразно проводить в следующих направлениях:
дифференциация ставок земельного налога и арендной платы в зависимости от кадастровой оценки земли;
осуществление расчета ставок налога и арендной платы за землю в городах исходя из ее градостроительной ценности;
проведение ценового зонирования земель для дифференциации ставок при налогообложении и определении арендной платы;
существенное сокращение льгот по оплате земельного налога и арендной плате за пользование землями всех категорий;
усиление контроля выполнения бюджетных заданий по сбору земельных платежей и их целевого использования.