В целях дальнейшего улучшения воспитания и обучения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подготовки их к самостоятельной жизни и трудовой деятельности Кабинет Министров Республики Татарстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемое Типовое положение о детских домах семейного типа в Республике Татарстан.
2. Министерству народного образования Республики Татарстан последовательно проводить работу по созданию детских домов семейного типа, по пропаганде и распространению опыта работы действующих семейных домов и оказанию им практической помощи.
Премьер-министр
Республики Татарстан М.Г.Сабиров
Зам.начальника Секретариата
Кабинета Министров Республики Татарстан Ш.А.Зарифов
Детский дом семейного типа - новая форма воспитания и общественно-государственной заботы о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей.
Главный ее смысл - соединение гуманных принципов государственной системы воспитания с семейным уютом, теплотой, родительской заботой и преимуществами домашнего коллектива, в котором наиболее ярко проявляются взаимная ответственность и взаимные обязательства всех членов семьи друг перед другом.
Цель детских домов семейного типа - дальнейшее усиление государственной помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и обеспечение более полного сочетания общественных, коллективных и семейных форм воспитания. Эти дома, создаются наряду с дальнейшим развитием действующей системы детских интернатных учреждений.
Принцип и формы функционирования домов семейного типа направлены на обеспечение благополучных условий для жизни, воспитания и гармоничного развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, формирование у них добросовестного отношения к учебе, высоких моральных качеств. В основе деятельности этих домов лежит широкое развитие демократических начал на основе их самодеятельности и самоуправления.
Решающим фактором воспитания в детском доме семейного типа должна быть атмосфера семейного очага, скрепленная взаимным уважением и заботой взрослых и детей, общим ведением домашнего хозяйства, организацией общего быта, досуга, учебы и труда. В детском доме семейного типа должны получать практическую реализацию гуманистические принципы воспитания, органическое сочетание государственной и общественной заботы об осиротевших детях и детях, оставшихся без попечения родителей.
1.1. Детский дом семейного типа является новой формой воспитания и социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и представляет собой отдельные семьи, взявшие на воспитание не менее 5 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающие в многокомнатных отдельных квартирах или в специализированных жилых домах.
1.2. Порядок организации детских домов семейного типа определяется решением глав администраций городов и районов. Детские дома семейного типа находятся в ведении местных органов власти.
1.3. Органы опеки и попечительства, совместно с отделениями Детского фонда Республики Татарстан оказывают детским домам семейного типа необходимую помощь и осуществляют наблюдение за условиями жизни и воспитанием детей.
1.4. Органы народного образования оказывают методическую помощь в воспитании детей, постоянно консультируют родителей-воспитателей по психолого-педагогическим вопросам.
1.5. Органы здравоохранения:
оказывают необходимую помощь родителям-воспитателям по составлению режима дня, осуществлению рационального питания, проведению оздоровительных мероприятий, профилактической работы, проводят углубленный осмотр узкими специалистами 2 раза в год;
разрешают отпускать бесплатно молоко и молочную продукцию с молочных кухонь детям до 3-летнего возраста;
разрешают проводить бесплатное лекарственное обеспечение детей до 16 лет включительно по рецептам врачей и очками;
обеспечивают первоочередное санаторное лечение детей из семейных детских домов, нуждающихся в этом по состоянию здоровья.
2.1. Определяя ребенка в детский дом семейного типа, органы опеки и попечительства и Детский фонд Республики Татарстан руководствуются интересами ребенка, педагогической целесообразностью и юридической обоснованностью.
2.2. Дети направляются в детские дома семейного типа, с согласия родителей-воспитателей на основании совместных решений глав администраций городов и районов, Детского фонда по представлению органов опеки и попечительства, районных (городских) отделов народного образования.
2.3. В детские дома семейного типа направляются:
дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, преимущественно;
дети, родители которых лишены родительских прав;
дети, родители которых признаны в установленном порядке недееспособными;
дети, родители которых признаны в установленном порядке безвестно отсутствующими.
2.4. При комплектовании детских домов семейного типа туда преимущественно направляются:
дети раннего возраста;
дети, в отношении которых не решен вопрос о форме устройства;
дети с ослабленным здоровьем;
дети, находящиеся в родстве (за исключением случаев, когда по медицинским показаниям или по другим причинам дети не могут воспитываться вместе).
2.5. По желанию родителей-воспитателей возможна передача им на воспитание больных детей.
Не рекомендуется:
направлять в детские дома семейного типа детей с глубокими органическими поражениями центральной или периферической нервной системы, с тяжелыми врожденными пороками развития, не поддающимися медицинской коррекции, детей со злокачественными новообразованиями;
направлять детей в такие детские дома, родители которых проживают в данной местности (населенном пункте).
2.6. На каждого ребенка, направляемого в детский дом семейного типа, администрация детских интернатных учреждений или отдел народного образования представляет следующие документы:
свидетельство о рождении;
медицинскую справку о состоянии здоровья или выписку из истории развития ребенка или истории новорожденного; справку о состоянии здоровья матери и течении родов (в случае направления ребенка из родильного дома); карту психоневрологического прогнозирования;
документ об образовании;
документы о родителях или лицах, их заменяющих (копия свидетельства о смерти, приговор или решение суда, справка о болезни или розыске родителей и другие документы, подтверждающие отсутствие родителей или невозможность воспитания ими своих детей);
справку о наличии и местонахождении братьев и сестер;
опись имущества, оставшегося после родителей и сведения о лицах, отвечающих за их сохранность;
решение местных органов власти о закреплении жилой площади за несовершеннолетними;
пенсионную книжку на детей, получающих пенсию, копию решения суда о взыскании алиментов.
2.7. Документы на каждого ребенка, принимаемого в детский дом семейного типа, передаются из дома ребенка, детского дома или школы-интерната, а также приемников-распределителей в семью.
2.8. Комплектование детского дома семейного типа происходит постепенно, в течение 1 года, под контролем и при помощи комиссии по отбору родителей-воспитателей и опекунов, создаваемой по решению местных органов власти. В семьи, где нет кровнорожденных детей, прием детей свыше пяти человек может проходить не ранее чем через 2 года после приема пятого ребенка.
3.1. Родителями-воспитателями могут быть совершеннолетние граждане, за исключением лиц, находящихся в кровном родстве с принимаемыми на воспитание детьми, а также лишенных родительских прав, признанных в установленном порядке недееспособными или ограниченно дееспособными.
3.2. Отбор родителей-воспитателей осуществляется комиссией по отбору родителей-воспитателей и опекунов. В состав комиссии входят специалисты: психолог, педагоги, юристы, педиатр, терапевт, дефектолог.
3.3. Используя специальные методы психолого-педагогического исследования, комиссия дает рекомендации по каждой кандидатуре.
3.4. При рассмотрении кандидатур предпочтение отдается семьям, добросовестно выполняющим свои обязанности.
3.5. Утверждение кандидатур родителей-воспитателей оформляется решением глав администраций городов и районов.
3.6. Вопрос об ограничении по возрасту, образованию, семейному положению кандидатов решается исполкомом в индивидуальном порядке, основываясь на рекомендациях комиссии.
3.7. Родители-воспитатели могут рекомендоваться советом трудового коллектива и советом или администрацией учреждения народного образования, где учатся или воспитываются их дети.
3.8. Родители-воспитатели обязаны воспитывать детей, заботиться об их нравственном и физическом развитии и обучении, готовить их к общественно полезному труду.
Права родителей-воспитателей не могут осуществляться в противоречии с интересами детей.
3.9. Родители-воспитатели являются представителями воспитанников и осуществляют защиту их прав и интересов и несут ответственность перед обществом и законом.
По достижении совершеннолетия родителям-воспитателям необходимо определить дальнейшую судьбу детей, помочь им в трудоустройстве, продолжении обучения, обеспечении жильем.
3.10. Родители-воспитатели должны способствовать контакту ребенка с родителями и воссоединению с ними, в случае восстановления их в родительских правах, освобождения из мест лишения свободы и в других случаях, не противоречащих интересам ребенка. Возвращение детей в семью родителей осуществляется в установленном законодательством порядке.
3.11. В случае, если родители или ближайшие родственники ребенка в течение года не проявляют интереса к его судьбе или препятствуют созданию нормальной атмосферы в детском доме семейного типа, родители-воспитатели не обязаны предоставлять им свидания с детьми.
4.1. На детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных под опеку (попечительство) в семьи граждан, устанавливаются нормы материального обеспечения и льготы, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 1992 г. N 409 "О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Средства на хозяйственное обслуживание зданий, отопление, освещение, текущий ремонт жилья, оплату услуг связи, бытовое обслуживание выделяются по нормам и тарифам, действующим на данной территории, согласно заключенным договорам органами народного образования.
4.2. Воспитанникам детских домов семейного типа после окончания школы, профессиональных, средних специальных и высших учебных заведений при их трудоустройстве выделяется единовременное денежное пособие в сумме двух минимальных размеров оплаты труда, и перечисляются на лицевой счет, открытый в сберегательном банке на имя воспитанника.
4.3. Родителям-воспитателям детских домов семейного типа выплачивается денежное содержание в размере максимальной ставки воспитателя детского дома (независимо от образования и стажа работы) за воспитание 5 детей, переданных на воспитание в детский дом семейного типа; за каждого ребенка, взятого на воспитание сверх 5 детей выплачивается 20% от основной ставки.
При наличии 5 и более приемных детей в семейном детском доме вводится должность отца-воспитателя с окладом в размере максимальной ставки воспитателя детского дома (независимо от образования и стажа работы).
4.4. Родители-воспитатели ведут учет расходов по простейшим формам учета в виде записей по приходу и расходу средств. Отчет об израсходованных средствах в пределах общих ассигнований представляется 2 раза в год в органы народного образования. Сэкономленные в течение года средства изъятию не подлежат, могут быть перечислены на счета детей.
Целевые перечисления общественных и благотворительных организаций должны быть использованы по назначению. По возможности родители-воспитатели имеют право равномерно вкладывать средства на, открытие счета детей в Сбербанке (кровнорожденные и приемные). Их счета должны быть неприкосновенными до их совершеннолетия.
При необходимости денежных средств расходы с лицевых счетов детей могут производиться с разрешения органов опеки и попечительства,
4.5. Родителям-воспитателям, не имеющим необходимого жилого помещения для организации детского дома семейного типа, оно предоставляется по установленным нормам (включая родных детей).
В случае, если родители-воспитатели отказываются либо отстраняются от принятых обязательств по воспитанию детей в детском доме семейного типа, они лишаются предоставленного им в связи с этим жилого помещения и возвращаются на ранее занимаемую или равноценную площадь. Индивидуально построенный жилой дом для семейного детского дома находится на балансе отдела народного образования.
4.6. Безвозмездно переданные основные средства должны быть оприходованы в установленном порядке.
4.7. По достижении детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, 18-летнего возраста они обеспечиваются жилой площадью в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Республики Татарстан от 20 октября 1987 г. N 439, если им не может быть возвращено жилое помещение, которое они занимали до помещения их в детский дом семейного типа, либо при отсутствии такого жилого помещения.
4.8. Главы администраций городов и районов принимают решения о прикреплении детских домов, семейного типа для приобретения продуктов питания к базовым школьным столовым или непосредственно к базам, снабжающим учреждения народного образования.
4.9. Приобретение одежды, мебели, мягкого инвентаря, предметов личной гигиены, хозяйственных товаров, игрушек и т.д. осуществляется родителями-воспитателями по перечислению или за наличный расчет, а также через базы, обслуживающие учреждения народного образования.
4.10. Возникающие вопросы материального и жилищного обеспечения, не оговоренные настоящим Типовым положением, решаются главами администраций городов и районов, Детским фондом Республики Татарстан по представлению попечительских советов.
4.11. По окончании работы в качестве родителей-воспитателей в связи с выходом на пенсию, другими уважительными причинами родителям-воспитателям предоставляется благоустроенное жилье по нормам, установленным для данной территории, если жилое помещение, из которого они выбыли в связи с окончанием работы в детском доме семейного типа, предоставлено другим гражданам или вселение в это помещение невозможно по иным причинам.
4.12. В случае недобросовестного выполнения родителями-воспитателями своих обязанностей, изменений семейно-бытовых условий родителей-воспитателей решением местных органов власти они отстраняются от воспитания детей, дети передаются в резервную семью.
4.13. Жилищные, имущественные, финансовые вопросы решаются главами администраций городов и районов по согласованию с Детским фондом Республики Татарстан.
Спорные вопросы решаются в установленном законодательством порядке.