Недействующий

Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан
от 12 октября 1992 г. N 552
"О Типовом положении о детских домах семейного типа
в Республике Татарстан"

В целях дальнейшего улучшения воспитания и обучения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подготовки их к самостоятельной жизни и трудовой деятельности Кабинет Министров Республики Татарстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемое Типовое положение о детских домах семейного типа в Республике Татарстан.

2. Министерству народного образования Республики Татарстан последовательно проводить работу по созданию детских домов семейного типа, по пропаганде и распространению опыта работы действующих семейных домов и оказанию им практической помощи.

Премьер-министр
Республики Татарстан                                         М.Г.Сабиров


Зам.начальника Секретариата
Кабинета Министров Республики Татарстан                      Ш.А.Зарифов


Типовое положение
"О детских домах семейного типа в Республике Татарстан"
(утверждено постановлением КМ РТ от 12 октября 1992 г. N 552)

Детский дом семейного типа - новая форма воспитания и общественно-государственной заботы о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей.

Главный ее смысл - соединение гуманных принципов государственной системы воспитания с семейным уютом, теплотой, родительской заботой и преимуществами домашнего коллектива, в котором наиболее ярко проявляются взаимная ответственность и взаимные обязательства всех членов семьи друг перед другом.

Цель детских домов семейного типа - дальнейшее усиление государственной помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и обеспечение более полного сочетания общественных, коллективных и семейных форм воспитания. Эти дома, создаются наряду с дальнейшим развитием действующей системы детских интернатных учреждений.

Принцип и формы функционирования домов семейного типа направлены на обеспечение благополучных условий для жизни, воспитания и гармоничного развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, формирование у них добросовестного отношения к учебе, высоких моральных качеств. В основе деятельности этих домов лежит широкое развитие демократических начал на основе их самодеятельности и самоуправления.

Решающим фактором воспитания в детском доме семейного типа должна быть атмосфера семейного очага, скрепленная взаимным уважением и заботой взрослых и детей, общим ведением домашнего хозяйства, организацией общего быта, досуга, учебы и труда. В детском доме семейного типа должны получать практическую реализацию гуманистические принципы воспитания, органическое сочетание государственной и общественной заботы об осиротевших детях и детях, оставшихся без попечения родителей.

1. Общие положения

1.1. Детский дом семейного типа является новой формой воспитания и социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и представляет собой отдельные семьи, взявшие на воспитание не менее 5 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающие в многокомнатных отдельных квартирах или в специализированных жилых домах.

1.2. Порядок организации детских домов семейного типа определяется решением глав администраций городов и районов. Детские дома семейного типа находятся в ведении местных органов власти.

1.3. Органы опеки и попечительства, совместно с отделениями Детского фонда Республики Татарстан оказывают детским домам семейного типа необходимую помощь и осуществляют наблюдение за условиями жизни и воспитанием детей.

1.4. Органы народного образования оказывают методическую помощь в воспитании детей, постоянно консультируют родителей-воспитателей по психолого-педагогическим вопросам.

1.5. Органы здравоохранения:

оказывают необходимую помощь родителям-воспитателям по составлению режима дня, осуществлению рационального питания, проведению оздоровительных мероприятий, профилактической работы, проводят углубленный осмотр узкими специалистами 2 раза в год;

разрешают отпускать бесплатно молоко и молочную продукцию с молочных кухонь детям до 3-летнего возраста;

разрешают проводить бесплатное лекарственное обеспечение детей до 16 лет включительно по рецептам врачей и очками;

обеспечивают первоочередное санаторное лечение детей из семейных детских домов, нуждающихся в этом по состоянию здоровья.

2. Определение детей на воспитание в детский дом семейного типа

2.1. Определяя ребенка в детский дом семейного типа, органы опеки и попечительства и Детский фонд Республики Татарстан руководствуются интересами ребенка, педагогической целесообразностью и юридической обоснованностью.

2.2. Дети направляются в детские дома семейного типа, с согласия родителей-воспитателей на основании совместных решений глав администраций городов и районов, Детского фонда по представлению органов опеки и попечительства, районных (городских) отделов народного образования.

2.3. В детские дома семейного типа направляются:

дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, преимущественно;

дети, родители которых лишены родительских прав;

дети, родители которых признаны в установленном порядке недееспособными;

дети, родители которых признаны в установленном порядке безвестно отсутствующими.

2.4. При комплектовании детских домов семейного типа туда преимущественно направляются:

дети раннего возраста;

дети, в отношении которых не решен вопрос о форме устройства;

дети с ослабленным здоровьем;

дети, находящиеся в родстве (за исключением случаев, когда по медицинским показаниям или по другим причинам дети не могут воспитываться вместе).

2.5. По желанию родителей-воспитателей возможна передача им на воспитание больных детей.

Не рекомендуется:

направлять в детские дома семейного типа детей с глубокими органическими поражениями центральной или периферической нервной системы, с тяжелыми врожденными пороками развития, не поддающимися медицинской коррекции, детей со злокачественными новообразованиями;

направлять детей в такие детские дома, родители которых проживают в данной местности (населенном пункте).

2.6. На каждого ребенка, направляемого в детский дом семейного типа, администрация детских интернатных учреждений или отдел народного образования представляет следующие документы:

свидетельство о рождении;

медицинскую справку о состоянии здоровья или выписку из истории развития ребенка или истории новорожденного; справку о состоянии здоровья матери и течении родов (в случае направления ребенка из родильного дома); карту психоневрологического прогнозирования;

документ об образовании;

документы о родителях или лицах, их заменяющих (копия свидетельства о смерти, приговор или решение суда, справка о болезни или розыске родителей и другие документы, подтверждающие отсутствие родителей или невозможность воспитания ими своих детей);

справку о наличии и местонахождении братьев и сестер;

опись имущества, оставшегося после родителей и сведения о лицах, отвечающих за их сохранность;

решение местных органов власти о закреплении жилой площади за несовершеннолетними;

пенсионную книжку на детей, получающих пенсию, копию решения суда о взыскании алиментов.

2.7. Документы на каждого ребенка, принимаемого в детский дом семейного типа, передаются из дома ребенка, детского дома или школы-интерната, а также приемников-распределителей в семью.

2.8. Комплектование детского дома семейного типа происходит постепенно, в течение 1 года, под контролем и при помощи комиссии по отбору родителей-воспитателей и опекунов, создаваемой по решению местных органов власти. В семьи, где нет кровнорожденных детей, прием детей свыше пяти человек может проходить не ранее чем через 2 года после приема пятого ребенка.

3. Родители-воспитатели

3.1. Родителями-воспитателями могут быть совершеннолетние граждане, за исключением лиц, находящихся в кровном родстве с принимаемыми на воспитание детьми, а также лишенных родительских прав, признанных в установленном порядке недееспособными или ограниченно дееспособными.

3.2. Отбор родителей-воспитателей осуществляется комиссией по отбору родителей-воспитателей и опекунов. В состав комиссии входят специалисты: психолог, педагоги, юристы, педиатр, терапевт, дефектолог.

3.3. Используя специальные методы психолого-педагогического исследования, комиссия дает рекомендации по каждой кандидатуре.

3.4. При рассмотрении кандидатур предпочтение отдается семьям, добросовестно выполняющим свои обязанности.

3.5. Утверждение кандидатур родителей-воспитателей оформляется решением глав администраций городов и районов.

3.6. Вопрос об ограничении по возрасту, образованию, семейному положению кандидатов решается исполкомом в индивидуальном порядке, основываясь на рекомендациях комиссии.

3.7. Родители-воспитатели могут рекомендоваться советом трудового коллектива и советом или администрацией учреждения народного образования, где учатся или воспитываются их дети.

3.8. Родители-воспитатели обязаны воспитывать детей, заботиться об их нравственном и физическом развитии и обучении, готовить их к общественно полезному труду.

Права родителей-воспитателей не могут осуществляться в противоречии с интересами детей.

3.9. Родители-воспитатели являются представителями воспитанников и осуществляют защиту их прав и интересов и несут ответственность перед обществом и законом.

По достижении совершеннолетия родителям-воспитателям необходимо определить дальнейшую судьбу детей, помочь им в трудоустройстве, продолжении обучения, обеспечении жильем.

3.10. Родители-воспитатели должны способствовать контакту ребенка с родителями и воссоединению с ними, в случае восстановления их в родительских правах, освобождения из мест лишения свободы и в других случаях, не противоречащих интересам ребенка. Возвращение детей в семью родителей осуществляется в установленном законодательством порядке.

3.11. В случае, если родители или ближайшие родственники ребенка в течение года не проявляют интереса к его судьбе или препятствуют созданию нормальной атмосферы в детском доме семейного типа, родители-воспитатели не обязаны предоставлять им свидания с детьми.

4. Социальное и материальное обеспечение

4.1. На детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных под опеку (попечительство) в семьи граждан, устанавливаются нормы материального обеспечения и льготы, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 1992 г. N 409 "О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Средства на хозяйственное обслуживание зданий, отопление, освещение, текущий ремонт жилья, оплату услуг связи, бытовое обслуживание выделяются по нормам и тарифам, действующим на данной территории, согласно заключенным договорам органами народного образования.

4.2. Воспитанникам детских домов семейного типа после окончания школы, профессиональных, средних специальных и высших учебных заведений при их трудоустройстве выделяется единовременное денежное пособие в сумме двух минимальных размеров оплаты труда, и перечисляются на лицевой счет, открытый в сберегательном банке на имя воспитанника.

4.3. Родителям-воспитателям детских домов семейного типа выплачивается денежное содержание в размере максимальной ставки воспитателя детского дома (независимо от образования и стажа работы) за воспитание 5 детей, переданных на воспитание в детский дом семейного типа; за каждого ребенка, взятого на воспитание сверх 5 детей выплачивается 20% от основной ставки.

При наличии 5 и более приемных детей в семейном детском доме вводится должность отца-воспитателя с окладом в размере максимальной ставки воспитателя детского дома (независимо от образования и стажа работы).

4.4. Родители-воспитатели ведут учет расходов по простейшим формам учета в виде записей по приходу и расходу средств. Отчет об израсходованных средствах в пределах общих ассигнований представляется 2 раза в год в органы народного образования. Сэкономленные в течение года средства изъятию не подлежат, могут быть перечислены на счета детей.

Целевые перечисления общественных и благотворительных организаций должны быть использованы по назначению. По возможности родители-воспитатели имеют право равномерно вкладывать средства на, открытие счета детей в Сбербанке (кровнорожденные и приемные). Их счета должны быть неприкосновенными до их совершеннолетия.

При необходимости денежных средств расходы с лицевых счетов детей могут производиться с разрешения органов опеки и попечительства,

4.5. Родителям-воспитателям, не имеющим необходимого жилого помещения для организации детского дома семейного типа, оно предоставляется по установленным нормам (включая родных детей).

В случае, если родители-воспитатели отказываются либо отстраняются от принятых обязательств по воспитанию детей в детском доме семейного типа, они лишаются предоставленного им в связи с этим жилого помещения и возвращаются на ранее занимаемую или равноценную площадь. Индивидуально построенный жилой дом для семейного детского дома находится на балансе отдела народного образования.

4.6. Безвозмездно переданные основные средства должны быть оприходованы в установленном порядке.

4.7. По достижении детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, 18-летнего возраста они обеспечиваются жилой площадью в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Республики Татарстан от 20 октября 1987 г. N 439, если им не может быть возвращено жилое помещение, которое они занимали до помещения их в детский дом семейного типа, либо при отсутствии такого жилого помещения.

4.8. Главы администраций городов и районов принимают решения о прикреплении детских домов, семейного типа для приобретения продуктов питания к базовым школьным столовым или непосредственно к базам, снабжающим учреждения народного образования.

4.9. Приобретение одежды, мебели, мягкого инвентаря, предметов личной гигиены, хозяйственных товаров, игрушек и т.д. осуществляется родителями-воспитателями по перечислению или за наличный расчет, а также через базы, обслуживающие учреждения народного образования.

4.10. Возникающие вопросы материального и жилищного обеспечения, не оговоренные настоящим Типовым положением, решаются главами администраций городов и районов, Детским фондом Республики Татарстан по представлению попечительских советов.

4.11. По окончании работы в качестве родителей-воспитателей в связи с выходом на пенсию, другими уважительными причинами родителям-воспитателям предоставляется благоустроенное жилье по нормам, установленным для данной территории, если жилое помещение, из которого они выбыли в связи с окончанием работы в детском доме семейного типа, предоставлено другим гражданам или вселение в это помещение невозможно по иным причинам.

4.12. В случае недобросовестного выполнения родителями-воспитателями своих обязанностей, изменений семейно-бытовых условий родителей-воспитателей решением местных органов власти они отстраняются от воспитания детей, дети передаются в резервную семью.

4.13. Жилищные, имущественные, финансовые вопросы решаются главами администраций городов и районов по согласованию с Детским фондом Республики Татарстан.

Спорные вопросы решаются в установленном законодательством порядке.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»