В настоящее время деятельность в области управления ТБО сопровождается весьма большими потерями ресурсов, а также увеличением загрязнения окружающей среды.
Проблема экологической опасности твердых бытовых отходов остро стоит как перед Россией, так и перед Республикой Татарстан. Эта опасность затрагивает все стадии обращения с ТБО, начиная с их сбора и транспортировки и кончая подготовкой к использованию утильных компонентов и уничтожением или захоронением неиспользуемых фракций.
Существующая система учета и контроля за образованием и размещением отходов не позволяет из-за своей децентрализации получить достоверную информацию о фактических объемах образования отходов как в целом по России, так и в отдельных регионах, а также исключить несанкционированное их размещение.
Политика в сфере управления отходами ориентирована на уменьшение количества образующихся отходов и на развитие методов их максимального использования.
Дальнейшая работа с целью снижения экологической опасности обращения с ТБО должна проводиться в следующих направлениях:
1. Провести на территории республики инвентаризацию образующихся, перерабатываемых и подлежащих захоронению отходов производства и потребления.
2. Провести скрининговую инвентаризацию мест бывших захоронений отходов с целью выявления дополнительных для республики сырьевых ресурсов и оценки влияния этих мест на окружающую среду и здоровье человека.
3. Разработать подзаконные акты по основным положениям Закона Республики Татарстан "Об отходах производства и потребления". Создать при Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан республиканский центр благоустройства и экологической безопасности.
4. Совершенствовать технологии раздельного сбора и двухэтапного вывоза ТБО.
5. Внедрить имеющиеся отечественные ресурсосберегающие и экологически безопасные технологии переработки отходов. Создать и распространить среди предприятий и организаций жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан банк данных об отечественных безопасных технологиях переработки ТБО и полученном из них вторичном сырье.
6. В целях исключения строительства предприятий по переработке и утилизации ТБО, не отвечающих передовому техническому уровню, с низкими технико-экономическими показателями, не обеспечивающих экологическую безопасность, необходимо до подписания контрактов с фирмами-поставщиками оборудования направлять исходные материалы в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан для рассмотрения на экспертно-техническом совете.
7. Организовать систему эколого-гигиенического образования руководителей административных территорий, предприятий, организаций по обращению с отходами производства и потребления.
8. Организовать систему раздельного сбора ТБО с целью их использования в качестве сырья; систематически проводить разъяснительную работу с населением по раздельному сбору отходов потребления.
9. Разработать систему контроля за несанкционированными свалками и создать условия, исключающие возможность их появления.
10. Установить оптимальные тарифы за переработку ТБО, обеспечивающие экономически оправданное функционирование предприятий, перерабатывающих отходы, и исключающие систему дотации.
11. Увеличить привлечение внебюджетных источников финансирования в систему управления отходами, для чего создать республиканский центр благоустройства и экологической безопасности и подготовить информационно-правовую и нормативно-методическую базу для обеспечения организаций и функционирования региональных некоммерческих целевых фондов.
Главная задача реализации этой программы состоит в комплексном использовании всех рычагов управления ТБО и ресурсосбережения: технических, экономических, нормативных, правовых и информационных.