Действующий

О концепции управления государственным имуществом Республики Татарстан (с изменениями на 1 декабря 2008 года)

Введение

Настоящая Концепция определяет основные цели и пути реализации первого этапа совершенствования системы управления государственным имуществом Республики Татарстан и рассматривает принципы управления государственным недвижимым имуществом, государственным имуществом, закрепленным на вещных правах за государственными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также имущественными правами Республики Татарстан, вытекающими из ее участия в коммерческих организациях. Не являются предметом рассмотрения Концепции: имущество, вовлекаемое в соответствии с законодательством в бюджетный процесс, недра, леса, земли сельскохозяйственного назначения, объекты интеллектуальной собственности Республики Татарстан.

Главная цель настоящей Концепции - утверждение принципов государственной политики по управлению государственным имуществом, направленной на обеспечение экономического роста, достижение рентабельной и устойчивой работы предприятий как основы национальной безопасности и социальной стабильности республики.

Это достигается оптимизацией структуры государственной собственности, содействием внутренним преобразованиям на предприятиях, использованием государственных активов в качестве инструмента для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики, совершенствованием нормативной правовой базы и методов управления имуществом, реализацией кадровой политики.

В результате массовой приватизации в Республике Татарстан были созданы объективные предпосылки для развития рыночных отношений. Возник широкий слой частных собственников, получили развитие фондовый рынок и рынок недвижимости. Наработана значительная нормативно-правовая база, регулирующая рыночные отношения.

Вместе с тем в ходе форсированной приватизации не был достигнут ряд стратегических целей. В частности, структурная перестройка не привела к желаемому экономическому росту. Приватизация не позволила создать эффективных собственников и привлечь на предприятия достаточно инвестиций. Эффективные собственники, владеющие контрольным пакетом акций, появились лишь в незначительном числе предприятий республики (акционерные общества "Заря", "Полимиз", "КПОГАТ-3", "Хитон", "Челны-хлеб", "Красный Восток" и ряд других). В то же время государство продолжает оставаться крупнейшим собственником имущества в республике, что определяет необходимость формирования и реализации оптимальной стратегии управления государственной собственностью Республики Татарстан.

В государственной (республиканской и коммунальной) собственности Республики Татарстан (на 01.01.2000 г.) находится имущество 1166 унитарных предприятий (из них 715 - в республиканской), 1963 учреждений (из них 680 - в республиканской), 808 пакетов акций акционерных обществ (из них 661 - в республиканской). Общая стоимость республиканского имущества, переданного в хозяйственное ведение и доверительное управление, составляет более 55 млрд.рублей, в оперативное - 3,8 млрд.рублей.

В сложившейся социально-экономической ситуации необходимо усиление контроля и регулирования в государственном секторе экономики. При этом возрастание роли государства как собственника не следует понимать как политику увеличения числа объектов государственной собственности. Речь идет о создании четкой системы выбора объектов для осуществления государственного управления, а также эффективного механизма управления и контроля за государственной собственностью.

В собственности государства должно быть сосредоточено имущество, которое обеспечивает реализацию его основных функций. В отношении к каждому объекту (группе объектов) госсобственности определяется цель управления исходя из общих целей управления госимуществом, установленных настоящей Концепцией.

Необходимо внедрять в практику управления всеми объектами собственности принципы индикативного регулирования, предполагающие введение контрольных показателей эффективности управления и установление ответственности управляющих за их достижение.

Важной предпосылкой эффективного управления государственным имуществом является организация системы всеобщего учета и инвентаризации государственного имущества. Основой систематизации государственного имущества по ведомственной (отраслевой) принадлежности является Реестр государственной собственности Республики Татарстан. Дальнейшая работа в этой области включает систематическое обновление данных, совершенствование систем учета различных видов объектов, повышение информативности баз данных.