Действующий

О концепции управления государственным имуществом Республики Татарстан (с изменениями на 1 декабря 2008 года)

Задачи по управлению пакетами акций, находящимися в государственной
собственности Республики Татарстан

1. Оптимизация структуры государственного фондового портфеля как средство повышения эффективности его управления

Политика по оптимизации структуры государственного фондового портфеля направлена на значительное сокращение количества акционерных обществ с долей государства в уставных капиталах и формирование государственных пакетов акций, необходимых для эффективной реализации государственной политики в стратегичесстки значимых акционерных обществах.

а) Сокращение количества акционерных обществ с долей государства.

Все акционерные общества, акции которых представлены в государственном портфеле, условно разделены на три категории по стратегической значимости и целесообразности сохранения государственной доли акций - А, В и С.

Категорию А составляют наиболее важные акционерные общества республиканского значения (обеспечивающие выполнение общегосударственных функций):

- бюджетообразующие предприятия;

- холдинговые компании важнейших отраслей;

- социально значимые предприятия.

Категорию В составляют общества, необходимость государственного влияния в которых сохраняется с целью получения в будущем дивидендов на государственную долю или доходов от реализации пакетов акций (акции имеют перспективы увеличения стоимости).

Категорию С формируют средние и мелкие акционерные общества, управление которыми целесообразно полностью передать в частный сектор.

Пакеты акций акционерных обществ группы С должны быть реализованы в ближайшее время, группы В - в течение 4-5 лет, пакеты группы А должны оставаться в государственной собственности длительное время. Реализация акций акционерных обществ группы А может проводиться в целях увеличения инвестиционной привлекательности этих обществ, привлечения стратегических инвесторов.

б) Создание условий для реализации государственной политики в акционерных обществах.

Участие государства в уставном капитале обществ позволяет непосредственно проводить государственную политику при управлении жизненно важными для республики акционерными обществами. Государство должно иметь не менее чем блокирующий пакет (26% уставного капитала) или обладать специальным правом ("золотая акция") в крупных обществах группы А что позволяет:

- блокировать решения, противоречащие интересам государства;

- формировать органы управления обществ, отражающие позицию государства;

- осуществлять государственное регулирование и контроль при перераспределении собственности в акционерных обществах.

Сохранение блокирующих пакетов обеспечивается контролем за эмиссионной политикой акционерных обществ, а также укрупнением государственного пакета путем операций на фондовом рынке (в том числе скупкой акций).

В ходе массовой приватизации был акционирован ряд социально значимых предприятий, в которых необходимо усилить влияние государства для обеспечения выполнения общегосударственных задач. В этих целях целесообразно сосредоточить в государственной собственности пакет акций, обеспечивающий безусловное прямое управление государством этими обществами (51 или 76% уставного капитала).

Таким образом, в государственной собственности будут находиться пакеты акций, обеспечивающие необходимый уровень влияния государства на ограниченный круг акционерных обществ (в перспективе - только группа А) - в основном блокирующие (в крупных акционерных обществах) или контрольные.

Тем не менее участие в уставном капитале общества само по себе не обеспечивает эффективную реализацию полномочий собственника. Для этого, прежде всего, необходимо усовершенствовать систему представительства интересов государства в органах управления акционерных обществ, осуществить постепенный перевод ее на профессиональную основу, а также разработать программы развития и финансового оздоровления акционерных обществ групп А и В с учетом существующих республиканских и федеральных программ, пересмотреть уставы хозяйственных обществ с позиции обеспечения интересов государства.

2. Обеспечение пополнения доходной части бюджета за счет неналоговых поступлений от управления государственным портфелем акций

Дивидендная политика. Дивиденды на госпортфель акций формируют значительную часть поступлений в бюджет от управления государственным имуществом, что подтверждается следующими данными: