Действующий

О концепции управления государственным имуществом Республики Татарстан (с изменениями на 1 декабря 2008 года)

4. Развитие института представления интересов государства
в органах управления и контроля акционерных обществ

Основной задачей представителей государства является обеспечение интересов государства при принятии решений в органах управления и контроля акционерных обществ в соответствии с республиканскими и отраслевыми программами развития.

С целью повышения заинтересованности и ответственности госпредставителей необходимо решить вопрос об их материальном поощрении, обеспечении их прав и гарантий как представителей собственника государственного имущества - Республики Татарстан. Требуется определить финансовые источники не только на обучение и повышение квалификации госпредставителей, но и для обеспечения их профессиональной деятельности в советах директоров акционерных обществ (по крайней мере, в наиболее значимых обществах).

Для этого необходимо разработать критерии оценки эффективности работы госпредставителей.

При управлении государственным пакетом акций через систему госпредставителей основное внимание должно быть уделено как на отраслевую специфику предприятий, так и на необходимость учета интересов местных органов власти. В связи с этим необходимо продолжить практику передачи Госкомимуществом Республики Татарстан части полномочий по представлению интересов государства отраслевым министерствам и ведомствам, комитетам по управлению коммунальным имуществом, холдинговым компаниям.

В дальнейшем будет реализована поэтапная передача полномочий госпредставителей предпринимателям и коммерческим организациям, имеющим практический опыт формирования эффективной системы менеджмента на предприятиях, представляющим интересы государства на профессиональной возмездной основе.

Типовой программой действия всех представителей государства в избираемых ежегодно советах директоров, ревизионных комиссиях должны стать следующие мероприятия:

1. В финансово-хозяйственной деятельности:

- участие в определении стратегических направлений развития АО;

- анализ финансово-экономического состояния АО;

- контроль формирования и распределения прибыли, начисления и выплаты дивидендов;

- инвентаризация долгосрочных финансовых вложений, в том числе фактов учреждения предприятий, действующих не в интересах общества;

- участие в разработке программы ликвидации задолженности по налогам и заработной плате;

- обеспечение эффективного внешнего и внутреннего аудита;

- отчетность перед отраслевой организацией и Госкомимуществом Республики Татарстан по результатам анализа финансово-хозяйственной деятельности и эффективности работы исполнительной дирекции.

2. По инвентаризации и оптимизации имущественного комплекса:

- контроль инвентаризации имущества и реструктуризации имущественного комплекса;

- ревизия договоров аренды имущества АО;

- реализация неэффективно работающего имущества АО, в том числе находящегося в хозяйственном ведении;

- контроль рыночной оценки стоимости активов и приведения в соответствие уставного капитала АО.

3. По корпоративному менеджменту:

- обеспечение эффективности решений органов управления;

- обеспечение прав акционеров, информационной открытости акционерного общества;

- внесение в уставы АО (при необходимости) изменений и дополнений в соответствии с Примерным уставом АО и устранение противоречий действующему законодательству;

- разработка внутренних положений, правил, методик, обеспечивающих интересы государства.

Госпакеты акций могут быть также переданы в доверительное управление профессиональным участникам рынка ценных бумаг, особенно в тех случаях, когда последние сами являются акционерами общества. Это позволит сочетать интересы государства, акционерных обществ и коммерческих организаций, заинтересованных в развитии этих обществ.