Действующий

О концепции управления государственным имуществом Республики Татарстан (с изменениями на 1 декабря 2008 года)

6. Взаимодействие органов исполнительной власти и отраслевых
вертикально интегрированных структур в области управления
государственным имуществом

Необходимость функционального разделения полномочий по управлению государственным имуществом между различными организациями, представляющими интересы Республики Татарстан как собственника, вызвана сложностью и многоаспектностью работы по управлению собственностью, а также значительным количеством объектов государственной собственности. В частности, целесообразно сосредоточить основную работу по анализу финансово-хозяйственной деятельности организаций в Минэкономпроме Республики Татарстан, отраслевых министерствах и ведомствах, передать полномочия по управлению микроотраслями холдинговым компаниям и т.д.

Согласно законодательству Госкомимущество Республики Татарстан является органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять права собственника по владению, пользованию и распоряжению государственным имуществом. К его ведению относятся следующие функции:

- создание, реорганизация, ликвидация, приватизация государственных унитарных предприятий, учреждений и иных организаций с участием государства;

- утверждение учредительных документов (в том числе изменений и дополнений к ним) государственных унитарных предприятий, учреждений и иных организаций с участием государства;

- осуществление специального права ("золотой акции");

- распоряжение государственным имуществом и его учет, в том числе государственных пакетов акций акционерных обществ;

- организация деятельности представителей государства в хозяйственных обществах, контроль, согласование и учет заключения контрактов найма с руководителями предприятий.

Организациями, осуществляющими в пределах полномочий, делегированных Госкомимуществом Республики Татарстан, часть функций по управлению государственным имуществом, являются:

- Минэкономпром Республики Татарстан, отраслевые министерства и ведомства;

- вертикально интегрированные коммерческие организации различных форм собственности (холдинговые и трастовые компании, производственные объединения, ассоциации, финансово-промышленные группы);

- местные комитеты по управлению коммунальным имуществом;

- специализированные коммерческие организации, созданные с участием государства для целей управления имуществом.

Большая часть указанных организаций осуществляет функции управления через систему представителей государства в органах управления хозяйственных обществ, а также непосредственно - через владение, пользование и распоряжение государственным имуществом, ранее внесенным в качестве вклада государства в уставные капиталы обществ.

Этим организациям могут быть делегированы следующие полномочия:

- назначение руководителей унитарных предприятий и акционерных обществ с вкладом государства свыше 50% с последующим заключением, изменением и расторжением контрактов найма (по согласованию с Госкомимуществом Республики Татарстан);

- голосование государственным пакетом акций и участие в органах управления акционерных обществ (через систему представителей государства);

- проведение анализа, учета и контроля финансово-экономического состояния унитарных предприятий, акционерных обществ и иных хозяйствующих субъектов, имеющих вклад государства;

- определение целей и задач деятельности организаций с участием государства;

- осуществление полномочий арендодателя республиканского имущества;

- аттестация руководителей предприятий;

- применение санкций к руководителям предприятий в порядке, согласованном с Госкомимуществом Республики Татарстан;

- утверждение бизнес-планов, инвестиционных программ.

Делегирование полномочий должно оформляться соглашением между Госкомимуществом Республики Татарстан и организациями, которым делегируются полномочия. При этом работа по передаче полномочий должна осуществляться исходя из следующих основных принципов:

- определение на базе формируемого Реестра государственной собственности Республики Татарстан оптимальной системы организаций (министерств, ведомств, холдингов и т.д.), которые на основании переданных полномочий имели бы реальную возможность эффективного управления хозяйствующими субъектами с государственной собственностью;

- создание в курирующих организациях отделов собственности, непосредственно координируемых Госкомимуществом Республики Татарстан и ответственных за учет, сохранность и обеспечение эффективности использования государственного имущества;

- усиление ранее утраченного влияния государства в экономически и социально значимых предприятиях за счет увеличения государственной доли в акционерных обществах и организации контроля за деятельностью государственных унитарных предприятий.

Важное направление работы в сфере делегирования полномочий реформирование системы взаимоотношений органов исполнительной власти с холдинговыми компаниями, производственными объединениями, иными вертикально интегрированными структурами. Холдинги должны выполнять роль централизованного регулятора в отраслевом управлении государственным имуществом. В то же время они зачастую не осуществляют реальных управляющих воздействий, направленных на финансовое оздоровление и развитие предприятий, не контролируют структуру их пакетов акций и финансовые показатели. Необходимо также принимать во внимание возможное негативное влияние холдингов на конкурентную среду.

Создание, дальнейшее развитие, перспектива существования холдингов - эти вопросы должны решаться совместно отраслевыми органами государственного управления, Госкомимуществом Республики Татарстан и Татарстанским территориальным управлением Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства.

В связи с переносом центра тяжести работы по управлению государственной собственностью на места следует усилить координирующую роль Госкомимущества Республики Татарстан при работе с комитетами по управлению коммунальным имуществом (КУКИ). КУКИ осуществляют как все функции по управлению коммунальной собственностью, так и ряд вышеперечисленных функций по управлению республиканской собственностью, находящейся на территории городов (районов), делегированных им Госкомимуществом Республики Татарстан. Требуется рассмотреть проблему финансирования деятельности КУКИ. При работе с республиканской собственностью финансирование может осуществляться за счет средств республиканского бюджета Республики Татарстан, Фонда приватизации Республики Татарстан, в том числе путем оставления на местах части доходов, полученных от управления этой собственностью.