Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан
от 4 апреля 2000 г. N 232
"О концепции управления государственным
имуществом Республики Татарстан"
(с изменениями на 1 декабря 2008 года)

В целях повышения эффективности управления государственным имуществом Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Концепцию управления государственным имуществом Республики Татарстан.

2. Руководителям министерств, госкомитетов, ведомств и главам администраций городов и районов Республики Татарстан организовать работу по реализации Концепции управления государственным имуществом Республики Татарстан.

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Премьер-министра Республики Татарстан - министра экономики и промышленности Республики Татарстан С.А.Когогина.

Премьер-министр
Республики Татарстан Р.Н.Минниханов

Заместитель Премьер-министра Республики
Татарстан - Руководитель Аппарата Кабинета
Министров Республики Татарстан И.Б.Фаттахов

Концепция
управления государственным имуществом Республики Татарстан
(утверждена постановлением КМ РТ от 4 апреля 2000 г. N 232)

Оглавление

Введение

1. Управление государственными предприятиями и учреждениями

2. Приватизация государственных унитарных предприятий

3. Управление пакетами акций, находящимися в государственной собственности Республики Татарстан

4. Развитие института представления интересов государства в органах управления и контроля акционерных обществ

5. Управление государственной недвижимостью Республики Татарстан

6. Взаимодействие органов исполнительной власти и отраслевых вертикально интегрированных структур в области управления государственным имуществом

7. Процедуры несостоятельности и финансового оздоровления как элемент управления государственной собственностью

8. Кадровая политика

Заключение

Приложение: План подготовки нормативных правовых актов, обеспечивающих реализацию Концепции управления государственной собственностью Республики Татарстан

Введение

Настоящая Концепция определяет основные цели и пути реализации первого этапа совершенствования системы управления государственным имуществом Республики Татарстан и рассматривает принципы управления государственным недвижимым имуществом, государственным имуществом, закрепленным на вещных правах за государственными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также имущественными правами Республики Татарстан, вытекающими из ее участия в коммерческих организациях. Не являются предметом рассмотрения Концепции: имущество, вовлекаемое в соответствии с законодательством в бюджетный процесс, недра, леса, земли сельскохозяйственного назначения, объекты интеллектуальной собственности Республики Татарстан.

Главная цель настоящей Концепции - утверждение принципов государственной политики по управлению государственным имуществом, направленной на обеспечение экономического роста, достижение рентабельной и устойчивой работы предприятий как основы национальной безопасности и социальной стабильности республики.

Это достигается оптимизацией структуры государственной собственности, содействием внутренним преобразованиям на предприятиях, использованием государственных активов в качестве инструмента для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики, совершенствованием нормативной правовой базы и методов управления имуществом, реализацией кадровой политики.

В результате массовой приватизации в Республике Татарстан были созданы объективные предпосылки для развития рыночных отношений. Возник широкий слой частных собственников, получили развитие фондовый рынок и рынок недвижимости. Наработана значительная нормативно-правовая база, регулирующая рыночные отношения.

Вместе с тем в ходе форсированной приватизации не был достигнут ряд стратегических целей. В частности, структурная перестройка не привела к желаемому экономическому росту. Приватизация не позволила создать эффективных собственников и привлечь на предприятия достаточно инвестиций. Эффективные собственники, владеющие контрольным пакетом акций, появились лишь в незначительном числе предприятий республики (акционерные общества "Заря", "Полимиз", "КПОГАТ-3", "Хитон", "Челны-хлеб", "Красный Восток" и ряд других). В то же время государство продолжает оставаться крупнейшим собственником имущества в республике, что определяет необходимость формирования и реализации оптимальной стратегии управления государственной собственностью Республики Татарстан.

В государственной (республиканской и коммунальной) собственности Республики Татарстан (на 01.01.2000 г.) находится имущество 1166 унитарных предприятий (из них 715 - в республиканской), 1963 учреждений (из них 680 - в республиканской), 808 пакетов акций акционерных обществ (из них 661 - в республиканской). Общая стоимость республиканского имущества, переданного в хозяйственное ведение и доверительное управление, составляет более 55 млрд.рублей, в оперативное - 3,8 млрд.рублей.

В сложившейся социально-экономической ситуации необходимо усиление контроля и регулирования в государственном секторе экономики. При этом возрастание роли государства как собственника не следует понимать как политику увеличения числа объектов государственной собственности. Речь идет о создании четкой системы выбора объектов для осуществления государственного управления, а также эффективного механизма управления и контроля за государственной собственностью.

В собственности государства должно быть сосредоточено имущество, которое обеспечивает реализацию его основных функций. В отношении к каждому объекту (группе объектов) госсобственности определяется цель управления исходя из общих целей управления госимуществом, установленных настоящей Концепцией.

Необходимо внедрять в практику управления всеми объектами собственности принципы индикативного регулирования, предполагающие введение контрольных показателей эффективности управления и установление ответственности управляющих за их достижение.

Важной предпосылкой эффективного управления государственным имуществом является организация системы всеобщего учета и инвентаризации государственного имущества. Основой систематизации государственного имущества по ведомственной (отраслевой) принадлежности является Реестр государственной собственности Республики Татарстан. Дальнейшая работа в этой области включает систематическое обновление данных, совершенствование систем учета различных видов объектов, повышение информативности баз данных.

1. Управление государственными предприятиями и учреждениями

Оценка состояния управления государственными
предприятиями и учреждениями

Предприятия

Законодательно руководителям унитарных предприятий предоставлен широкий круг полномочий по распоряжению государственным имуществом, переданным в хозяйственное ведение этим предприятиям. Сегодня они не связаны необходимостью согласования своих решений с собственником имущества (за исключением вопросов распоряжения недвижимым имуществом). Нередки случаи, когда прибыль унитарных предприятий оседает в фирмах-спутниках. Для унитарных предприятий не предусмотрено обязательное проведение периодических аудиторских проверок.

Практически отсутствует механизм эффективного контроля со стороны собственника - государства за результатами управленческой деятельности руководителей. Трудовое законодательство, эффективно защищая права руководителей, приводит к значительным трудностям при применении к ним мер ответственности. Это затрудняет своевременное предотвращение негативных последствий неквалифицированной или противоправной деятельности руководителей предприятий.

Учреждения

По действующему законодательству органы исполнительной власти наделены правом создания учреждений. Учреждения должны создаваться для осуществления функций некоммерческого характера. Их финансирование полностью или частично производится из федерального, республиканского или местного бюджетов.

Регламентированная правовыми актами система контроля за осуществлением государственными учреждениями хозяйственных операций в настоящее время отсутствует. В то же время Республика Татарстан несет субсидиарную ответственность по обязательствам учреждений. Учреждения же имеют возможность осуществлять финансирование своей деятельности за счет привлечения кредитных ресурсов без согласования с собственником, что может привести к нанесению прямого ущерба государству.

Кроме того, на практике нередки случаи нецелевого использования имущества, закрепленного за учреждениями на праве оперативного управления. Значительная часть его используется в коммерческих целях (в том числе путем передачи в аренду).

Задачи по управлению государственными предприятиями и учреждениями

Управление государственными унитарными предприятиями и учреждениями направлено на достижение следующих целей:

1. Оптимизация структуры и количества государственных унитарных предприятий и учреждений.

Количество государственных унитарных предприятий (ГУП) в республике весьма значительно. Однако отраслевое распределение унитарных предприятий далеко не рационально, что сдерживает развитие рыночных отношений и конкурентной среды в ряде отраслей. Поэтому актуальной остается проблема сужения круга унитарных предприятий до минимума, обеспечивающего выполнение этими предприятиями общегосударственных функций. Унитарные предприятия должны сохраняться (создаваться) только в следующих случаях:

- осуществление деятельности, предусмотренной законодательством исключительно для унитарных предприятий;

- производство отдельных видов продукции, изъятых из гражданского оборота или ограниченных в гражданском обороте, а также обеспечивающих национальную безопасность Республики Татарстан и Российской Федерации;

- осуществление социально значимой деятельности;

- в приоритетных с точки зрения государственной политики отраслях;

- в иных случаях, предусмотренных законодательством для обеспечения интересов государства или реализации пилотных проектов.

В случае несоответствия организационно-правовой формы унитарных предприятий и учреждений осуществляемой ими деятельности проводится их приватизация или реструктуризация, включая реорганизацию и реализацию интеграционных механизмов.

В случае неспособности предприятий и учреждений выполнить возложенные на них задачи проводится их ликвидация, в том числе через процедуры несостоятельности (банкротства).

Выделенные государственные унитарное предприятия можно классифицировать как прибыльные, безубыточные и убыточные (дотируемые для выполнения государственного заказа).

Требуется провести анализ деятельности учреждений и выполняемых ими задач с целью выявления дублирования функций, нерационального распределения обязанностей и сформировать оптимальную структуру учреждений.

2. Повышение эффективности деятельности государственных унитарных предприятий и учреждений

Основными критериями эффективности деятельности указанных организаций являются выполнение в полном объеме поставленных перед ними задач, увеличение поступлений в бюджет от использования закрепленного за ними имущества, увеличение чистых активов, обновление производства, сохранение и увеличение рабочих мест.

Для достижения этих целей должны быть приняты следующие меры:

- Принятие решений о сохранении организационно-правовой формы ГУП или его преобразовании (ликвидации).

- Отработка стратегии развития предприятий, в случае целесообразности - пересмотр видов деятельности.

- Переутверждение уставов, в которых должны закрепляться новые требования, в частности:

- определение размера фондов предприятия, а также прибыли государственного предприятия, подлежащей перечислению в бюджет в виде дохода собственника от использования имущества, порядка такого перечисления;

- детальная регламентация порядка создания ГУП, формирования и изменения его уставного фонда, его реорганизации или ликвидации;

- закрепление полномочий собственника по распоряжению имуществом унитарного предприятия, созданию его органов управления и контроля, в том числе контрольно-ревизионной комиссии (ревизора);

- проведение ежегодных аудиторских и контрольно-ревизионных проверок ГУП по указанию собственника.

- Отработка оптимальной структуры имущественного комплекса ГУП. Наделение предприятия имуществом по потребностям бизнеса. При этом высвобождаемое имущество либо реализуется (передается в доверительное управление, аренду, залог), либо передается на баланс специально созданных предприятий - фондов недвижимости, технопарков - для использования преимущественно представителями малого и среднего бизнеса.

- Формирование системы рационального распределения госзаказа для ГУП.

- Назначение руководителей, как правило, на конкурсной основе, а также заключение контрактов с руководителями унитарных предприятий, предполагающих:

- установление экономических заданий на определенный период;

- конкретную ответственность руководителей за достижение заданных показателей финансово-хозяйственной деятельности и зависимость от этого оплаты их труда;

- установление требований по контролю и отчетности;

- ограничение возможностей руководителей в части совершения сделок, в которых они заинтересованы, а также их участия в коммерческих и некоммерческих организациях.

- Аттестация руководителей на основании выполнения утвержденного экономического задания. При необходимости - расторжение контрактов.

- Проведение вышестоящими отраслевыми организациями анализа финансово-хозяйственной деятельности и ежегодное утверждение основных экономических показателей работы ГУП, осуществление контроля за их выполнением на базе Реестра показателей экономической эффективности ГУП и АО с пакетом государства.

2. Приватизация государственных унитарных предприятий

В результате преобразования государственных предприятий в акционерные общества в Республике Татарстан на 1 января 2000 года общее число приватизированных предприятий составило 1155. В ряде отраслей приватизация еще не достигла должного уровня. В частности, в агропромышленном комплексе приватизирован 71% предприятий, в строительстве - 85%, в торговле, общепите и бытовом обслуживании - 59 процентов.

В связи с завершением этапа массовой приватизации изменяются государственные приоритеты в области приватизации и, в соответствии с этим, определяются новые задачи. Это предполагает переход от приватизации как бюджетообразующего фактора к идеологии поддержки и развития производства.

Основной целью приватизации на новом этапе является создание слоя эффективных собственников, ориентированных на долгосрочное развитие предприятия, расширение производства, создание новых рабочих мест, продвижение продукции, конкурентоспособной на внутреннем и внешнем рынках. Необходимо обеспечить привлекательность приватизации как инструмента привлечения инвестиций, препятствующего банкротству и ликвидации экономически и социально значимых предприятий, а также предприятий, обладающих уникальными технологиями.

Важнейшими принципами государственной политики приватизации должны стать:

- принятие приватизационных решений на основе анализа планов развития предприятий и заключения приватизационных договоров, предоставляющих государству право принятия своевременных мер воздействия на недобросовестных инвесторов;

- комплексный мониторинг и постприватизационная поддержка предприятий за счет средств, реинвестируемых из Фонда приватизации Республики Татарстан;

- приватизация низколиквидных предприятий по невысокой цене при условии принятия потенциальным собственником инвестиционных и социальных обязательств;

- приватизация предприятий как единого имущественного комплекса, включающего земельный участок, при наличии экономической целесообразности.

При этом используются преимущественно следующие способы приватизации:

- приватизация по инициативе Госкомимущества Республики Татарстан;

- преобразование предприятий в акционерные общества с полным участием государства в уставном капитале и последующей продажей контрольного пакета акций инвестору;

- реализация второго способа приватизации, предполагающего привлечение инициативной группы (инвестора) на основе опциона;

- приватизация с учетом инвестиций с прямым направлением средств на развитие производства;

- приватизация путем преобразования в ООО с полным выкупом имущества инвестором, инициативной группой, трудовым коллективом.

В первую очередь предполагается завершить приватизацию небольших предприятий, обеспечивающих потребности населения (предприятия торговли, бытового обслуживания, общественного питания, легкой промышленности). У многих из них высокая кредиторская задолженность, устаревшая производственная база, недостаточный объем собственных средств, отсутствие собственных помещений. Для оживления этого сектора экономики предприятия при приватизации необходимо передавать представителям малого и среднего бизнеса с предоставлением им соответствующих льгот при условии сохранения профиля деятельности.

Для повышения финансовой устойчивости приватизированных предприятий необходимо также рассмотреть вопрос о совместной приватизации республиканского и коммунального имущества (в частности, предприятий торговли и общественного питания, бытового обслуживания, аптек вместе с помещениями, находящимися, как правило, в коммунальной собственности).

3. Управление пакетами акций, находящимися в государственной
собственности Республики Татарстан

Оценка состояния управления пакетами акций, находящимися
в государственной собственности Республики Татарстан

Государственный фондовый портфель в настоящее время состоит из пакетов акций 808 акционерных обществ, значительно различающихся по социально-экономической значимости для республики, финансовому состоянию, отраслевой принадлежности. При этом в нем преобладают неконтрольные пакеты акций.

Структура республиканского портфеля акций по размеру пакетов представлена в следующей таблице:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»