1. Настоящие Правила применяются при подготовке следующих нормативных актов министерств, государственных комитетов, других республиканских органов исполнительной власти (далее именуются ведомственные нормативные акты):
затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан;
имеющих межведомственный характер;
регулирующих в установленном действующим законодательством порядке отношения республиканских органов исполнительной власти с подведомственными организациями, предприятиями и учреждениями либо затрагивающих права или обязанности их работников.
Ведомственные нормативные акты, затрагивающие права, свободы и законные интересы граждан или носящие межведомственный характер, подлежат в установленном порядке государственной регистрации и официальному опубликованию.
2. Ведомственные нормативные акты издаются во исполнение решений высших органов государственной власти и управления Республики Татарстан либо по их поручению, а также по инициативе республиканских органов исполнительной власти в соответствии с их компетенцией.
3. Ведомственные нормативные акты издаются в виде приказов, постановлений, инструкций, положений, разъяснений, указаний или в иных видах, предусмотренных положениями о соответствующих министерствах и ведомствах.
4. Ведомственный нормативный акт может быть издан совместно несколькими республиканскими органами исполнительной власти или одним из них по согласованию с другими. В этом случае организация работы по подготовке проекта ведомственного нормативного акта осуществляется республиканским органом исполнительной власти, по инициативе которого разрабатывается акт или который обозначен в поручении первым.
Другие республиканские органы исполнительной власти, указанные в поручении обязаны обеспечить выделение специалистов для участия в подготовке проекта ведомственного нормативного акта и своевременное представление предложений, необходимых документов, справок, расчетов и других материалов.
При инициативной подготовке проекта совместного ведомственного нормативного акта руководство министерства или ведомства согласовывает с другими заинтересованными органами порядок и сроки его подготовки.
Проект ведомственного нормативного акта считается согласованным при наличии виз руководителей заинтересованных министерств и ведомств.
Решения государственных комитетов, имеющих межведомственный общенормативный характер, принимаются совместно членами этого комитета и издаются в форме постановлений государственного комитета.
5. Подготовка проекта ведомственного нормативного акта возлагается на одно или несколько структурных подразделений республиканского органа исполнительной власти с учетом их функций и компетенции. При этом определяется круг должностных лиц, ответственных за подготовку указанного проекта, сроки его подготовки, а при необходимости организации, привлекаемые к этой работе.
Для подготовки проектов ведомственных нормативных актов, разрабатываемых совместно несколькими республиканскими органами исполнительной власти, а также наиболее важных и сложных проектов, как правило, создаются рабочие группы.
6. Юридическая служба (юрисконсульты) министерств и ведомств оказывает помощь структурным подразделениям по правовым вопросам, возникающим при подготовке проекта ведомственного нормативного акта, непосредственно участвует в разработке проекта акта.
Подготовленный проект ведомственного нормативного акта до его подписания руководством республиканского органа исполнительной власти должен быть проверен на соответствие актам действующего законодательства и завизирован руководителем юридической службы (юрисконсультом).
7. В процессе работы над проектом ведомственного нормативного акта должны быть изучены относящиеся к теме проекта:
акты законодательства Российской Федерации, Республики Татарстан указы и распоряжения Президента Российской Федерации, Президента Республики Татарстан, постановления и распоряжения Совета Министров Правительства Российской Федерации и Кабинета Министров Республики Татарстан, а также изданные ранее ведомственные нормативные акты;
практика применения ведомственных нормативных актов; научная литература и материалы периодической печати, а также данные социологических и иных исследований, если таковые проводились.
8. Если при подготовке проекта ведомственного нормативного акта выявляется необходимость внесения существенных изменений в ранее принятые ведомственные акты или по одному и тому же вопросу имеется несколько актов, в целях их упорядочения и устранения множественности разрабатывается единый новый акт. В проект такого акта включаются новые, а также ранее принятые нормативные предписания, которые сохраняют свою силу.
9. Структура проекта ведомственного нормативного акта должна обеспечивать последовательное развитие темы правового регулирования, а также единообразное понимание и применение будущего акта.
Проект ведомственного нормативного акта должен иметь соответствующее его содержанию краткое наименование.
Если требуется разъяснение целей и мотивов принятия ведомственного нормативного акта, в проекте дается вступительная часть. Положения, имеющие нормативный характер, во вступительную часть не включаются.
В тех случаях, когда это необходимо для полноты изложения вопроса в проектах ведомственных нормативных актов могут воспроизводиться отдельные положения из законодательства. Такие положения должны иметь ссылки на соответствующие акты законодательства.
Если в проекте ведомственного нормативного акта приводятся таблицы, графики, карты, схемы, образцы документов, бланков, они, как правило, должны помещаться в приложениях. В соответствующих пунктах проекта акта на эти приложения делаются ссылки.
10. Одновременно с разработкой проекта ведомственного нормативного акта должны быть подготовлены предложения о признании ранее действовавших актов или отдельных их частей утратившими силу, об изменении и дополнении их в связи с принятием нового акта.
Если имеется значительное количество ведомственных нормативных актов, подлежащих признанию утратившими силу, изменению и дополнению, их перечни даются в приложении к проекту акта.
Ведомственные нормативные акты, изданные совместно или по согласованию с другими органами исполнительной власти, изменяются, дополняются или признаются утратившими силу совместно или по согласованию с соответствующими республиканскими органами исполнительной власти.
11. Ведомственные нормативные акты подписываются (утверждаются) руководителем республиканского органа исполнительной власти или его заместителем.