Недействующий

О Концепции государственной транспортной политики Республики Татарстан и разработке программы развития транспортного комплекса Республики Татарстан до 2005 года (утратило силу на основании постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 10.10.2023 N 1296)

I. Состояние транспортного комплекса Республики Татарстан

Республика Татарстан является одним из наиболее развитых в экономическом отношении субъектов Российской Федерации. Наличие недровых ресурсов, благоприятные природные условия, выгодное транспортно-географическое положение, квалифицированные кадры и научно-образовательный потенциал Республики Татарстан способствовали развитию промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта, созданию крупных промышленных и культурных центров.

За последние годы в Республике Татарстан, как и в целом по Российской Федерации, произошло сокращение объемов производства. Индекс физического объема промышленного производства в России в 1998 г. по сравнению с 1991 г. составил 52,4%, в Республике Татарстан - 66,9%.

Более благоприятным по сравнению с Российской Федерацией является также положение с относительным уровнем доходов населения. Отношение среднедушевого дохода к прожиточному минимуму в республике составило в 1998 г. 2,2 (шестое место среди субъектов Российской Федерации).

Затруднение в развитии всех отраслей экономики Республики Татарстан связано с внутренними и внешними факторами: продолжающейся структурной перестройкой и реформированием предприятий, неэффективной реорганизацией отношений собственности, слабой мотивацией эффективного труда, ослаблением государственного регулирования и управления экономикой.

В результате негативного влияния вышеуказанных факторов валовой региональный продукт в 1998 году сократился на 3,9% по сравнению с уровнем 1997 года.

Транспортный комплекс, как отрасль народного хозяйства, является одним из крупнейших в республике. Его доля в валовом региональном продукте составила в 1998 году 6,5%, в стоимости основных фондов 12,0%, в численности работающих - 5,7%, в прибыли предприятий и организаций - 9,0%, в объеме платных услуг - 22,0%.

Ведущую роль в обеспечении межрегиональных связей Республики Татарстан играет железнодорожный транспорт. Им осуществляется преобладающая часть межрегиональных перевозок грузов и пассажиров.

В выполнении международных грузовых перевозок все более активную роль начинает играть автомобильный транспорт.

Республика осуществляет поставки нефти и газа нефтеперерабатывающим предприятиям Республики Татарстан, в соседние регионы и на экспорт. Соответственно сохраняются перевозки продукции нефтехимической промышленности. Отсутствие собственного танкерного флота приводит к тому, что перевозку нефтехимической продукции осуществляет водный транспорт других регионов.

Республика Татарстан осуществляет значительный объем добычи и перевозок строительных материалов. При условии стабилизации положения в экономике России и наличия транспортного обеспечения объемы поставок строительных материалов в соседние регионы и по республике могут быть увеличены.

Значительный объем городских, пригородных и междугородних пассажирских перевозок осуществляет пассажирский транспорт, который в наибольшей мере нуждается в государственной поддержке.

Сеть транспортных коммуникаций в республике является достаточно разветвленной (Приложение N 1).

Железнодорожные магистрали пересекают Республику Татарстан в широтном и меридиональном направлениях. Основным транзитным широтным направлением является двухпутная электрифицированная линия Москва-Казань-Екатеринбург. Линии Свияжск-Ульяновск и Агрыз-Письмянка, представляющие собой рокадные направления и обеспечивающие в значительной мере перевозки грузов в Республике Татарстан, остаются однопутными, работающими на тепловозной тяге.

Автомобильная дорожная сеть республики постоянно развивается: строятся сельские дороги, объезды городов, путепроводы, участки дорог федерального и республиканского значений, а также ведется их реконструкция.

Аэропорты и аэродромы гражданской авиации размещены в 9 пунктах республики. Имеются два международных аэропорта в гг.Казани и Набережные Челны. Бугульминский аэропорт обеспечивает межрегиональные и местные, а 6 аэродромов - только местные воздушные сообщения. Выполняются работы по реконструкции аэропортов "Казань" и "Бегишево", модернизируется система управления воздушным движением.

Единая водная система европейской части России, основу которой составляет бассейн реки Волги, создает условия для использования судов смешанного плавания в международных перевозках в направлении Каспийского, Средиземноморского и Балтийского бассейнов.

Водные судоходные пути представлены глубоководными участками рек Волги, Камы, а также Вятки и Свияги. Речные порты в городах Казань и Набережные Челны, а также грузовые причалы в ряде населенных пунктов нуждаются в капитальном ремонте и реконструкции.

Основные транспортные магистрали в Республике Татарстан имеют не только республиканское, но и федеральное значение. Размещение магистралей совпадает с направлениями международных транспортных коридоров, что предъявляет к ним дополнительные требования по совершенствованию технических параметров, обеспечению безопасности перевозок, охране окружающей среды и развитию сервисных служб.

Вследствие существенного спада объема перевозок пассажиров и грузов за последние годы (Приложения N 2, 3) имеются значительные резервы пропускных, провозных и перерабатывающих мощностей транспорта. В то же время из-за недостатка и неудовлетворительного состояния подвижного состава и других технических средств транспорта имеются трудности в освоении пассажирских перевозок.

Степень износа основных фондов транспорта к началу 1999 г. составила 43,6%, в том числе транспортных средств - 60,7%. О необходимости существенного обновления парков подвижного состава транспорта свидетельствует и их возрастная структура (Приложение N 4).

Не хватает автобусов для городских, пригородных и междугородных перевозок, а также трамваев и троллейбусов.

Остро ощущается недостаток железнодорожного пассажирского подвижного состава для пригородного сообщения.

На водном транспорте к 2005 г. выработают нормативный срок службы все самоходные грузовые суда, половина буксиров-толкачей и перегрузочной техники, все суда на подводных крыльях и более половины водоизмещающих пассажирских судов.

Критическое положение сложилось с ремонтом и обновлением парка самолетов.

Транспорт остается одним из основных источников загрязнения атмосферного воздуха, прежде всего больших городов. Основными причинами этого являются: резкий рост численности автомобилей, неудовлетворительное состояние и изношенность значительной части эксплуатируемого парка, низкий технический уровень отечественных автомобилей.

Неблагополучным остается положение с обеспечением безопасности движения, полетов и судоходства.

Неудовлетворительное состояние технических средств транспорта повышает себестоимость перевозок, приводит к росту тарифов на перевозки и ухудшению обслуживания предприятий и населения.

Значительная изношенность и низкие темпы обновления технических средств транспорта связаны, главным образом, с трудным финансовым положением транспортных организаций. По итогам 1998 года все предприятия городского электрического транспорта оказались убыточными. На пассажирском автомобильном транспорте общего пользования доля убыточных предприятий составляет 88,2%, на воздушном транспорте - 83%, водном - 50%.

Убыточность организаций вызвана снижением их доходов из-за уменьшения объемов перевозок, а также общей нестабильностью в экономике, кризисом неплатежей, парализующим процесс воспроизводства на транспорте независимо от экономических результатов деятельности, неполной компенсацией затрат на убыточные социально значимые пассажирские перевозки.