Проведенные на первом этапе рыночных реформ преобразования отношений собственности и реформирование предприятий транспорта не позволили создать эффективного и дееспособного собственника. Основные экономические процессы в государственных унитарных предприятиях и акционерных обществах протекали без особых различий и не свидетельствуют о предпочтительности той или иной формы собственности.
Отличительной особенностью реформирования на новом этапе должен стать перенос центра тяжести с массового преобразования отношений собственности на создание благоприятных условий для формирования эффективных собственников предприятий всех форм собственности.
Ключевыми направлениями реформирования являются:
- участие органов государственного управления Республики Татарстан в преобразовании отношений собственности и реформировании предприятий федерального железнодорожного и трубопроводного транспорта;
- выделение в сфере транспортных услуг воздушного и водного транспорта секторов, относящихся к сфере естественных монополий и нуждающихся в особом режиме регулирования со стороны государства, а также конкурентных секторов, где необходимо формирование условий для конкуренции между предприятиями, оказывающими услуги;
- дальнейшее преобразование в акционерные общества предприятий автомобильного, воздушного и водного транспорта и создание в этих видах транспорта холдинговых компаний, а на железнодорожном транспорте пригородной компании;
- завершение передачи в коммунальную собственность предприятий наземного пассажирского городского транспорта;
- завершение акционирования и приватизации сервисных предприятий транспорта (вокзалы, трансагентства, станции технического обслуживания, бронирование, резервирование и продажа билетов и т.д.);
- исключение из сферы коммерциализации и приватизации предприятий, связанных с обеспечением безопасности движения, полетов и судоходства;
- участие органов государственной власти Республики Татарстан в процессе приватизации и управлении предприятиями транспорта.