Недействующий


КАБИНЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 5 октября 1999 года N 671


О Концепции государственной транспортной политики Республики
Татарстан и разработке программы развития транспортного
комплекса Республики Татарстан до 2005 года

____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Кабинета Министров Республики Татарстан
 от 10 октября 2023 года N 1296

____________________________________________________________________


В целях осуществления единой государственной транспортной политики в интересах развития экономики и более полного удовлетворения населения в транспортном обслуживании, повышения эффективности реформирования и развития транспортного комплекса Республики Татарстан Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:

1. Одобрить прилагаемую Концепцию государственной транспортной политики Республики Татарстан.

2. Министерству финансов Республики Татарстан выделить Департаменту транспорта Республики Татарстан при Кабинете Министров Республики Татарстан из Республиканского фонда общеотраслевых и межотраслевых научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ 500 тыс.рублей для оплаты разработки Концепции государственной транспортной политики Республики Татарстан, программы развития транспортного комплекса Республики Татарстан до 2005 года и Республиканской информационно-аналитической компьютерной системы (паспорта) транспортного комплекса Республики Татарстан в соответствии с заключенным с Научным центром по комплексным транспортным проблемам Министерства транспорта Российской Федерации договором от 7 октября 1998 года.

3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Премьер-министра Республики Татарстан Швецова В.А.

Премьер-министр
Республики Татарстан Р.Н.Минниханов

Заместитель Премьер-министра Республики
Татарстан - Руководитель Аппарата Кабинета
Министров Республики Татарстан И.Б.Фаттахов

Концепция
государственной транспортной политики Республики Татарстан

Содержание

Введение

I. Состояния транспортного комплекса Республики Татарстан

II. Цели государственной транспортной политики и основные задачи по их реализации

III. Государственное управление и регулирование транспортного комплекса

1. Преобразование отношений собственности и реформирование предприятий

2. Экономические отношения

Тарифное регулирование

Налоговое регулирование

Инвестиционная деятельность

Формирование и функционирование рынка транспортных услуг

Внешнеэкономическая деятельность

3. Безопасность работы транспорта и охрана окружающей среды

4. Организация и обеспечение мобилизационной подготовки, мероприятий по гражданской обороне, предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций

5. Социальная и кадровая политика

IV. Механизм реализации государственной транспортной политики

Приложения:

1. Транспортные коммуникации в Республике Татарстан

2. Перевозки пассажиров и грузов транспортом общего пользования в Республике Татарстан

3. Пригородные и городские перевозки пассажиров транспортом общего пользования в Республике Татарстан

4. Парк транспортных средств в Республике Татарстан

Введение

Транспортный комплекс - одна из важнейших отраслей экономики Республики Татарстан. Его устойчивое и эффективное функционирование определяет развитие внутренних и внешних транспортно-экономических связей, способствует стабилизации и подъему экономики, улучшению условий и уровня жизни населения Республики Татарстан.

Транспортный комплекс, обеспечивающий потребности Республики Татарстан в перевозках пассажиров и грузов, характеризуется сложной организационной структурой, включающей многочисленные разнообразные хозяйствующие субъекты железнодорожного, автомобильного, городского электрического, воздушного, водного и трубопроводного транспорта.

Государственная транспортная политика - это эффективная деятельность уполномоченных органов государственной власти, осуществляемая в соответствии со стратегическими целями и приоритетами функционирования и развития транспортного комплекса на основе законодательных и иных нормативно-правовых документов в условиях рыночной экономики.

Разработанная концепция государственной транспортной политики Республики Татарстан соответствует общей направленности проводимых в республике преобразований и отражает специфику транспортного комплекса.

Концепция основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Татарстан, действующих законов Российской Федерации и Республики Татарстан, посланий Президента Республики Татарстан, Государственной программы экономического и социального прогресса Республики Татарстан, Концепции государственной транспортной политики Российской Федерации, концепций реструктуризации и реформирования, а также программ развития видов транспорта Российской Федерации.

I. Состояние транспортного комплекса Республики Татарстан

Республика Татарстан является одним из наиболее развитых в экономическом отношении субъектов Российской Федерации. Наличие недровых ресурсов, благоприятные природные условия, выгодное транспортно-географическое положение, квалифицированные кадры и научно-образовательный потенциал Республики Татарстан способствовали развитию промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта, созданию крупных промышленных и культурных центров.

За последние годы в Республике Татарстан, как и в целом по Российской Федерации, произошло сокращение объемов производства. Индекс физического объема промышленного производства в России в 1998 г. по сравнению с 1991 г. составил 52,4%, в Республике Татарстан - 66,9%.

Более благоприятным по сравнению с Российской Федерацией является также положение с относительным уровнем доходов населения. Отношение среднедушевого дохода к прожиточному минимуму в республике составило в 1998 г. 2,2 (шестое место среди субъектов Российской Федерации).

Затруднение в развитии всех отраслей экономики Республики Татарстан связано с внутренними и внешними факторами: продолжающейся структурной перестройкой и реформированием предприятий, неэффективной реорганизацией отношений собственности, слабой мотивацией эффективного труда, ослаблением государственного регулирования и управления экономикой.

В результате негативного влияния вышеуказанных факторов валовой региональный продукт в 1998 году сократился на 3,9% по сравнению с уровнем 1997 года.

Транспортный комплекс, как отрасль народного хозяйства, является одним из крупнейших в республике. Его доля в валовом региональном продукте составила в 1998 году 6,5%, в стоимости основных фондов 12,0%, в численности работающих - 5,7%, в прибыли предприятий и организаций - 9,0%, в объеме платных услуг - 22,0%.

Ведущую роль в обеспечении межрегиональных связей Республики Татарстан играет железнодорожный транспорт. Им осуществляется преобладающая часть межрегиональных перевозок грузов и пассажиров.

В выполнении международных грузовых перевозок все более активную роль начинает играть автомобильный транспорт.

Республика осуществляет поставки нефти и газа нефтеперерабатывающим предприятиям Республики Татарстан, в соседние регионы и на экспорт. Соответственно сохраняются перевозки продукции нефтехимической промышленности. Отсутствие собственного танкерного флота приводит к тому, что перевозку нефтехимической продукции осуществляет водный транспорт других регионов.

Республика Татарстан осуществляет значительный объем добычи и перевозок строительных материалов. При условии стабилизации положения в экономике России и наличия транспортного обеспечения объемы поставок строительных материалов в соседние регионы и по республике могут быть увеличены.

Значительный объем городских, пригородных и междугородних пассажирских перевозок осуществляет пассажирский транспорт, который в наибольшей мере нуждается в государственной поддержке.

Сеть транспортных коммуникаций в республике является достаточно разветвленной (Приложение N 1).

Железнодорожные магистрали пересекают Республику Татарстан в широтном и меридиональном направлениях. Основным транзитным широтным направлением является двухпутная электрифицированная линия Москва-Казань-Екатеринбург. Линии Свияжск-Ульяновск и Агрыз-Письмянка, представляющие собой рокадные направления и обеспечивающие в значительной мере перевозки грузов в Республике Татарстан, остаются однопутными, работающими на тепловозной тяге.

Автомобильная дорожная сеть республики постоянно развивается: строятся сельские дороги, объезды городов, путепроводы, участки дорог федерального и республиканского значений, а также ведется их реконструкция.

Аэропорты и аэродромы гражданской авиации размещены в 9 пунктах республики. Имеются два международных аэропорта в гг.Казани и Набережные Челны. Бугульминский аэропорт обеспечивает межрегиональные и местные, а 6 аэродромов - только местные воздушные сообщения. Выполняются работы по реконструкции аэропортов "Казань" и "Бегишево", модернизируется система управления воздушным движением.

Единая водная система европейской части России, основу которой составляет бассейн реки Волги, создает условия для использования судов смешанного плавания в международных перевозках в направлении Каспийского, Средиземноморского и Балтийского бассейнов.

Водные судоходные пути представлены глубоководными участками рек Волги, Камы, а также Вятки и Свияги. Речные порты в городах Казань и Набережные Челны, а также грузовые причалы в ряде населенных пунктов нуждаются в капитальном ремонте и реконструкции.

Основные транспортные магистрали в Республике Татарстан имеют не только республиканское, но и федеральное значение. Размещение магистралей совпадает с направлениями международных транспортных коридоров, что предъявляет к ним дополнительные требования по совершенствованию технических параметров, обеспечению безопасности перевозок, охране окружающей среды и развитию сервисных служб.

Вследствие существенного спада объема перевозок пассажиров и грузов за последние годы (Приложения N 2, 3) имеются значительные резервы пропускных, провозных и перерабатывающих мощностей транспорта. В то же время из-за недостатка и неудовлетворительного состояния подвижного состава и других технических средств транспорта имеются трудности в освоении пассажирских перевозок.

Степень износа основных фондов транспорта к началу 1999 г. составила 43,6%, в том числе транспортных средств - 60,7%. О необходимости существенного обновления парков подвижного состава транспорта свидетельствует и их возрастная структура (Приложение N 4).

Не хватает автобусов для городских, пригородных и междугородных перевозок, а также трамваев и троллейбусов.

Остро ощущается недостаток железнодорожного пассажирского подвижного состава для пригородного сообщения.

На водном транспорте к 2005 г. выработают нормативный срок службы все самоходные грузовые суда, половина буксиров-толкачей и перегрузочной техники, все суда на подводных крыльях и более половины водоизмещающих пассажирских судов.

Критическое положение сложилось с ремонтом и обновлением парка самолетов.

Транспорт остается одним из основных источников загрязнения атмосферного воздуха, прежде всего больших городов. Основными причинами этого являются: резкий рост численности автомобилей, неудовлетворительное состояние и изношенность значительной части эксплуатируемого парка, низкий технический уровень отечественных автомобилей.

Неблагополучным остается положение с обеспечением безопасности движения, полетов и судоходства.

Неудовлетворительное состояние технических средств транспорта повышает себестоимость перевозок, приводит к росту тарифов на перевозки и ухудшению обслуживания предприятий и населения.

Значительная изношенность и низкие темпы обновления технических средств транспорта связаны, главным образом, с трудным финансовым положением транспортных организаций. По итогам 1998 года все предприятия городского электрического транспорта оказались убыточными. На пассажирском автомобильном транспорте общего пользования доля убыточных предприятий составляет 88,2%, на воздушном транспорте - 83%, водном - 50%.

Убыточность организаций вызвана снижением их доходов из-за уменьшения объемов перевозок, а также общей нестабильностью в экономике, кризисом неплатежей, парализующим процесс воспроизводства на транспорте независимо от экономических результатов деятельности, неполной компенсацией затрат на убыточные социально значимые пассажирские перевозки.

Необоснованные структурные преобразования на видах транспорта привели к излишней раздробленности предприятий, а отсутствие необходимых организационных, финансово-экономических условий создали чрезвычайно трудное положение на предприятиях транспорта.

В транспортном комплексе Республики Татарстан, исключая железнодорожный и воздушный транспорт, слабо используются современные информационные технологии. Отсутствуют: единые базы данных о расписании движения пассажирского транспорта; единая система бронирования и продажи билетов; диспетчерские системы управления городским транспортом; информационно-аналитические системы транспорта в районах и городах, видов транспорта; системы сбора и оформления заказов на перевозки, оповещения о месте нахождения грузов в любой момент времени; ведение документооборота с применением электронных систем.

Глубинными причинами рассмотренного неудовлетворительного положения транспортного комплекса Республики Татарстан наряду с общей нестабильностью в экономике являются ослабление государственного управления, регулирования и контроля за деятельностью транспорта, за эффективным использованием собственности, отставание в разработке необходимых нормативно-правовых документов, регламентирующих и стимулирующих работу транспорта в новых условиях.

Устранение глубинных причин и преодоление отмеченных недостатков в области транспорта являются необходимыми условиями стабилизации положения в транспортном комплексе Республики Татарстан и в целом экономики Республики Татарстан.

II. Цели государственной транспортной политики
и основные задачи по их реализации

Главными целями государственной транспортной политики Республики Татарстан являются:

- вывод из кризисного состояния и реформирование транспортного комплекса для эффективного удовлетворения потребностей населения и экономики республики в транспортных услугах;

- повышение безопасности работы транспорта и снижение его вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду;

- наиболее полное использование транспортно-географического положения республики для расширения транспортных связей, объемов и услуг межрегиональных и международных перевозок.

Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие основные задачи:

- совершенствование законов и иных нормативно-правовых документов в области транспорта, способствующих повышению эффективности работы транспорта, государственного регулирования транспортной деятельности в новых хозяйственных условиях;

- совершенствование системы управления транспортным комплексом Республики Татарстан для усиления государственного регулирования экономических процессов и хозяйственной деятельности на транспорте республики, усиления взаимодействия и координации с федеральными органами исполнительной власти, субъектами Российской Федерации и межрегиональными ассоциациями;

- совершенствование экономических отношений в целях улучшения взаимодействия предприятий транспорта с пользователями его услуг и с органами государственного управления, а также транспортных организаций между собой;

- проведение институциональных преобразований и реформирования предприятий транспорта для повышения эффективности управления собственностью, финансового оздоровления предприятий и увеличения результативности их деятельности;

- координация взаимодействия всех видов транспорта, развитие транспортно-экспедиционной деятельности;

- расширение и развитие рынка транспортных услуг и повышение эффективности его функционирования, создание конкурентной среды на региональном уровне;

- активизация инвестиционной деятельности на транспорте Республики Татарстан для обновления технических средств предприятий и транспортной инфраструктуры;

- совершенствование социальной и кадровой политики, направленной на формирование благоприятных условий труда, повышение квалификации работников транспортных предприятий, обеспечение достойного вознаграждения за труд с учетом его специфики, улучшение социальных условий на производстве и в быту.

Намечаемые меры по достижению целей и решению поставленных задач оформляются в виде единой государственной программы развития транспортного комплекса Республики Татарстан, а также целевых программ, проектов, предусматривающих целесообразную этапность и очередность их реализации, основанных на положениях настоящей Концепции и согласованных с направлениями Государственной программы экономического и социального прогресса Республики Татарстан.

III. Государственное управление и регулирование
транспортного комплекса

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»