В странах, которые достигли наибольших успехов в экономическом развитии, важное место отводится работам по бережному использованию энергетических ресурсов.
Энергосберегающий путь развития не является следствием действия исключительно рыночных механизмов. Государство, как правило, берет на себя функции организации экономических и технологических аспектов этой работы.
В реализации политики энергосбережения развитые страны прошли следующие этапы:
- разработка концепции энергосбережения;
- создание организаций, координирующих деятельность по энергосбережению;
- создание организаций, осуществляющих контроль за выполнением энергосберегающих программ;
- разработка нормативно-правовой базы энергосбережения;
- разработка механизмов финансирования энергосберегающей деятельности;
- реализация демонстрационных проектов по энергосбережению;
- проведение активной информационной политики, пропаганда преимуществ и передового опыта в области энергосбережения.
В Республике Татарстан работы в области энергосбережения координируются Республиканской энергетической комиссией (РЭК).
Следует обратить внимание на проблему теплоснабжения, поскольку на теплоснабжение в настоящее время затрачивается до 45% всех расходуемых энергетических ресурсов. В холодные зимы потребность в топливе на теплоснабжение может возрастать еще на 10-15%.
В общем расходе тепловой энергии в настоящее время до 40% приходится на отопление и горячее водоснабжение непроизводственной сферы. Поэтому от состояния и направления развития теплоснабжения этой сферы существенно зависит экономика республики.
Общие потери тепла значительны. Устранение избыточных потерь теплоты в зданиях - длительный и капиталоемкий процесс. Он полномасштабно не осуществим в условиях экономического спада. На первом этапе возможны избирательные малозатратные и быстроокупаемые решения при одновременном внедрении приборов регулирования и учета потребления энергоносителей.