Приказ Министерства социального обеспечения Республики Татарстан
от 15 июня 1999 г. N 89
"Об утверждении Примерного положения о социальном магазине"

Во исполнение постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 04.08.98 г. N 446 "Об утверждении Перечня учреждений социального обслуживания, учреждений здравоохранения и образования, оказывающих социальную помощь населению Республики Татарстан" и приказ Министерства социального обеспечения Республики Татарстан от 11.09.98 г. N 74 "О введении в действие постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 04.08.98 г. N 446" ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить прилагаемое Примерное положение о социальном магазине.

2. Рекомендовать руководителям территориальных органов социальной защиты, учреждений социального обслуживания населения Республики Татарстан:

2.1. Привести в соответствие с Примерным положением о социальном магазине положения действующих социальных магазинов.

2.2. Руководствоваться Примерным положением о социальном магазине при разработке положения о социальном магазине.

2.3. Руководствоваться Примерным штатным расписанием социального магазина, утвержденным 13 мая 1999 года Министерством социального обеспечения Республики Татарстан по согласованию с Госкомитетом Республики Татарстан по труду и занятости и Министерством финансов Республики Татарстан при разработке штатных расписаний социальных магазинов.

3. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя Министра Камалтынова Ю.З.

Министр социального обеспечения
Республики Татарстан                                        К.Н.Новикова


Приложение
к приказу Минсобеса РТ
от 15 июня 1999 г. N 89

Примерное положение
"О социальном магазине"

I. Общие положения

1.1. Социальный магазин является учреждением государственной системы социального обслуживания населения Республики Татарстан, предназначенным для продажи по льготным ценам или распределения товаров первой необходимости (продовольственных, промышленных) малообеспеченным гражданам и лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации.

1.2. Социальный магазин создается органом государственного управления на подведомственной территории по согласованию с Министерством социального обеспечения Республики Татарстан на основании постановления Кабинета Министров Республики Татарстан.

1.3. Социальный магазин может являться структурным подразделением учреждения социального обслуживания (далее - Учреждение*) или создаваться в качестве самостоятельной социальной службы, подведомственной территориальному органу социального обеспечения и социальной защиты населения (далее - орган социальной защиты).

1.4. Социальный магазин действует в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими деятельность в сфере торгового обслуживания.

Орган социальной защиты осуществляет контроль за деятельностью социального магазина и оказывает ему организационно-методическую и практическую помощь.

1.5. Выбор направлений деятельности социального магазина определяется потребностями различных групп населения района (города) в тех или иных формах и видах услуг.

1.6. Социальный магазин организуется и содержится за счет средств, предусмотренных бюджетом района (города), а также за счет доходов от хозяйственной и иной деятельности и других внебюджетных поступлений, не запрещенных действующим законодательством.

II. Цель и предмет деятельности

2.1. Целью создания социального магазина является оказание социальной поддержки малообеспеченным гражданам и лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации (далее - Граждане).

Социальный магазин может организовывать:

- розничную торговлю товарами первой необходимости;

- обслуживание Граждан по предварительным заказам;

- формирование наборов товаров первой необходимости к праздничным датам;

- обеспечение товарами граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации;

- выездную торговлю, в том числе по предварительным заявкам Граждан;

- доставку продуктов и товаров на дом по просьбе некоторых категорий граждан;

- бесплатное распределение среди нуждающихся Граждан товаров, поступающих по линии гуманитарной помощи;

- сбор и продажу (распределение) промышленных товаров, бывших в употреблении;

- обеспечение социальных работников продуктами, товарами первой необходимости для обслуживания на дому одиноких пенсионеров и инвалидов;

- иные формы деятельности в сфере обеспечения малообеспеченных граждан товарами первой необходимости, не противоречащие целям и задачам Учреждения и действующему законодательству.

2.2. Снижение себестоимости продукции, реализуемой в социальном магазине, может достигаться за счет:

- бюджетного финансирования социального магазина;

- дотаций из республиканского, местного бюджетов, денежных поступлений из районного (городского) фонда социальной поддержки населения; банковских ссуд;

- закупок товаров непосредственно у предприятий-производителей;

- внебюджетных средств, получаемых Учреждением от оплаты социальных услуг и предпринимательской деятельности;

- доходов от реализации товаров по рыночным ценам гражданам, не относящимся к категориям малообеспеченных;

- средств, получаемых от предоставления льгот по аренде помещений, водоснабжению, электроэнергии и другим коммунальным услугам;

- освобождения от уплаты налогов, перечисляемых в республиканский и местный бюджеты.

2.3. Средний размер снижения стоимости товаров, реализуемых через социальный магазин, устанавливается территориальным органом государственного управления по предложению органа социальной защиты.

2.4. Правом на обслуживание социальным магазином пользуются граждане, совокупный (среднедушевой) доход которых ниже стоимостной величины прожиточного минимума на члена типовой семьи, установленного в республике, а также лица, находящегося в трудной жизненной ситуации.

2.5. Утверждение ассортиментного перечня товаров, установление первоочередности при предоставлении льготного торгового обслуживания, определенной категории и численности лиц, обслуживаемых через социальный магазин, осуществляется органом социальной защиты по согласованию с органом государственного управления.

2.6. Зачисление Граждан на обслуживание социальным магазином производится на основании направления органа социальной защиты населения, а также по направлению Учреждения или отделения срочного социального обслуживания.

2.7. Обслуживание Граждан социальным магазином может осуществляться на постоянной, временной (до 6 месяцев) или разовой основе.

Продолжительность обслуживания Граждан социальным магазином устанавливается органом социальной защиты.

Решение об обслуживании социальным магазином на постоянной основе пересматривается органом социальной защиты не реже 2 раз в год.

При превышении размера совокупного (среднедушевого) дохода обслуживаемых граждан над величиной прожиточного минимума на члена типовой семьи граждане снимаются с обслуживания социальным магазином по решению органа социальной защиты.

2.8. Порядок реализации (распределения) товаров нуждающимся категориям населения в социальном магазине устанавливается органом социальной защиты и может производиться по предъявлению Гражданами именной карточки с указанием в ней сроков обслуживания, по спискам или разового талона на право приобретения товаров, выданных органом социальной защиты.

2.9. Для размещения социального магазина в установленном порядке выделяются специальные помещения в зданиях административного или жилого фонда, которые должны быть обеспечены всеми видами коммунально-бытового благоустройства, оснащены телефонной связью и отвечать санитарно-гигиеническим и противопожарным требованиям, а также требованиям охраны труда.

2.10. Санитарно-гигиенические требования к организации работы социального магазина должны соблюдаться в соответствии с "Правилами продажи отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров", утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 08.10.93 г. N 995 и "Положением о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.94 г. N 625.

III. Правовой статус

3.1. При функционировании социального магазина в качестве структурного подразделения Учреждения, социальный магазин не имеет статуса юридического лица.

Социальный магазин действует на основании утверждаемого руководителем Учреждения положения о социальном магазине.

Социальный магазин организует свою работу от имени и в интересах Учреждения на основании доверенности, выдаваемой руководителем Учреждения. При этом вводится должность заведующего отделением, назначаемая руководителем Учреждения.

3.2. При функционировании социального магазина как самостоятельного подведомственного учреждения органа социальной защиты, в случае необходимости, социальный магазин, может иметь статус юридического лица. Социальный магазин действует на основании Устава и настоящего Положения. Социальный магазин возглавляет директор, назначаемый на должность территориальным органом государственной власти по представлению руководителя органа социальной защиты.

IV. Персонал социального магазина

4.1. Штатное расписание социального магазина утверждается Учредителем** в зависимости от планируемой численности обслуживаемых граждан в пределах установленного фонда оплаты труда, в соответствии с Примерным штатным расписанием социального магазина.

4.2. Директор социального магазина (заведующий отделением):

4.2.1. Организует работу социального магазина, несет ответственность за его деятельность.

4.2.2. Обеспечивает сохранность вверенного ему имущества, своевременное проведение ремонта помещений, оборудования, инвентаря, транспорта.

4.2.3. Имеет право вносить предложения Учредителю о поощрении работников социального магазина и наложении на них взыскания.

4.3. Трудовые отношения между Учредителем и его работниками оформляются трудовым договором (контрактом). Работники социального магазина могут приниматься на работу с испытательным сроком.

4.4. График работы, план повышения квалификации работников социального магазина утверждаются Учредителем.

4.5. Режим работы социального магазина утверждается Учредителем.

В целях обеспечения гражданам большей доступности в приобретении товаров в социальном магазине могут устанавливаться специальные дни (часы) для обслуживания отдельных категорий населения, а также социальных работников для приобретения товаров обслуживаемым ими граждан.

4.6. Медицинские осмотры работников социального магазина, санитарные требования к организации труда его работников выполняются на основании Инструкции "Санитарные правила и нормы (СанПиН) 2.3.5.021-94", утвержденной постановлением Госкомсанэпиднадзора России от 30.12.94 N 14.

4.7. Работники социального магазина обеспечиваются специальной одеждой и обувью в соответствии с нормативами, утвержденными действующим законодательством.

V. Бухгалтерский учет и отчетность

5.1. Социальный магазин ведет бухгалтерский учет и статистическую отчетность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Республики Татарстан.

Контроль и ревизия деятельности социального магазина осуществляется Учредителем, а также другими органами в пределах их прав и компетенции, установленными действующим законодательством Российской Федерации и Республики Татарстан.

VI. Ликвидация и реорганизация учреждения

6.1. Ликвидация социального магазина или его реорганизация (слияние, присоединение, разделение, преобразование) осуществляется на условиях и в порядке, предусмотренных действующим законодательством.

6.2. При ликвидации и реорганизации социального магазина его работникам гарантируется соблюдение прав в соответствии с законодательством Российской федерации.


* - под Учреждением подразумеваются: центр социального обслуживания, территориальный центр социальной помощи семье и детям, центр реабилитации и другие учреждения с правом юридического лица.

** - под Учредителем подразумеваются:

- Учреждение, в случае, если социальный магазин является его структурным подразделением;

- территориальный орган государственного управления, если социальный магазин создается в качестве самостоятельного подведомственного учреждения органа социальной защиты.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»