от 09.08.95 г. N 558
В целях обеспечения государственного контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1994 г. N 1086 "О Государственной жилищной инспекции в Российской Федерации" Кабинет Министров Республики Татарстан ПОСТАHОВЛЯЕТ:
1. Образовать Государственную жилищную инспекцию в Республике Та тарстан в составе Татарского производственного объединения жилищнокоммунального хозяйства.
2. Утвердить прилагаемое Положение о Государственной жилищной инс пекции Республики Татарстан.
3. Утвердить прилагаемое Положение о государственном жилищном инс пекторе.
4. Финансирование расходов Государственной жилищной инспекции Рес публики Татарстан осуществлять за счет средств республиканского бюджета, доходов, полученных от применяемых финансовых санкций и других источников.
5. Поручить производственному объединению "Татжилкомхоз", Министер ству юстиции Республики Татарстан до конца 1995 года разработать и представить в Кабинет Министров Республики Татарстан проект Положения о финансовых санкциях и взыскании их в безакцептном порядке за несоблюдение действующих нормативных технических требований по эксплуатации жилищного фонда и связанных с ним объектов коммунального назначения.
6. Оплата труда работников инспекции, материально-бытовое обеспече ние, транспортное и медицинское обслуживание осуществляются в порядке и на условиях, установленных для соответствующей категории работников жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан.
7. Главам администраций городов и районов обеспечить органы Госу дарственной жилищной инспекции Республики Татарстан на местах для выполнения возложенных на них задач и функций необходимыми средствами.
8. Контроль за выполнением данного постановления возложить на за местителя Премьер-министра Республики Татарстан Денисова H.Д.
Премьер-министр
Республики Татарстан Ф.Х.Мухаметшин
Руководитель Аппарата
Кабинета Министров
Республики Татарстан H.Б.Бакиров
Утверждено
постановлением Кабинета Министров
Республики Татарстан
от 09.08.95 г. N 558
ПОЛОЖЕНИЕ
о Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Главной задачей Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан является осуществление контроля за использованием, содержанием и ремонтом жилищного фонда независимо от его принадлежности и формы собственности, в части обеспечения защиты прав и законных интересов граждан и государства.
1.2. Государственная жилищная инспекция Республики Татарстан (в дальнейшем - инспекция) в своей деятельности руководствуется действующим на территории Республики Татарстан законодательством, иными нормативными актами органов государственной власти и управления Республики Татарстан, приказами Министерства строительства Российской Федерации, Положением о Государственной жилищной инспекции в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.94 г. N 1086, приказами и распоряжениями главного государственного жилищного инспектора, нормативно-методическими документами, регламентирующими порядок использования, содержания жилищного фонда, придомовых территорий, объектов коммунального назначения и настоящим Положением.
Государственная жилищная инспекция Республики Татарстан осуществля ет контрольные функции в формах и способами, предусмотренными законодательством, действующим на территории Республики Татарстан.
1.3. Основными принципами деятельности инспекции являются: законность действий при проведении инспекционных обследований и применении санкций;
подконтрольность и подотчетность Кабинету Министров Республики Та тарстан и Главной государственной жилищной инспекции Российской Федерации;
взаимодействие с органами государственного управления, их службами, выполняющими функции заказчика на жилищно-коммунальное обслуживание потребителей и осуществляющими контроль качества и надежности предоставления услуг собственниками жилищного фонда и объектов коммунального назначения, а также с общественными объединениями и гражданами.
1.4. Инспекция является юридическим лицом, имеет расчетный счет, бланки и печать с изображением Государственного герба Республики Татарстан и своим наименованием.
1.5. Государственные жилищные инспекторы имеют служебные удостове рения единого образца, форма которых утверждается Министерством строительства Российской Федерации, а также личный штамп (печать) с указанием фамилии и наименования инспекции, которую они представляют.
1.6. Финансирование деятельности инспекции и ее органов на местах осуществляется за счет республиканского бюджета, отчислений от применяемых финансовых санкций и других источников.
2. ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ ИНСПЕКЦИИ
2.1. Задачами Государственной жилищной инспекции Республики Татар стан являются:
соблюдение требований жилищного законодательства всеми участниками жилищных отношений (гражданами, предприятиями, учреждениями и организациями жилищной сферы) и государством;
защита прав потребителей на получение жилищно-коммунальных услуг в соответствии с действующими нормами и правилами;
выявление и предупреждение нарушений при использовании и обеспече нии сохранности жилищного фонда.
2.2. В соответствии с задачами, решение которых возложено на инс пекцию, она осуществляет контроль:
за использованием и сохранностью жилищного фонда и придомовых тер риторий;
за техническим состоянием жилищного фонда и его инженерного обору дования, своевременным выполнением работ по его содержанию в соответствии с действующими нормативно-техническими и проектными документами;
за обоснованностью устанавливаемых нормативов потребления жилищно коммунальных услуг;
за санитарным состоянием помещений жилищного фонда, в части, согла сованной с соответствующими службами санитарно-эпидемиологического контроля;
за осуществлением мероприятий по подготовке жилищного фонда к се зонной эксплуатации;
за рациональным использованием в жилищном фонде топливно-энергети ческих ресурсов и воды;
за соблюдением нормативного уровня и режима обеспечения населения коммунальными услугами (отопление, электро-, водо-, газоснабжение, канализация и др.);
за соблюдением правил пользования жилыми помещениями и придомовыми территориями;
за соблюдением порядка и правил признания жилых домов и помещений непригодными для постоянного проживания, а также перевода их в нежилые;
за реализацией в рамках договорных отношений между органами госу дарственного управления и предприятиями, организациями, обслуживающими подконтрольные объекты, прав и обязанностей сторон и их направленности на защиту интересов потребителей;
за санитарным состоянием мест общего пользования: лестничных кле ток, лифтов и придомовых территорий;
за исполнением требований, содержащихся в выданных предписаниях.
2.3. Инспекция планирует, организует и осуществляет инспекционные обследования в городах и населенных пунктах на территории Республики Татарстан через своих инспекторов, подчиненных инспекции.
2.4. Инспекционные обследования могут быть следующих видов: плановые, проводимые в соответствии с утвержденным графиком (комплексные обследования - раз в пять лет, выборочные - раз в год);
неплановые, проводимые инспектором при назначении его на должность, при включении в состав подконтрольных новых объектов, изменении собственника этих объектов, по жалобам и заявлениям граждан, организаций или распоряжения руководства инспекции.
2.5. Инспекция обобщает, анализирует информацию по данным инспекци онных обследований, ведет базу данных по состоянию всех подконтрольных объектов. Инспекция представляет Главной государственной жилищной инспекции Российской Федерации и Кабинету Министров Республики Татарстан статистическую отчетность по единым формам, разработанным Главной государственной жилищной инспекцией Российской Федерации и утвержденным Госкомстатом Российской Федерации.
2.6. Инспекция принимает участие в подготовке общероссийских и раз рабатывает собственные нормативные и методические документы по контролю качества содержания жилых домов, придомовых территорий и предоставлении коммунальных услуг, а также оказывает консультационную и техническую помощь владельцам подконтрольных объектов, предприятиям, организациям или гражданам, осуществляющим эксплуатацию жилых домов и придомовых территорий.
2.7. Органы исполнительной и представительной власти Республики Та тарстан совместно с инспекцией, а также республиканскими органами государственного управления, осуществляющими контроль за безопасностью для потребителя услуг, устанавливают гарантированный минимальный уровень требований к содержанию и использованию жилищного фонда с учетом его состава и износа, климатических и других особенностей.
3. ПРАВА ИНСПЕКЦИИ
3.1. Инспекция имеет право:
проводить инспекционные обследования и проверки любого подконтроль-
ного объекта, независимо от его ведомственной подчиненности и формы
собственности. Право входа в жилые и нежилые помещения, связанные
единым инженерным оборудованием, а также объекты коммунального назна-
чения обеспечивается согласием собственника и (или) проживающего. В
случае отказа, допуск инспектора на объект может быть осуществлен по
решению суда или арбитражной комиссии, а в случае возникновения угро-
зы жизни и имуществу граждан - совместно с представителями милиции
или пожарной охраны;
давать представления об аннулировании или приостановлении действия
лицензий на осуществление деятельности по содержанию жилищного фонда
за грубые или систематические нарушения юридическими и физическими
лицами установленных правил и норм;
проверять соблюдение порядка и правил признания жилых домов и поме-
щений непригодными для постоянного проживания, а также перевода их в
нежилые;
вносить предложения о привлечении должностных лиц и граждан к от-
ветственности в соответствии с действующим законодательством;
в порядке и на условиях, установленных законодательством Республики
Татарстан, применять финансовые санкции за несоблюдение нормативно-
технических требований по использованию, содержанию и ремонту жилищ-
ного фонда и придомовых территорий и неисполнение предписаний об уст-
ранении выявленных недостатков;
давать заключения и предписания собственникам жилищного фонда и
объектов коммунального назначения, а также предприятиям любых форм
собственности, их обслуживающим, и гражданам о результатах проведен-
ных инспекционных обследований с определением конкретных мероприятий
и сроков устранения выявленных недостатков и нарушений;
осуществлять при проведении инспекционных обследований проверку на-
личия у предприятий всех форм собственности и граждан лицензий на
проведение работ по обслуживанию и ремонту жилищного фонда и объектов
коммунального назначения;
требовать от собственников жилищного фонда и объектов коммунального
назначения необходимую для обследования документацию и другие матери-
алы в порядке, установленном действующим законодательством;
проводить инспекционные обследования на основании заявлений, жалоб
и обращений граждан, предприятий и организаций по вопросам содержания
жилищного фонда и объектов коммунального назначения, а также по воп-
росам, связанным с соблюдением правил предоставления услуг, прав и
законных интересов потребителей;
требовать представления информации от собственников подконтрольных
объектов, включая органы местного самоуправления, а также от предпри-
ятий, организаций и граждан, осуществляющих содержание данных объек-
тов;
заключать договоры на оказание консультационных услуг и проведение
технической экспертизы по вопросам содержания, эксплуатации жилищного
фонда;
создавать технические и учебные центры, а также другие службы для
осуществления консультационных и технических услуг по обследованию
зданий и сооружений.
3.2. Основанием для выполнения требований инспекции является пись менное обоснованное предписание государственного жилищного инспектора по форме, утвержденной Кабинетом Министров Республики Татарстан.
Если выявленные нарушения представляют угрозу здоровью и жизни гра ждан, или (и) могут причинить значительный ущерб имуществу юридических и физических лиц и требуют незамедлительных действий, выдается предписание, копии которого направляются органам государственного управления по принадлежности.
В предписании, помимо выявленных нарушений, указываются мероприятия по их устранению и сроки выполнения необходимых работ. Предписание подписывается инспектором и другими участниками инспекционных обследований:
собственниками подконтрольных объектов;
представителями предприятий или гражданами, осуществляющими содер-
жание подконтрольных объектов;
представителями сторонних организаций, участвующих в инспекционном
обследовании. В случае несогласия собственников (их представителей)
подконтрольных объектов, представителей предприятий или граждан, осу-
ществляющих содержание подконтрольных объектов, с фактами и выводами,
изложенными в предписании, они имеют право сделать соответствующую
запись и представить необходимые документы.
3.3. В случае отказа собственника подконтрольного объекта или его представителя, или представителя предприятия, организации, осуществляющей содержание данного объекта, принять предписание, в нем инспектором делается соответствующая отметка и предписание направляется в адрес стороны, допустившей нарушения по почте с уведомлением о вручении.
3.4. Отказ от подписи предписания не является препятствием для сос тавления и выдачи его, взыскания финансовых санкций, а также выполнения необходимых работ в установленные сроки.
3.5. При невыполнении требований, изложенных в предписании по сро кам, перечню и объемам работ, составляется акт, являющийся основанием для применения соответствующих финансовых санкций.
3.6. В случае уклонения стороны, допустившей нарушения в содержании жилищного фонда, придомовых территорий и объектов коммунального назначения, от выполнения требований, изложенных в предписании (акте), а также при невозможности взыскания финансовых санкций в связи с неплатежеспособностью, инспекция вправе обратиться для решения вопроса в суд в соответствии с действующим законодательством.
4. ОБЯЗАННОСТИ ИНСПЕКЦИИ
4.1. Инспекция обязана:
соблюдать требования действующего законодательства, нормативных и
правовых документов;
проводить инспекционные обследования подконтрольных объектов в со-
ответствии с установленной периодичностью и соблюдением технологичес-
ких требований;
в случае несоблюдения нормативно-технических требований по исполь-
зованию и содержанию жилищного фонда и придомовых территорий:
применять финансовые санкции к предприятиям, организациям, являю-
щимся собственниками подконтрольных объектов или осуществляющими их
содержание;
подготавливать материалы для принятия административных мер воздей-
ствия к физическим лицам и руководителям предприятий и организаций,
являющихся собственниками или обслуживающих подконтрольные объекты;
представлять, в соответствии с заключенными договорами, необходимую
информацию собственникам жилищного фонда, предприятиям и гражданам,
осуществляющим его содержание и ремонт о действующих нормативных до-
кументах и требованиях по качеству содержания жилищного фонда.
5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ИНСПЕКЦИИ
5.1. Инспекция в пределах своей компетенции и в соответствии с дей ствующим законодательством несет ответственность:
за необъективную информацию о состоянии и уровне обслуживания жи лищного фонда и придомовых территорий;
за нарушение сроков и технологии проведения инспекционных обследо ваний;
за действия, ведущие к нарушению прав и интересов граждан и собст венников подконтрольных объектов;
за неправильное применение финансовых санкций к собственникам под контрольных объектов, предприятиям и гражданам, осуществляющим их содержание.