Действующий

О Государственной комплексной программе Республики Татарстан по предупреждению чрезвычайных ситуаций на 1999-2003 годы

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения

В Республике Татарстан ежегодно возникает более 30 чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в результате которых гибнут люди, а материальный ущерб исчисляется миллиардами рублей.

Сохраняющаяся тенденция возрастания чрезвычайных ситуаций, тяжесть их последствий обоснованно заставляют рассматривать их как серьезную угрозу безопасности личности, общества и окружающей среды, а также стабильности развития экономики республики.

Анализ ситуаций, оценка рисков, прогнозирование чрезвычайных ситуаций и разработка сценариев действий по их предупреждению и ликвидации должны базироваться на единой системе мониторинга окружающей природной и техногенной среды, использовании новейших информационных технологий сбора и обработки данных о состоянии территорий и объектов, эффективной интеграции всех информационно-аналитических подсистем Территориальной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Полученный с помощью современных методов мониторинга окружающей среды и территорий фактический материал ляжет в основу реальной карты природного, техногенного, экологического и антропогенного риска в Республике Татарстан.

Для деятельности по обеспечению безопасности, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера необходима правовая основа. Действующая законодательная и нормативно-правовая база декларирует обязанности по осуществлению мер в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, однако требования многих законодательных документов не подкреплены механизмом их реализации. В них не предусмотрена ответственность юридических и физических лиц за создание предпосылок к чрезвычайным ситуациям. Расчет на сознательное и ответственное отношение руководителей всех уровней к выполнению задач по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, не подкрепленный соответствующими финансовыми стимулами, а также санкциями, не дает должного эффекта.

До настоящего времени в Республике Татарстан не решена проблема обезвреживания обнаруженных взрывоопасных предметов и предотвращения угрозы взрывов.

Работы по обезвреживанию всех взрывоопасных предметов осуществляют сотрудники группы разминирования Министерства внутренних дел нештатного формирования, созданного из числа лиц, имеющих специальное образование и опыт работы с взрывчатыми веществами. Их действия не регламентированы никакими нормативными документами.

Необходимо в кратчайшие сроки создать группу из числа сотрудников Министерства внутренних дел Республики Татарстан, военных гарнизонов и Комитета государственной безопасности Республики Татарстан, определить ее правовой статус и обеспечить необходимым оборудованием.

В целях решения задач по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения Республики Татарстан на современном этапе развития Территориальной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций приоритетное значение приобретает формирование общегосударственной политики, определяющей цель, методы, средства и организационные формы решения актуальных задач, что и легло в основу Государственной комплексной программы Республики Татарстан по предупреждению чрезвычайных ситуаций на 1999-2003 годы.